Северный поток-2 и его антиподы / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Северный поток-2 и его антиподы

Страны Балтии, Польша и Дания хотят диктовать условия гигантам ЕС

27.10.2017 15:45 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Северный поток-2 и его антиподы

Три прибалтийские республики Латвия, Литва, Эстония и Польша никак не успокоятся из-за якобы их уязвимости перед надуманной российской военной угрозой. Да и как им успокоится, если США требует через механизм НАТО наращивания американских вооруженных сил на их территориях, поскольку те расположены в непосредственном соприкосновении с Россией. Приходится прибалтам и полякам ежедневно изображать, что американское военное присутствие приносит им какую-то эфемерную пользу, кроме превращения их стран в еще один тренировочный полигон США.

А тут подоспела новая забота и опять от США. Надо обеспечить рынок спроса американскому сланцевому газ, достигающему Европы в виде СПГ. Мало того, что он, хотя бы в силу логистики, заметно дороже других альтернатив поставки газа европейским потребителям. Так еще и рынок углеводородов в Европе уже достаточно давно сложился и обеспечивает европейским товарам преимущество перед аналогичными американскими.

Другими словами, задача США в откровенном и завершенном виде должна быть сформулирована следующим образом, как ослабить конкуренцию Европы через замещение российского газа американским СПГ. Получается слишком прямолинейно и может отпугнуть даже проамериканскую часть европейцев. Поэтому американцы, как обычно, свои интересы облекли в форму защиты от внешнего врага, на роль которого они привычно предложили Россию и на этот раз ее природный газ. Фактически европейцам вновь предлагается побороться с «засильем» российского газа, в частности, воспрепятствовать реализации проекта Северный поток – 2, сузив потребление российского газа и впустить на европейский рынок более дорогой американский СПГ.

Американцам понятно, что с такой задачей даже не стоит приближаться к странам, олицетворяющим благосостояние Евросоюза, они же - не камикадзе. Такую задачу можно поручить только безропотным друзьям, для которых национальные интересы своих стран имеют очень отвлеченный интерес.

Было бы странно, если бы среди них не оказалось бы стран Прибалтики. Странность не случилась - Латвия и Литва, как всегда, охотно и с обычным для них задором включились в продвижение в Европе американских энергетических проектов, в частности, СПГ на основе сланцевого газа. На первый взгляд, возможное удорожание газа в Европе вследствие инициируемого импорта американского СПГ прибалтов, как кажется, особо не затрагивает. Действительно, ВВП Латвии и Литвы своей большей частью формируется за счет услуг в финансовой сфере, где доминируют банковские группы Швеции и Финляндии, являющиеся основными выгодополучателями. Логично, что цена на газ в Европе на размер их прибыли прямо не влияет.

Тем не менее, нельзя считать, что латвийское и литовское руководство отличаются глубиной расчета и дальновидностью. Ослабление конкуренции Европы повлечет за собой сужение объема ВВП Евросоюза, а как следствие – уменьшение доходной и расходной частей бюджета ЕС, откуда поступают регулярные и значимые дотации для стран Прибалтики. Получается, что ни Латвия, ни Литва не задумываются о том, как и в каких объемах будут приходить к ним дотации и будут ли они вообще? Для латвийского и литовского руководства это – не праздный вопрос, так как Латвия и Литва традиционно являются дотационными экономиками.

Кто же составляет им компанию? Польша и Дания. Нынешнее польское руководство претендует на то, чтобы Польша служила основным форпостом США как в военном, так и политическом плане. Американская администрация поддерживала и поддерживает указанные польские амбиции. В то же время американцы придерживаются своей привычной тактики - побудить союзников, а тем более наиболее верных из их числа заниматься само обеспечением. Для Польши подобным эффективным инструментом видится, видимо с американской точки зрения, продолжение взимания с России платы за транзит российского газа по польской территории. Обеспечить сложившуюся практику мог бы, по польской версии, отказ от реализации проекта Северный поток 2.

В целом Польша и страны Прибалтики уже сложились не только по вопросу Северного потока-2 в устойчивую группу, которая без преувеличения может называться антироссийским лобби в Евросоюзе. Раньше это лобби возглавляла Великобритания, которая в силу ряда обстоятельств, известных под именем Брекзит, теперь поглощена другими заботами.

Как же с ними оказалась Дания? По той причине, что понадобилось ее согласие на прохождение Северного потока 2 в прилегающих к ней водах Балтийского моря. Соответствующее обращение международной кампании, владеющей правами на проект Северный поток 2, вызвало некое смятение в датских политических кругах и начало складываться впечатление, что Дания может занять объективную позицию, то есть дать разрешение.

На этом этапе к ней подключились Польша, Латвия, Литва, которые выдвинули инициативу о том, что Еврокомиссия передаст перечисленным четырем странам в ведение вопрос о пригодности проекта Северный поток 2 для Евросоюза.

Самое время спросить, какой экономический вес так называемой четверки? Наиболее наглядно посмотреть через ракурс доли ВВП в общем ВВП Евросоюза. Картина выглядит таким образом: Дания – 1.38% от ВВП ЕС, Польша – 2.1%, Литва – 0.42%, Латвия – 0.26%. Суммарно они представляют 4% от ВВП ЕС. Резонно поинтересоваться, почему 4% должны решать, что делать остальным 96%?

Можно зайти с другой стороны. Может перечисленные страны были авторами проектов, которые существенно повышали мощь Евросоюза, укрепляли его интеграционные связи, расширяли его связи? Нет же! Польша, Дания, Латвия. Литва известны только своими евроатлантическим призывами, направленными на подчинение Европы тем или иным американским приоритетам.

Если ставить себя на место Евросоюза и его ведущих стран, то изложенная выше ситуация более, чем явно свидетельствует о настоятельной необходимости реформирования ЕС таким образом, чтобы голоса участников соответствовали бы их реальному экономическому весу и действительному политическому вкладу в укрепление Европы.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Энергетический диалог»:

21.11.2017
ЕС выделил Украине более 700 млн евро на обеспечение ядерной безопасности
20.11.2017
Росатом готов продолжать сотрудничество с Болгарией по проекту АЭС "Белене"
16.11.2017
Ирак и Турция начали переговоры по возобновлению поставок нефти через порт Джейхан
16.11.2017
Как правильно называть санкции: антироссийскими или антиевропейскими?
15.11.2017
"Газпром" разместил семилетние евробонды на 750 млн евро
15.11.2017
ЕС и США: клещи для «Газпром»
15.11.2017
ФАС: спекулянты виноваты в подорожании топлива
14.11.2017
Медведев: в Европе пытаются вынудить Россию отказаться от "Северного потока - 2"
14.11.2017
МЭА прогнозирует увеличение добычи газа в России к 2025 году на 11,5%
14.11.2017
С начала года "Газпром" увеличил поставки в Турцию на 22%, до 24,8 млрд куб. м
10.11.2017
«Росатом» присматривается к финским ледоколам
09.11.2017
СМИ: в ФРГ критикуют планы ЕК подвести "Северный поток - 2" под свой контроль
08.11.2017
Российская энергетическая дипломатия в Азии - перспективы и проблемы
08.11.2017
Reuters: Бразилия отказалась присоединиться к соглашению об ограничении добычи нефти
Загрузка...