«Восточное партнерство»: искусственное торможение или естественный тупик / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
«Восточное партнерство»: искусственное торможение или естественный тупик

ЕС теряет интерес к программе интеграции стран постсоветского пространства

AP/TASS

Сегодня политики и общественные деятели, эксперты и блогеры по-прежнему много говорят и пушит о кризисе на Украине. Они высказываются в разных жанрах: от амбиций всестороннего анализа до предложений рецептов нормализации ситуации в Украине. Однако, общей для западных подходов выступает тенденция представить драматическое развитие украинских событий как некое противостояние между Россией и Украиной.

Эта тенденция сложилась не сама по себе – над ее образом усиленно трудились внешние спонсоры, главными из которых являются США, ведущие страны Евросоюза. К ним несомненно можно приплюсовать Польшу - ее министр иностранных дел вместе с министрами иностранных дел Германии и Франции содействовали созданию ситуации, приведшей к государственному перевороту в Украине в феврале 2014 г. Эти же страны продолжают и сегодня прикладывать усилия к тому, чтобы убедить европейскую общественность и общественность своих стран в том, что урегулирование в Украине зависит сугубо от воли России.

Вместе с тем, реалии украинского кризиса все больше расходятся с надуманным образом противостояния России и Украины. Киевское руководство по-прежнему проявляя некомпетентность и пренебрегая национальным суверенитетом, уклоняется от объективного рассмотрения накопившихся проблем в социальной, экономической, внутриполитической областях. Ведущие страны ЕС переживают процесс разочарования ходом украинских дел и принимают решения, больше ограничивающие так называемые «европейские перспективы» для Украины, имея в виду возможности ее дальнейшего сближения с ЕС, чем им содействующие. Польские политики, осознав, что укрепление Украины в качестве антироссийского форпоста Запада, принизит и возможно даже девальвирует сегодняшнее евроатлантическое положение Польши, взялись за жесткую критику киевского руководства. США, кивая в сторону ЕС в части регулирования украинских политических проблем, укрепляет свои военные позиции в Украине.

За этими пертурбациями как-то уходит на второй план, а иногда и полностью затушевывается то, что украинский кризис стал так или иначе следствием реализации программы «Восточное партнерство Евросоюза». Официальными авторами программы выступили Польша (Радослав Сикорский) и Швеция (Карл Бильд). Обе страны находилась во власти иллюзий того, что они могут получить серьезные выгоды от вовлечения Украины в ЕСовскую орбиту. Польша видела себя новым лидером Европы, предполагая приложение к себе украинского людского, экономического, географического потенциала. Швеция же рассчитывала на Украину, как на перспективный рынок применения шведского финансового капитала в основном в виде заполнения его шведскими кредитами.

Еврокомиссия – основной орган управления ЕС - приняла программу «Восточное партнерство» безоговорочно, которая была одобрена саммитом ЕС в 2009 г. как один из ключевых проектов. Сыграло свою роль и то, что в тот период Еврокомиссию возглавлял Жозе Баррозу, известный как креатура британских политических кругов, а внешней политикой ЕС руководила бывшая сотрудница британского МИД Кэтрин Эштон. В целом в Евросоюзе преобладала уверенность в незыблемости ЕС и властвовали экспансионистские настроения.

Программа Восточное партнерство помимо Украины включала Белоруссию, Молдову, Азербайджан, Армению, Грузию и была нацелена на переориентацию этих стран с членства в СНГ на ассоциацию с Евросоюзом. Ключевой страной считалась Украина. Более того, Еврокомиссия отказалась от предложения России провести переговоры на экспертном уровне о содержании программы «Восточное партнерство».

В качестве инструмента реализации программы были избраны страны Прибалтики. Так, в период председательства Литвы во второй половине 2013 г. предполагалось на саммите в Вильнюсе (Литва) подписать соглашение об ассоциации Украины с ЕС и парафировать аналогичные соглашения с Арменией и Молдовой.

Вильнюсский саммит оказался для ЕС провальным. Как известно, украинское руководство отказалось подписывать соглашение об ассоциации, а армянское – парафировать этот документ. Тогда к украинскому процессу подключились США - последовал скандальный и драматический майдан, государственный переворот, раскол на Украине, доминирование украинских националистов. Все это привело к сегодняшней тупиковой ситуации в Украине, когда украинские власти не управляют страной, а выполняют указания внешних спонсоров, что ведет к накоплению протестного потенциала.

Помимо трудностей запутанности и неуправляемости ситуации в Украине, она создает неблагоприятный пример для остальных стран, включенных в свое время в программу «Восточное партнерство». В частности, разбалансирована ситуация в Молдове, почти полностью потеряла национальную идентичность Грузия. Что касается Белоруссии, Азербайджана, Армении, то в Еврокомиссии стараются о них вообще не упоминать.

Явным индикатором того, что обращение к программе «Восточное партнерство» не выгодно в настоящее время для Евросоюза может служить то, что Эстонии, приступившей к председательству в ЕС во второй половине 2017 г. не позволили объявить темой председательства – программу «Восточное партнерство», хотя в еще в начале 2017 года в эстонском правительстве «сильно горячились» на тему партнерства, обещая дать «сильный» импульс ее реализации.

Можно расценить ослабление внимания к программе «Восточного партнерства» в ЕС как сложение ряда неблагоприятных обстоятельств. Это системный кризис в Евросоюзе, осложнение отношений с США, проблемы с странами Восточной Европы. Но скорее программа не выдерживает испытания сложными обстоятельствами. Либо она была не качественно подготовлена, либо строилась на определенных иллюзиях.

Скорее всего или точнее всего второе! Программа «Восточное партнерство» зашла в естественный тупик, который не предубежденному исследователю должен был бы понять с самого начала, так как программа игнорировала традицию историко-географического развития стран «Восточного партнерства», предполагающего естественную и объективную близость с Россией. 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евроведение»:

19.08.2019
Эксперт о роли Франции в контактах Запада и России
19.08.2019
Танкер Ирана Grace 1 покинул Гибралтар
13.08.2019
ООН призвала страны Европы разрешить высадку спасенных в море мигрантов
12.08.2019
Политолог: американцы не уйдут из Германии
12.08.2019
Посол РФ: Великобритания будет бороться за экономическое выживание после Brexit
08.08.2019
Брексит, Борис и черный ход
07.08.2019
ЕК следит за ситуацией вокруг планов США ввести санкции по "Северному потоку - 2"
06.08.2019
Великобритания после Brexit создаст альянс для противостояния России и Ирану
05.08.2019
Генуя: кто ответит за погибших на мосту Моранди?
02.08.2019
Рас-Соединенное королевство
01.08.2019
Восточная Германия шокирует политический бомонд ФРГ
29.07.2019
Политолог: Брексит без сделки – наиболее вероятный сценарий
28.07.2019
Британский эсминец "Дункан" вошел в Персидский залив
26.07.2019
Минобороны РФ опровергло румынское заявление о задержании груза российской военной техники для Сербии
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.