США – с санкциями, Европа – с проектами / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
США – с санкциями, Европа – с проектами

Крупнейшие компании мира игнорируют санкционную политику США

07.07.2017 12:30 Александр Левченко, международный обозреватель

США – с санкциями, Европа – с проектами

AP/TASS

Россия выступает против нелегитимных торговых и финансовых ограничений и намерена сосредоточить внимание "двадцатки" на вопросах обеспечения позитивной динамики в глобальной торговле, заявил в пятницу президент РФ Владимир Путин.

«Мы выступаем против растущего в мире протекционизма. Нелегитимная торговля и финансовые ограничения с очевидным политическим подтекстом, по сути, направлены на устранение конкурентов, ведут к сворачиванию деловых связей, утрате доверия между участниками экономического сотрудничества, разрывая саму ткань мировой экономики», - сказал Путин, выступая на встрече лидеров БРИКС на полях двадцатки» в Гамбурге.

Нелегитимная торговля и финансовые ограничения с очевидным политическим подтекстом, о которой говорит российский президент - это как раз те многочисленные санкции, которые наложили США на десятки стан мира. И, похоже, крупнейшие компании Европы уже устали от постоянного страха попасть в американский санкционный список. Экономическое сотрудничество с Ираном тому яркий пример. Один за другим европейские и азиатские промышленные гиганты заключают сделки с Ираном, стремясь закрепиться на одном из самых перспективных азиатских и ближневосточных рынков.

Так, 3 июля французский энергетический гигант Total подписал соглашение с Исламской Республикой на разработку 11 блока месторождения газа Южный Парс. Оно является частью гигантского газового резервуара, который делят между собой Иран и Катар по морской границе. В течение трех лет Total инвестирует в развитие месторождения 4,8 млрд. долларов и передаст иранской стороне свой опыт в области бурения и добычи. «Мегапроект будет выполняться поэтапно, а Total отвечает за все операции: от бурения скважин до строительства морских платформ и процессов переработки», - пишет в этой связи иранская газета Financial Tribune. Как ожидается, промышленная эксплуатация блока начнется в 2020 году, и с него будут перекачивать 1,8 млрд. кубических футов газа в сутки.  Углеводород по трубопроводу будет поступать на нефтегазоперерабатывающие предприятия в провинции Хузестан.

Французы будут качать газ в течение 20 лет в консорциуме с Китайской национальной нефтяной корпорацией и государственной иранской компанией Petropars с долями соответственно 50,1%, 30% и 19,9%. Причем, в соответствии с условиями контракта, срок может быть продлен еще на 20-25 лет. Иранская сторона специально идет на подобные уступки, чтобы повысить уверенность иностранной компании в доходности инвестиций и стимулировать долгосрочное сотрудничество.

Несмотря на отмену санкций, США по-прежнему ограничивают возможность использовать доллар при расчетах с Ираном. Поэтому Total будет финансировать проект в евро из собственных ресурсов, подчеркивает газета Financial Tribune.

Контракт стал настоящим ударом «под дых» администрации президента США Дональда Трампа. Проект явно идет вразрез с планами Вашингтона блокировать стремление Ирана утвердиться на мировом энергетическом рынке и, в то же время прорваться, на европейский рынок с американским сланцевым газом, «подвинув» Россию.

Total стала одной из первых крупнейших компаний отрасли, вернувшихся в Иран после заключения ядерного соглашения между Тегераном и «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Сделка, получившая название Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), вступила в силу в октябре 2015 года. В том же месяце англо-голландская Royal Dutch Shell и французская Total получили разрешение на открытие 200 своих автозаправочных станций в Иране. «Они стали первыми иностранными фирмами, которые получили доступ на розничный рынок продажи бензина в Исламской Республике, одной из самых богатых нефтью стран мира», - сообщала тогда телекомпания Пресс-ТВ. Total также одной из первых возобновила прямые закупки иранской нефти.

Жесткая линия Трампа пока вынуждает другие европейские энергетические «монстры», такие как Royal Dutch Shell и BP, проявлять ограниченный интерес к иранскому рынку. Но «пилотный» пример Total может вдохновить и их.

Надо сказать, что французский нефтегазовый гигант стал не единственной компанией страны, которая решила восстановить утерянные, было, из-за санкций позиции в Иране. А потери Франции были весьма ощутимы. Если в 2004 году объем двусторонней торговли насчитывал 4 млрд. евро, то к 2013 он сократился до 500 млн. Ушедшие тогда с рынка автомобилестроители Peugeot, для которого Иран был вторым по значимости зарубежным рынком, и Renault также стали первыми в отрасли, кто поспешил застолбить свои интересы в Исламской Республике. Надо отдать ей должное, все эти годы ИРИ не прекращала производство собственных авто и сохранила свой автомобилестроительный потенциал.

Уже в январе 2016 года иранская национальная компания Iran Khodro и Peugeot подписали в Париже сделку на сумму инвестиций 400 миллионов евро и создали совместное предприятие по производству в Иране четырех моделей популярного в ИРИ автомобиля. "Новое совместное предприятие с долями 50х50 превращает Иран в региональный центр Peugeot по экспорту в страны Ближнего Востока и Центральной Азии», - заявил генеральный директор Iran Khodro Хашем Йекезаде накануне подписания соглашения. Только в самом Иране компания будет продавать до 400 тысяч автомобилей в год. Peugeot также будет модернизировать свой завод в Иране по производству модельного ряда Citroen.

В свою очередь, компания Renault заявила, что построит в Иране новый завод, по производству 150 000 автомобилей в год.

Торопятся за французами и немцы. После 17-летнего отсутствия вернулся Volkswagen. В начале июля немецкий автогигант подписал сделку с иранским импортером Mammut Khodro и будет поставлять в Исламскую Республику компактные внедорожники Tiguan и семейный автомобиль Passat.

Интерес европейских компаний неслучаен. По оценкам международных экспертов, Иран является крупнейшим автомобильным рынком на Ближнем Востоке, его потребительский потенциал оценивается в 1,7 миллионов автомобилей в год. А иранская автомобильная промышленность – представляет собой крупнейшую отрасль в стране после нефтяной. Ее рост за прошедший иранский год (закончился 21 марта 2017 г.) был впечатляющим – 37% по сравнение с общим экономическим ростом в более чем 8%. Гигантский скачок объясняется, конечно, отменой санкций. Но и более скромные оценки демонстрируют перспективность отрасли. Как показывают апрельские исследования Fitch Group BMI Research, в среднем годовой рост производства автомобилей в Иране до 2021 года составит 11% и будет опережать общий рост производства.

В конце июня на Парижском авиасалоне два иранских частных авиаперевозчика подписали меморандумы с Airbus о покупке 73 авиалайнеров. Если сделка состоится, она станет продолжением сотрудничества европейского консорциума с иранскими транспортниками. В прошлом году крупнейшая авиатранспортная государственная компания Iran Air заказала 100 «Эрбасов» для пополнения и замены своего стареющего авиапарка.

Свои позиции на иранском рынке стремится восстановить и Италия, которая до введения международных санкций в 2012 году была крупнейшим европейским торговым партнером Тегерана. С того момент и до середины 2016 года двусторонний торговый оборот упал с 7 млрд. евро до 1,2 млрд., то есть более, чем в 5,5 раз.

Теперь Италия реализует сделки с Ираном на общую сумму в 17 млрд. евро, которые были подписаны в конце января прошлого года во время визита президента ИРИ Хасана Роухани в Рим. В частности, итальянское автодорожное агентство ANAS ведет строительство автотрассы, протяженностью 1200 км и стоимостью 3,6 млрд. евро. Дорога соединит порт в Персидском заливе Бендер Имам Хомейни с населенным пунктом Базарган на границе Ирана с Турцией. Через этот пограничный городок идет основной поток взаимных грузовых автоперевозок с соседней страной. Это большой инфраструктурный проект, который являются частью иранской государственной программы по развитию транзитной транспортной сети страны.

Таким образом, страны ЕС демонстрируют, что их промышленность более не желает нести убытки от односторонних и необоснованных ограничительных мер Вашингтона в отношении Тегерана, которыми Соединенные Штаты лишь прикрываются, чтобы обеспечить собственные торговые интересы.

Симптоматично, что крупные сделки европейских гигантов с Ираном заключаются на фоне дебатов в Конгрессе США по поводу законопроекта о новых санкциях в отношении Ирана и России. Ограничения могут самым серьезным образом отразиться на партнерах Тегерана и Москвы, особенно в нефтегазовой сфере. Новый пакет уже одобрен сенатом и может стать законом, если будет одобрен палатой представителей и подписан президентом Дональдом Трампом. Скандальность законопроекту придает и тот факт, что его рассмотрение сенаторами, будто специально, было приурочено к саммиту «большой двадцатки» (G20), который пройдет 7-8 июля в Гамбурге. Представители крупнейших экономик мира будут обсуждать там самые острые проблемы мирового производства и финансов. В условиях стагнации европейские производители остро нуждаются в новых рынках, таких как Иран, и продолжении сотрудничества с Россией по таким крупнейшим контрактам, как строительство газопровода «Северный поток-2». Но именно против этих проектов, открывающих для европейской промышленности гигантские перспективы, и направлены новые американские санкции. Устоит ли Европа, сможет ли отстоять свои интересы? Факты говорят о том, что Старый Свет вполне способен вести независимую экономическую политику. Одно можно сказать – скучно в Гамбурге не будет!

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Иран после санкций»:

20.09.2017
Роухан: никто больше не будет доверять США, если они выйдут из ядерной сделки
14.09.2017
Россия и Иран сверили часы перед Астаной
10.09.2017
Telegraph: Иран мог тайно помочь КНДР в создании ядерного оружия
06.09.2017
Новак: вопрос начала поставок иранской нефти в Россию еще прорабатывается
01.09.2017
Иран сквозь призму сирийского конфликта
31.08.2017
Лавров и Зариф обсудили выполнение соглашения по иранской ядерной программе и Сирию
30.08.2017
Роухани: Иран не станет первым расторгать сделку по атому
29.08.2017
Рябков: РФ выступает против изменения положений иранской ядерной сделки
28.08.2017
Презумпция виновности по-американски
14.08.2017
Иран намерен укреплять свою ракетную мощь
10.08.2017
В Иране будет новый министр обороны
09.08.2017
Иран как фактор конфронтации США и РФ: мнения экспертов
08.08.2017
Россия и Иран укрепляют партнерство в области обороны
05.08.2017
В Тегеране состоится церемония приведения к присяге президента Ирана Хасана Роухани
Загрузка...