«Восточное партнерство»: искусственное торможение или естественный тупик / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
«Восточное партнерство»: искусственное торможение или естественный тупик

ЕС теряет интерес к программе интеграции стран постсоветского пространства

AP/TASS

Сегодня политики и общественные деятели, эксперты и блогеры по-прежнему много говорят и пушит о кризисе на Украине. Они высказываются в разных жанрах: от амбиций всестороннего анализа до предложений рецептов нормализации ситуации в Украине. Однако, общей для западных подходов выступает тенденция представить драматическое развитие украинских событий как некое противостояние между Россией и Украиной.

Эта тенденция сложилась не сама по себе – над ее образом усиленно трудились внешние спонсоры, главными из которых являются США, ведущие страны Евросоюза. К ним несомненно можно приплюсовать Польшу - ее министр иностранных дел вместе с министрами иностранных дел Германии и Франции содействовали созданию ситуации, приведшей к государственному перевороту в Украине в феврале 2014 г. Эти же страны продолжают и сегодня прикладывать усилия к тому, чтобы убедить европейскую общественность и общественность своих стран в том, что урегулирование в Украине зависит сугубо от воли России.

Вместе с тем, реалии украинского кризиса все больше расходятся с надуманным образом противостояния России и Украины. Киевское руководство по-прежнему проявляя некомпетентность и пренебрегая национальным суверенитетом, уклоняется от объективного рассмотрения накопившихся проблем в социальной, экономической, внутриполитической областях. Ведущие страны ЕС переживают процесс разочарования ходом украинских дел и принимают решения, больше ограничивающие так называемые «европейские перспективы» для Украины, имея в виду возможности ее дальнейшего сближения с ЕС, чем им содействующие. Польские политики, осознав, что укрепление Украины в качестве антироссийского форпоста Запада, принизит и возможно даже девальвирует сегодняшнее евроатлантическое положение Польши, взялись за жесткую критику киевского руководства. США, кивая в сторону ЕС в части регулирования украинских политических проблем, укрепляет свои военные позиции в Украине.

За этими пертурбациями как-то уходит на второй план, а иногда и полностью затушевывается то, что украинский кризис стал так или иначе следствием реализации программы «Восточное партнерство Евросоюза». Официальными авторами программы выступили Польша (Радослав Сикорский) и Швеция (Карл Бильд). Обе страны находилась во власти иллюзий того, что они могут получить серьезные выгоды от вовлечения Украины в ЕСовскую орбиту. Польша видела себя новым лидером Европы, предполагая приложение к себе украинского людского, экономического, географического потенциала. Швеция же рассчитывала на Украину, как на перспективный рынок применения шведского финансового капитала в основном в виде заполнения его шведскими кредитами.

Еврокомиссия – основной орган управления ЕС - приняла программу «Восточное партнерство» безоговорочно, которая была одобрена саммитом ЕС в 2009 г. как один из ключевых проектов. Сыграло свою роль и то, что в тот период Еврокомиссию возглавлял Жозе Баррозу, известный как креатура британских политических кругов, а внешней политикой ЕС руководила бывшая сотрудница британского МИД Кэтрин Эштон. В целом в Евросоюзе преобладала уверенность в незыблемости ЕС и властвовали экспансионистские настроения.

Программа Восточное партнерство помимо Украины включала Белоруссию, Молдову, Азербайджан, Армению, Грузию и была нацелена на переориентацию этих стран с членства в СНГ на ассоциацию с Евросоюзом. Ключевой страной считалась Украина. Более того, Еврокомиссия отказалась от предложения России провести переговоры на экспертном уровне о содержании программы «Восточное партнерство».

В качестве инструмента реализации программы были избраны страны Прибалтики. Так, в период председательства Литвы во второй половине 2013 г. предполагалось на саммите в Вильнюсе (Литва) подписать соглашение об ассоциации Украины с ЕС и парафировать аналогичные соглашения с Арменией и Молдовой.

Вильнюсский саммит оказался для ЕС провальным. Как известно, украинское руководство отказалось подписывать соглашение об ассоциации, а армянское – парафировать этот документ. Тогда к украинскому процессу подключились США - последовал скандальный и драматический майдан, государственный переворот, раскол на Украине, доминирование украинских националистов. Все это привело к сегодняшней тупиковой ситуации в Украине, когда украинские власти не управляют страной, а выполняют указания внешних спонсоров, что ведет к накоплению протестного потенциала.

Помимо трудностей запутанности и неуправляемости ситуации в Украине, она создает неблагоприятный пример для остальных стран, включенных в свое время в программу «Восточное партнерство». В частности, разбалансирована ситуация в Молдове, почти полностью потеряла национальную идентичность Грузия. Что касается Белоруссии, Азербайджана, Армении, то в Еврокомиссии стараются о них вообще не упоминать.

Явным индикатором того, что обращение к программе «Восточное партнерство» не выгодно в настоящее время для Евросоюза может служить то, что Эстонии, приступившей к председательству в ЕС во второй половине 2017 г. не позволили объявить темой председательства – программу «Восточное партнерство», хотя в еще в начале 2017 года в эстонском правительстве «сильно горячились» на тему партнерства, обещая дать «сильный» импульс ее реализации.

Можно расценить ослабление внимания к программе «Восточного партнерства» в ЕС как сложение ряда неблагоприятных обстоятельств. Это системный кризис в Евросоюзе, осложнение отношений с США, проблемы с странами Восточной Европы. Но скорее программа не выдерживает испытания сложными обстоятельствами. Либо она была не качественно подготовлена, либо строилась на определенных иллюзиях.

Скорее всего или точнее всего второе! Программа «Восточное партнерство» зашла в естественный тупик, который не предубежденному исследователю должен был бы понять с самого начала, так как программа игнорировала традицию историко-географического развития стран «Восточного партнерства», предполагающего естественную и объективную близость с Россией. 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евроведение»:

17.06.2019
ЕС обеспокоен ситуацией в Черноморском регионе и подтверждает политику непризнания Крыма
14.06.2019
В Швейцарии десятки тысяч женщин протестуют против неравенства
14.06.2019
Экс-президент Хорватии назвал антироссийские санкции "катастрофой для экономики"
14.06.2019
FT: букмекеры считают Бориса Джонсона фаворитом среди кандидатов в премьеры Великобритании
13.06.2019
Эксперт: у Бориса Джонсона есть шансы стать премьер-министром Великобритании
13.06.2019
Евроскептики в Европарламенте выступили против продления санкций в отношении России
12.06.2019
Польша построит базу для тысячи американских военнослужащих
12.06.2019
США могут перебросить в Польшу часть своих войск из Германии
12.06.2019
Власти Швеции высылают из страны двух имамов
12.06.2019
ЕК рекомендовала европейскому бизнесу подготовиться к сценарию Brexit без соглашения
12.06.2019
Борис Джонсон начал свою кампанию по борьбе за пост премьера Великобритании
12.06.2019
США дополнительно направят тысячу солдат в Польшу
12.06.2019
СМИ: Мадрид согласился увеличить военное присутствие США в Роте, не изменяя договор
10.06.2019
Греция обвинила Турцию в 84 нарушениях своей воздушной границы
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.