Станет ли Астана прологом переговоров в Женеве? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Станет ли Астана прологом переговоров в Женеве?

Зоны деэскалации как яблоко раздора среди участников очередного этапа межсирийских переговоров в Женеве

08.06.2017 15:25 Петр Дианов

Станет ли Астана прологом переговоров в Женеве?

В ходе состоявшегося 5 июня 2017 года краткосрочного визита в Москву специального представителя ООН по Сирии Стефана де Мистуры достигнута договоренность об организации 12 и 13 июня в Астане следующего раунда диалога между сирийскими делегациями при посредничестве России, Ирана и Турции. Де Мистура выразил надежду на то, что встреча в Казахстане может стать прологом переговоров в Женеве.

Однако «главный переговорщик» от сирийской оппозиции, руководитель Высшего комитета по переговорам Наср аль-Харири,  практически в тот же день выкинул очередной «политический кульбит»: он отказался от участия, выдвинув новые требования к посредникам.

Как известно, 4 мая в Астане был подписан меморандум о создании в Сирии четырех зон деэскалации.

Первая и самая большая – на севере. Включает территорию провинции Идлиб, северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и север провинции Хама. Здесь проживает более 1 млн. мирных граждан. Эту зону контролируют 14,5 тыс. боевиков.

Вторая находится на севере провинции Хомс и включает города Эр-Растан и Тель-Биса с близкими к ним районами. Численность населения колеблется в пределах 180 тыс. под контролем примерно 3 тыс. боевиков.

Третья включает Восточную Гуту (пригород Дамаска). Насчитывается около 690 тыс. мирных граждан.

Четвертая – юг Сирии: приграничные с Иорданией районы провинций Дераа и Аль-Кунейтра (до 800 тыс. населения) и около 15 тыс. боевиков.

В соответствии с документом боевые действия будут продолжены только против ИГИЛ, бывшей «Джабгат ан-Нусра» (организации запрещены в РФ) и родственных им вооруженных группировок.

Вдоль границ зон деэскалации будут созданы полосы безопасности, которые включают наблюдательные посты (НП) за соблюдением режима перемирия и контрольно-пропускные пункты (КПП) для обеспечения перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарных грузов и содействия экономической деятельности. Работа КПП, НП и управление зонами будет осуществлять персоналом и формированиями России, Турции и Ирана. По взаимной договоренности к этой работе могут привлекаться силы других государств.

Созданная на экспертном уровне Совместная рабочая группа стран-гарантов 4 июня с.г. представила для утверждения точные границы зон деэскалации, карты отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок.

Аль-Харири при поддержке Турции настаивает на расширении первой и второй зон деэскалации в провинциях Латакия, Идлиб и Хомс, прекращении огня и отстранения Ирана от участия в обеспечении перемирия. Кроме того, он выступает за привлечение США в качестве полноправного гаранта безопасности.

Россия не может пойти на удовлетворение большинства этих условий. В прилегающих к зонам деэскалации районах продолжают базироваться вооруженные отряды террористического интернационала, которые под ударами правительственных войск и ВКС РФ постоянно мигрируют и периодически скрываются в установленных зонах. Кроме того, как показывает практика, многие отряды так называемой «умеренной» оппозиции могут «перекрашиваться» и переходить на сторону террористов, участвуя в боевых действиях против правительственных сил.

Министерство обороны России реально контролирует карту и настаивает на сокращении или, по меньшей мере, сохранении площади первой зоны, продолжении активных действий против базирующейся здесь террористической группировки «Фатх аш-Шам» (бывшая «Нусра» и «Аль-Каида»), которую Аль-Харири хочет причислить к «умеренным».

Россию не удастся сломить и по вопросу роли Ирана в сирийских событиях: Тегеран выступает последовательным и принципиальным союзником Дамаска, а теперь и Москвы. Иранцы вносят значимый вклад не только в совместную борьбу с исламским терроризмом в Сирии, но и оказывают огромную военную, материально-экономическую и финансовую помощь сирийскому государству и его народу. Эта деятельность Ирана стала «костью в горле» не только арабским монархическим режимам во главе с Саудовской Аравией, но и США и Израилю. Поэтому ни Москва, ни Дамаск не согласятся на отстранение Тегерана от участия в миротворческой операции в Сирии.

Что касается привлечения Вашингтона к межсирийским переговорам в Астане и Женеве, то Россия не против этой идеи. Но все дело в том, что сама американская администрация не хочет этого: ее и так устраивает то, что Америка без согласия Сирии беззастенчиво и нагло попрала суверенитет этой страны.  Под предлогом борьбы с терроризмом создала «западную коалицию» и под видом советников и инструкторов разместила свой воинский контингент на сирийской территории.

Российское военно-политическое руководство приветствует участие любого государства в реальных действиях по ликвидации террористического интернационала на Ближнем Востоке. И США, которые обладают мощными военными и другими возможностями в регионе, не исключение. Однако Москва выступает категорически против «ползучей агрессии» - молчаливого и незаконного вмешательства во внутренние дела других государств, создания предпосылок для размещения своих воинских контингентов на территории стран на долгосрочной основе. В настоящее время, по наблюдениям ближневосточных военных экспертов, в Сирии Пентагоном созданы 7 американских опорных пунктов, наиболее крупные из которых дислоцированы на аэродромах в районах населенных пунктов Ар-Рамилан, Айн аль-Араб (Кобани), Ат-Табка на контролируемой курдской группировкой «Части поддержки народа» территории. Два других пункта – сирийские авиабазы в Танаф и Хибра аз-Закаф - расположены в зоне контроля оппозиционной вооруженной группировки Свободной армии Сирии.

Вполне естественно, подобная практика не может не вызывать опасения со стороны военно-политического руководства Сирии и обоснованную озабоченность России.

Так или иначе, главной и первоочередной задачей контртеррористических сил в лице Сирии, России и Ирана является  деятельность по разгрому незаконных антиправительственных вооруженных формирований и созданию условий для перехода Сирии к мирному строительству и восстановлению разрушенного войной хозяйства.

 

                                                                   

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Сирийский узел»:

15.12.2017
Россия продолжит помогать Сирии в борьбе с группировкой "Джебхат ан-Нусра"
15.12.2017
Конгресс сирийского нацдиалога поможет обрести динамику переговорам в Женеве
15.12.2017
МО РФ: Пентагон не владеет реальной информацией о ситуации в Сирии
15.12.2017
Американские F-22 осуществили перехват российских Су-25 в небе над Сирией
14.12.2017
Американские истребители поднимались для перехвата самолетов РФ в небе над Сирией
14.12.2017
СМИ: в руках ИГ оказалось предназначенное повстанцам Сирии оружие США
14.12.2017
Глава РФ: только общими усилиями можно решить проблему беженцев в Сирии
14.12.2017
В Сирии открывается дорога для политического урегулирования конфликта, считает Путин
14.12.2017
Путин заявил, что Россия готова помочь Сирии в решении проблемы беженцев в рамках международных усилий
14.12.2017
На восточный берег Евфрата вернулись более трех тысяч жителей
14.12.2017
Гутерриш: ООН приложит все усилия для осуществления диалога правительства и оппозиции Сирии
14.12.2017
СМИ: 23 сирийца погибли в результате удара ВВС коалиции в окрестностях Дейр-эз-Зора
14.12.2017
Центр по примирению: сирийские боевики заблокировали доставку гуманитарной помощи от ООН
14.12.2017
Де Мистура: делегация правительства Сирии не готова к прямым переговорам с оппозицией
Загрузка...