
Zuma\TASS
Как заявил во вторник, 17 октября, в британском парламенте глава МИД Соединенного королевства Борис Джонсон, Лондон не может иметь нормальных отношений с Москвой из-за ее действий на Украине, в Сирии и поведения в киберпространстве.
Свои громкие заявления глава британского Форин-офиса сделал в тот момент, когда Лондон и Москва готовятся к предстоящему в конце этого года визиту Бориса Джонсона в Россию. В своей речи в парламенте руководитель внешнеполитического ведомства Великобритании, по сути, в одной фразе выразил позицию Лондона на предстоящих вскоре в Москве российско-британских переговорах.
Как правило, дипломаты накануне подобных официальных визитов выступают с оптимистическими заверениями в плане развития двусторонних отношений. Как видим, Борис Джонсон пошел по другому пути и начал с прямых обвинений в адрес Москвы. Причем, подчеркнем, обвинений полностью голословных.
Взять хотя бы его заявления в недостойном поведении России в киберпространстве. Никто и никогда еще не доказал российских хакерских атак на сервера других государств — будь то в Великобритании, США, Франции, Германии или какой-либо другой страны.
Собственно говоря, и сам Борис Джонсон признал, что у Лондона нет никаких доказательств о причастности Москвы к осуществлению кибератак на инфраструктуру Соединенного королевства. "Мы продолжаем наблюдать за действиями России в этой сфере. На данный момент мы еще не можем выявить каких-либо российских кибератак на Великобританию", — заявил Джонсон в парламенте.
Если коснуться обвинительных аспектов речи Джонсона, то они также не выдерживают никакой критики. Взять хотя бы Сирию, где Россия осуществляет свою антитеррористическую деятельность (и надо признать, весьма успешно и эффективно) в строгом соответствии с международным правом. Ведь Москва, в отличие от тех же Соединенных Штатов, действует в Сирии по приглашению законного правительства страны во главе с Башаром Асадом.
Что касается Украины, то Москва никоим образом не аннексировала Крым, как пытаются утверждать на Западе, в том числе и в Лондоне, поскольку воссоединение полуострова с Россией произошло в результате законного референдума, на котором подавляющее число крымчан выступили за вхождение в состав российского государства. Относительно же участия России в боевых действиях на юго-востоке Украины, то все обвинения в этом являются не более как бездоказательными заявлениями западных и киевских политиков и подконтрольных им СМИ. В Лондоне этого не видят и не понимают или просто не хотят этого делать.
Однако вернемся к предстоящему визиту Бориса Джонсона в Москву, который может состояться, по сведениям из канцелярии британского правительства, в двадцатых числа декабря. Кстати, встречаясь с Борисом Джонсоном «на полях» сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил приглашение главе своему британскому коллеге посетить нашу страну.
Так вот, на предстоящей в декабре встрече Лондон в первую очередь намерен обсудить с Москвой соглашение по ядерной программе Ирана, региональную стабильность на Ближнем Востоке, ситуацию на Корейском полуострове, а также сотрудничество в сфере безопасности в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году, который пройдет в России.
По утверждению первого замглавы МИД России Владимира Титова, российская сторона в рамках предстоящего визита Бориса Джонсона в нашу страну намерена сосредоточиться на нормализации двусторонних отношений.
"В первую очередь имеем в виду сосредоточиться на вопросах нормализации российско-британских отношений через диалог, который не должен быть отягощен искусственными увязками или оговорками, — заявил Титов. — Рассчитываем, что в рамках подготовки визита Джонсона в Москву нам удастся выйти на позитивный вектор движения по двусторонним делам и международному досье. Разумеется, многое будет зависеть от наших партнеров".
Титов также обратил внимание на "несколько потребительское восприятие в Лондоне сути визита в духе заявленного подхода — "сотрудничать там, где выгодно Великобритании". "Исходим из того, что взаимодействовать надо по направлениям, где для этого есть общая заинтересованность, а не просто следовать по улице с односторонним движением", — подчеркнул первый заместитель министра.
Однако, на наш взгляд, особых иллюзий в плане улучшения двусторонних отношений в связи с предстоящим визитом главы британского Форин-офиса в Москву не стоит. Особенно в свете заявлений Джонсона и его экстравагантного поведения, которое никак не вяжется с занимаемой им высокой должностью.
Достаточно вспомнить, что Джонсон изначально планировал свой визит в Россию на 10 апреля этого года, но объявил о его отмене за день до поездки, по его словам, «из-за изменения ситуации в сирийском конфликте». Подобное поведение министра никак не соответствует общепринятым в мире дипломатическими правилами. Да и объявление о предстоящем визите Джонсона в Москву было сделано с нарушениями всех дипломатических норм.
Тот же Владимир Титов выразил удивление: почему Лондон нарушил протокол и объявил об этом визите в одностороннем порядке и раньше сроков. "Непонятно, почему британцы изменили традиционной дипломатической этике. Обычно сообщения о визите делаются сторонами совместно и ближе к согласованной дате мероприятия", — заявил высокопоставленный российский дипломат.
Заметим, что визит главы британского МИД будет первым за последние пять лет. Данный перерыв вызван охлаждением двусторонних отношений, начавшимся еще в ноябре 2006 года и связан со смертью в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, будто бы отравленным российскими спецслужбами. А после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, Великобритания фактически заморозил свой диалог с Москвой. В частности, была приостановлена работа двусторонней межправительственной комиссии, а также была ограничена выдача виз россиянам.
Однако успехи российских ВКС в Сирии и разгром ИГИЛ (организация запрещена в России — прим. ред.) в этой стране, судя по всему, заставил Лондон изменить свое отношение к Москве. Видимо, окончательно британская сторона убедилась в том, что диалог с Россией надо восстановить, после недавнего первого в истории визита в Москву короля Саудовской Аравии. Данный факт бесспорно свидетельствует об усилении российского влияния и роста авторитета на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. И игнорировать этот очевидный факт официальный Лондон уже не может. Именно во многом по этой причине, на наш взгляд, британское правительство направляет на переговоры в Москву Бориса Джонсона.
Каковы будут результаты этого визита — покажет время.