Пеший по-машинному: Эстония во главе ЕС / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Пеший по-машинному: Эстония во главе ЕС

Председательствуя в ЕС Эстония не касается ключевых проблем Европы

14.08.2017 13:06 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Пеший по-машинному: Эстония во главе ЕС

С 1 июля Эстония в течении полугода председательствует в Евросоюзе. Это обычная практика, предусматривающая, что страны – члены ЕС поочередно председательствуют в Евросоюзе. Обычно страна – председатель выдвигает тему, внимание на которой предлагается сосредоточиться всем членам ЕС. Эстонское председательство в ЕС логично рассматривать в прибалтийском контексте.

Латвия и Литва уже попробовали свои силы в осуществлении председательства в ЕС, и  обе они культивировали тему Восточного партнерства ЕС. Однако, вряд ли обоснованно утверждать, что эта тема может полностью считаться выбором прибалтийских стран.

Обратимся к истории программы "Восточное партнерство", чтобы понять роль прибалтийских стран в ее реализации. Программа запущена в оборот в 2009 г. Нацелена на переориентацию стран – членов СНГ на ассоциацию с Евросоюзом. Ни одна из прибалтийских стран не принимала участия ни в разработке программы, ни в ее презентации. Ключевым моментом программы выступает Украина, и прибалтийские страны активно себя проявляют по украинской тематике.

Первоначально предполагалось, что и Эстония посвятит свое председательство программе "Восточное партнерство". Неожиданно в апреле 2017 г. Эстония отказалась от ранее анонсированной темы Восточного партнерства.

На замену ей выдвинут комплекс тем, включающий цифровую экономику, кибербезопасность, миграцию, положение дел в Африке. Перечень вызывает ощущение чего-то знакомого. Названные вопросы почти текстуально совпадают с повесткой саммита G20 в Гамбурге (Германия) в июле 2017 г. Поскольку Германия – флагман ЕС и одновременно выступала устроительницей саммита G20 в Гамбурге, не может не возникнуть предположение о германском происхождении темы эстонского председательства в ЕС.

В то же время, нельзя отрицать значение перечисленных тем для ЕС, но другим и возможно более весомым для ЕС обстоятельством выступает то, что в марте 2017 г. Великобритания официально начала процесс прекращения своего членства в Евросоюзе. Переговоры на эту тему предполагалось начать в июне 2017 г., но в связи с неожиданными и неблагоприятными для консерваторов результатами внеочередных парламентских выборов в Великобритании переговоры были сдвинуты.

Нельзя не обратить внимания на то, что принципиальный для Евросоюза вопрос выстраивания дальнейших отношений с Великобританией не нашел отражения в содержании председательства Эстонии, хотя можно было бы ожидать, что страна-председатель возьмет на себя бремя участия в рассмотрении и поисках решения вопроса, определяющего перспективы деятельности Евросоюза. Видимо не по своему потенциалу – отсутствие опыта государственного управления и отсутствие практики самостоятельного участия в региональных организациях – Эстония сама не выдвигала вопрос прекращения членства Великобритании в ЕС в качестве темы своего председательства, а ведущие страны ЕС не могли ей доверить такую тему.

В более широком плане Евросоюз находится в настоящее время на своего рода перепутье. Череда кризисов, постигших ЕС, из которых можно выделить украинский кризис, миграционный кризис, не говоря уже последствиях глобального финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг., побудили ведущие страны ЕС основательно заняться разработкой концепции того, в каком виде будет существовать ЕС в дальнейшем и какие механизмы будут обеспечивать его функционирование. Пока можно говорить только о контурах решения поставленных вопросов. Эта тема также не нашла места в председательстве Эстонии в ЕС.

Кроме того, ситуация в Евросоюзе усугубляется новой конфигурацией взаимоотношений в сообществе западных стран, которые часто именуются просто Западом. Изменения вызваны ситуацией в США, где сложилось своего рода двоевластие. Одну его часть олицетворяет администрация Трампа, другую - Конгресс США, отражающий интересы либеральной части американского политического истеблишмента. Двуликое состояние США не может не влиять в целом на порядок дел на Западе и, в частности, на связи США с Евросоюзом, которые помимо всего прочего, испытывают давление со стороны НАТО. Североатлантический же альянс откровенно претендует на то, чтобы определять политическую ситуацию в Европе, побуждая Евросоюз приспосабливаться к выдвигаемым натовским руководством запросам, которые демонстрируют тенденцию нагнетания напряженности между Россией и Евросоюзом.

На фоне перечисленных обстоятельств странно было бы ожидать, чтобы Эстонии на время ее председательства в Евросоюзе были бы доверены темы, действительно представляющие для ЕС жизненно важный интерес. В ЕС не просматривается веских оснований рассматривать Эстонию как фактор деятельности ЕС. Судя по всему, ведущие ЕСовские страны, помогая Эстонии с выбором темы председательства, подсказывают ей, что она больше подходит на роль инструмента конкретной политики.

В целом же председательство Эстонии в ЕС призвано просто заполнить концептуальную и функциональную паузу в деятельности Евросоюза.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Политика»:

17.11.2017
МИД РФ: Кремль призывает к безотлагательному урегулированию межнационального противостояния в Мьянме
17.11.2017
Саад Харири будет принят в Париже в качестве премьер- министра Ливана
17.11.2017
Великобритания вернет Ирану 527 млн долларов, замороженных на счетах в 1970-х годах
17.11.2017
МИД РФ: Ответственность за прекращение работы миссии по химоружию в Сирии лежит на США
17.11.2017
Каталонский политик утверждает, что Мадрид угрожал "экстремальным насилием" на улицах
17.11.2017
КНДР будет развивать ядерную программу и готова к новым санкциям
17.11.2017
Мэй и Туск согласились, что надо усилить переговоры по Brexit
17.11.2017
Политолог: телефонный разговор Путина с лидерами ЛНР и ДНР - это сенсация
17.11.2017
Парламент Нидерландов считает, что страна должна быть готова к "жесткому" Brexit
17.11.2017
Путин установил штатную численность ВС РФ в 1 млн 903 тыс. единиц
17.11.2017
СМИ: Турция отозвала солдат с учений НАТО из-за упоминания Эрдогана и Ататюрка
17.11.2017
Росатом» наделят полномочиями по управлению Севморпути
17.11.2017
Лавров: Кремль считает соглашение в Париже основой решения вопроса изменения климата
17.11.2017
WSJ: Мюллер потребовал от 12 экс-членов штаба Трампа документы по России
Загрузка...