Чему учат японские учебники / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Чему учат японские учебники

Правду о прошлом в Японии называют «послевоенным мазохизмом»

12.07.2017 12:15 Анатолий Кошкин, доктор исторических наук, профессор, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны

Чему учат японские учебники

Министерство иностранных дел Республики Корея (Южной Кореи) в очередной раз заявило протест правительству Японии по поводу выпуска инструкции по преподаванию истории в средних школах Японии, в которых острова Токто (в Японии их именуют Такэсима) определены как «неотъемлемая часть японской территории». В инструкцию также включены указания убеждать школьников считать японскими оспариваемые КНР острова Сэнкаку, Дяоюйдао по-китайски, и законно принадлежащие России Курильские острова.

В инструкцию включены также указания внести в школьную программу разъяснения законности пересмотра действующей «мирной» конституции Японии, роли скрывающихся под эвфемизмом «сил самообороны» воссозданных вопреки запрету основного закона полновесных вооруженных сил страны.

Инструкции обновляются каждые десять лет. Нынешняя должна вступить в силу в 2020 году. Именно в этом году характеризующийся в самой Японии и за рубежом как «ястреб» в политике премьер-министр Синдзо Абэ вознамерился, преодолевая сопротивление, по крайней мере, половины японского народа, осуществить свой давний замысел покончить с пацифизмом и превратить Страну восходящего солнца в «нормальное государство». При этом известно, что за образец такого государства Абэ берет «прекрасную прежнюю Японию». И это несмотря на то, что прежняя Япония определена мировым сообществом как государство милитаристское, ввергшее народы Восточной Азии и Тихого океана в многолетнюю кровавую войну и являвшееся ближайшим союзником бесчеловечного гитлеровского режима.

Важным инструментом возвращения японцев к «прежним ценностям» являются школьные учебники, призванные преодолеть якобы навязанный левыми силами страны «послевоенный синдром побежденной страны».

Применительно к истории идеологическое кредо японских правых было сформулировано еще в 80-е годы прошлого века бывшим премьер-министром Японии Ясухиро Накасонэ, который поставил задачу изменить отношение японцев к прошедшей войне, представить ее не как захватническую, а как «освободительную». Обращаясь к согражданам, он восклицал: «Война принесла народам Азии независимость. Признание такой оценки — лишь вопрос времени. Она займет свое место в истории... Еще рано выносить окончательный приговор. В результате войны над Азией взошла светлая заря!» Заметим, что этот политик, несмотря на весьма почтенный возраст, остается гуру японских националистов, продолжает влиять на внутреннюю и внешнюю политику Японии.

Именно тогда стали появляться так называемые «альтернативные» школьные учебники, призванные «преодолеть мазохизм в истории», якобы навязываемый левым Всеяпонским профсоюзом учителей - Никкёсо. Уже тогда в школьных учебниках война Японии против китайского народа стала именоваться не агрессией, а неким «военным вступлением в Китай». Массовые же убийства мирных жителей этой страны представлялись результатом... «сопротивления китайских войск».

Участились публичные выступления членов кабинета министров Японии, в которых они оспаривали справедливость вынесенного Токийским трибуналом приговора главным японским военным преступникам, пытались изобразить их чуть ли не героями, отдавшими жизнь за интересы «священной японской империи».

Затем в 90-е годы было образовано «Общество по созданию новых учебников», участники которого из числа историков правой ориентации заявили, что стремятся создать такую историю Японии, «которой можно было бы гордиться». Они-то и написали новые учебники, спровоцировав тем самым резкое ухудшение отношений Японии с азиатскими государствами.

Возмущение китайцев, корейцев, народов других азиатских стран понятно — ведь в написанных историками правонационалистической ориентации учебниках по существу утверждается, что Япония оккупировала их государства с «цивилизаторской» целью, что часть населения азиатских стран якобы даже приветствовала японскую колонизацию. Протесты вызвало и то, что, стремясь «улучшить» свою историю, авторы учебника подвергают «сомнению» общеизвестные факты массовых убийств среди китайского населения. А ведь только в одном Нанкине после захвата японцами города за несколько дней, по китайским данным, было зверски уничтожено до 300 тысяч мирных жителей. Для того чтобы убедиться в фактах геноцида китайского населения, достаточно посетить музей японо-китайской войны в Пекине и ознакомиться с потрясающими фотографиями, запечатлевшими горы трупов. Кстати, мне доводилось встречаться с японцами, которые, не признавая факты геноцида, пытаются представить эти снимки как якобы фотомонтаж.

Не могут согласиться в азиатских странах и с тем, что из учебников новое поколение японцев уже не узнает о подготовке японской военщины к широкомасштабной бактериологической и химической войне, чудовищных экспериментах над живыми людьми (японские изуверы именовали их «бревнами»), которых заражали смертоносными вирусами и бактериями. Не говорится в учебниках и о ставшей в последние годы весьма острой проблеме требований от японского правительства извинений и компенсаций за принуждение молодых женщин из захваченных стран следовать за войсками оккупантов в качестве «сексуальных рабынь» для утех японской солдатни.

Далеко не всегда авторы «новых учебников» с должной объективностью освещают и комментируют и те события, которые затрагивают историю нашей страны — России (СССР).

Вызывает возражение использование в учебниках термина «отправка войск в Сибирь» («Сибэрия сюппэй») при описании неспровоцированных агрессивных действий Японии в отношении молодой Советской республики в 1918 — 1922 годах. Неопределенный и двусмысленный термин «отправка войск», на мой взгляд, никак не может употребляться в случае, когда речь идет о неприкрытых захватнических действиях одного государства против другого. Хотя авторы таких учебников, говоря о вооруженном вторжении на территорию революционной России армий европейских государств и США, называют их действия «интервенционистской войной», японская же длительная оккупация российского Дальнего Востока и Сибири и физические расправы над населением этих регионов упорно именуются как всего лишь «отправка войск». Напомним, что японская агрессия продолжалась и тогда, когда другие страны-интервенты под натиском Красной армии и партизан вынуждены были ретироваться из России.

Нельзя согласиться и с тем, когда японское вооруженное вторжение оправдывается «стремлением выручить чехословацкий корпус и расширить влияние в Сибири». Имеется в виду спровоцированное Антантой контрреволюционное выступление чехословацких войск из бывших военнопленных, находившихся в России. В действительности же, как свидетельствуют многочисленные факты, целью тогдашнего японского правительства было создание на обширных территориях восточной части России прояпонского режима для всемерного разграбления природных богатств и порабощения местного населения.

Как отмечают объективно мыслящие японские историки, правящие круги Японии стремились «собственными силами захватить Сибирь, задушить революцию и установить на территории Сибири марионеточный режим». При этом ставилась задача «пойти на любые жертвы, только бы не опоздать к дележу территории России, который произойдет после вмешательства США, Англии и Франции». В конечном счете, предусматривалось включить российский Дальний Восток и Восточную Сибирь в качестве колоний в состав «Великой японской империи».

Примером замалчивания невыгодных для Японии фактов истории является отсутствие в «новых учебниках» указания на то, что японская армия захватила и удерживала силой до 1925 года всегда принадлежавшую России северную часть острова Сахалин.

Школьникам ничего не говорится о крупных вооруженных конфликтах на озере Хасан (1938 г.) и в районе реки Халхин-Гол (1939 г.). А ведь локальная война на Халхин-Голе (в Японии она именуется «Номонханский инцидент») оказала весьма серьезное влияние на последующее развитие ситуации в мире. Как известно, вооруженное столкновение советских и японских войск летом 1939 г. подтолкнуло советское правительство на вынужденное заключение с Германией Пакта о ненападении с тем, чтобы избежать опасности вовлечения в войну на два фронта — западный и восточный. С другой стороны, разгром японских войск побудил японское правительство заключить в апреле 1941 г. Пакт о нейтралитете с СССР. Исключение столь значительного события из учебника лишь потому, что Япония потерпела в сражениях на Халхин-Голе позорное поражение, едва ли можно назвать объективным подходом к истории.

Авторы переписываемых учебников утверждают, что на «Императорском совещании» («Годзэн кайги») 2 июля 1941 г. было принято решение не вступать в войну против СССР, а двигаться в южном направлении. На самом же деле тогда было принято решение лишь временно воздержаться от нападения на СССР, дождавшись его поражения в войне с Германией, а затем силами Квантунской и Корейской армий оккупировать советский Дальний Восток и Восточную Сибирь. Опасность японского вероломного нападения на СССР сохранялась до 1943 года.

Характеризуя достигнутое в 1945 г. на Ялтинской конференции глав трех великих держав (СССР, США и Великобритании) соглашение о возвращении Советскому Союзу Южного Сахалина и передаче Курильских островов, японские правые историки называют это решение нарушением положений Атлантической хартии об отказе стран-союзников от расширения в результате войны своих территорий. При этом не принимается во внимание тот факт, что данные территории ранее принадлежали Российской империи, и речь шла не об отторжении чужих территорий, о чем говорилось в Атлантической хартии, а о возвращении этих земель их прежнему владельцу.

В школьных учебниках можно найти утверждения о том что, «вторгшись в августе 1945 года в Манчжурию, Советский Союз (?!) убивал, грабил и совершал насилия над японскими гражданскими лицами». Такие обвинения требуют доказательств, основанных на документах и конкретных фактах. В противном случае это выглядит, как голословное стремление переложить свою вину за бесчинства на других.

Исключение из учебников указания на то, что при подписании Сан-францисского мирного договора 1951 г. японское государство отказалось от прав и претензий на все Курильские острова, затрудняет понимание существа противоречий между Японией и Россией по поводу государственной принадлежности этих земель, и должно быть расценено как стремление создать у школьников представление о сохранении прав Японии на эти острова.

В заключение хотелось бы отметить, что при описании истории нельзя подстраивать ее под сиюминутные политические интересы, что, кстати, происходит в последние десятилетия и в нашей стране. Что же касается тех разделов учебников, где речь идет о весьма чувствительных и затрагивающих честь и национальное достоинство проблемах взаимоотношений народов в годы войны, то их содержание должно быть направлено не на расширение противоречий и недоверия, а на поиск объективных, основанных на подлинных фактах оценок событий прошлого.

 

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «История как предчувствие»:

16.11.2017
В ООН утвердили резолюцию России о борьбе с нацизмом, отказав инициативе США
16.11.2017
«Холодная война» в 21 веке невозможна – политолог
15.11.2017
Общество "Курск" осудило демонтаж памятника Красной армии в Щецине
11.11.2017
США отмечают национальный праздник - День ветеранов
11.11.2017
Польша отмечает 99-ю годовщину обретения республикой независимости
10.11.2017
Во Франции почтили память Русского экспедиционного корпуса
09.11.2017
Посольство РФ: приравнивание красноармейцев и легионеров СС в Латвии возмутительно
07.11.2017
В Нью-Йорке проходит художественная выставка, посвященная 100-летию Октябрьской революции
07.11.2017
BBC посвятила 100-летию Октября показ фильма об искусстве русского авангарда
04.11.2017
Останки 58 погибших освободителей Киева перезахоронены в братской могиле
03.11.2017
Маргарет Тэтчер: «Как мы разрушали Советский Союз»
03.11.2017
Нарышкин: мнения о революции 1917 года больше не раскалывают общество
02.11.2017
МИД России возмущен осквернением памятника советским воинам в Болгарии
27.10.2017
WikiLeaks объявила награду в $100 тыс. за засекреченные документы об убийстве Кеннеди
Загрузка...