Встреча Путин-Трамп: прибалтийский фактор / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Встреча Путин-Трамп: прибалтийский фактор

Балтийские государства генерируют предлоги для военного присутствия США у границ России

11.07.2017 12:52 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Встреча Путин-Трамп: прибалтийский фактор

FORUM

Состоявшаяся в Гамбурге встреча президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа стала историческим событием, позволившим говорить о возможном новом этапе российско-американских отношений, предполагающим движение в направлении нормализации двусторонних связей, от состояния которых зависит урегулирование многих актуальных глобальных проблем.

Накануне встречи Трамп посетил Польшу и отдельно пообщался с руководителями стран Прибалтики и Польши. Последние позиционировали беседу с Президентом США как миссию по доведению до него «истинной» информации о российской «активности» в Восточной Европе, якобы несущей, по их утверждению, «угрозы» безопасности стран Прибалтики, Польши и в целом региона. Свою цель прибалтийские и польские политики видели, по их заявлению, в том, чтобы предостеречь американского президента от ослабления противостояния с Россией.

Американский выбор собеседников в Европе накануне встречи в верхах России и США подчинен вполне определенной логике. Страны Прибалтики и Польша, объединяемые Великобританией, олицетворяют агрессивное меньшинство в Евросоюзе и НАТО, которое фанатично настаивает на сохранении и даже усугублении санкционного режима в отношении России.

В таком качестве они полезны внешней политике США. Нынешнее руководство стран Прибалтики и Польши, представляющее себя потенциальной «жертвой» российской «агрессивности», генерирует публичные предлоги, позволяющие США обосновывать и оправдывать наращивание своего военного присутствия в Восточной Европе и Прибалтике, прежде всего, непосредственно на российских границах. Механизмом, обеспечивающим американскую военную активность, выступает НАТО, где, как известно, доминирует американский компонент. В более широком плане искусственно насаждаемый тезис о «российской угрозе» в Восточной Европе и Прибалтике позвляет США консолидировать своих западноевропейских союзников на российском направлении и поддерживать среди них блоковую дисциплину.

В этой связи, логично предположить, для Трампа не имело особого значение то, что ему говорили прибалтийский и польский собеседники на их личной встрече, тем более, что прибалтийские страны не обладают глубокими экспертными знаниями по России, а больше оперируют пропагандистскими лозунгами, которые поступают к ним, к тому же, извне. В любом случае их информированность по России заведомо является уже американской в силу известной несопоставимости польско-прибалтийских возможностей с информационным потенциалом США.

Для Трампа был важен сам факт его бесед с прибалтийскими и польскими руководителями. Этим беседам американские политики могут в настоящее время и в будущем придать любую интерпретацию, позиционируя себя «защитниками» прибалтийских государств и эксплуатируя в отношениях с Россией псевдоозабоченности безопасностью в Восточной Европе и Прибалтике.

Видимо факт общения с прибалтийскими и польскими руководителями нужен был Трампу как запасной аргумент на случай негативного развития встречи с Путиным, если бы разговор пошел по конфронтационной траектории.

Польско-прибалтийские беседы не пригодились. Встреча президентов прошла в конструктивном ключе. На ней рассматривались действительно актуальные проблемы: такие как украинский кризис, ситуация в Сирии, кибербезопасность, по которым наметились некоторые подвижки.

В то же время тема якобы «уязвимости» стран Прибалтики и Польши перед «российской угрозой» явно не прозвучала. Можно трактовать по-разному то, что руководитель США не обращался к польско-прибалтийской теме на первой росийско-американской встрече в верхах. Можно воспринять так, что польско-прибалтийская тема не является действительной проблемой для США, а ее периодическая актуализация в международном информпространстве носит управляемый характер. Можно констатировать то, что американцы не посчитали нужным включать польско-прибалтийскую тему в первоочередную повестку российско-американских отношений. Отсюда можно сделать вывод о том, что данная тема видимо не относится к текущим американским внешнеполитическим приоритетам.

В целом отсутствие внимания к польско-прибалтийской теме на встрече в Гамбурге выглядело вполне естественным на фоне накопившихся реальных проблем в российско-американских отношениях и глобальной повестке.

Однако, эта, можно сказать, само собой разумеющаяся констатация вызвала волнения у прибалтийского и польского руководства, которое рассчитывало на конфронтационный исход встречи. Трудно сказать, чего больше здесь проявляют польские и прибалтийские руководители: наивности, демагогии, некомпетентности. Наиболее очевидно то, что нынешние польские и прибалтийские политики, стоящие у власти, продолжают находится в плену иллюзий своей значимости в региональной и глобальной политике. Судя по всему, им кажется, что они представляют собой фактор влияния на европейские или даже глобальные дела, имея в виду российско-американские отношения.

В действительности же в Европе и США, как об этом свидетельствует, в частности, российско-американская встреча в верхах, польско-прибалтийская тема в привязке к России похожа на инструмент, к которому обращаются, когда возникает необходимость, или откладывают подальше, когда прикладная потребность в нем отсутствует.

В более широком смысле содержание и итоги российской-америакнской встречи в верхах служат для здравомыслящих политиков верной подсказкой того, что будет формировать глобальную повестку. Польские и прибалтийские руководители могли бы также воспользоваться этой возможностью и попытаться объективно оценить свой международный статус, имея в виду начать постепенно избавляться от репутации управляемых «конфронтационных» рычагов.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евроведение»:

23.11.2017
В Варшаве считают, что без Польши и Франции не удастся никакая реформа Евросоюза
23.11.2017
Евросоюз и Польша: в чем причина взаимных претензий?
22.11.2017
Германия во власти центробежных сил
21.11.2017
МИД Сербии резко раскритиковал поведение украинского посла
20.11.2017
Катастрофа для Меркель
17.11.2017
Политическое пространство ЕС становится более фрагментировано
17.11.2017
Потенциальные партнеры по коалиции в ФРГ не договорились ни по одной теме
17.11.2017
Создатель Angry birds намерен построить тоннель из Таллина в Хельсинки под Финским заливом
16.11.2017
Центробанк Норвегии считает нецелесообразным инвестиции государственного пенсионного фонда в нефть и газ.
16.11.2017
ЕС: кто нагадил в родное гнездо?
16.11.2017
Европа перестраховывается на случай распада НАТО
15.11.2017
У Великобритании одна проблема – Россия?
14.11.2017
Критика России со стороны Терезы Мэй имеет внутриполитическую подоплеку - политолог
13.11.2017
Социологи ФРГ: «холодная война» и проблема стакана
Загрузка...