Facebook, Twitter, Google: есть ли «российский след»? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Facebook, Twitter, Google: есть ли «российский след»?

Представители интернет-гигантов США дали показания о «российском вмешательстве» в Конгрессе

03.11.2017 13:46 Николай Войтов, Центр специальных медиаметрических исследований

Facebook, Twitter, Google: есть ли «российский след»?

Manuel Balce Ceneta /AP/TASS

Объединенное разведывательное сообщество США, куда входит ЦРУ, ФБР и АНБ, в январе этого года рассекретило доклад о «российском вмешательстве», одновременно и расстроив, и обрадовав американскую прессу. Спецслужбы официально заявили, что россияне не вмешивались в процесс подсчета голосов. Но также было заявлено, что Россия все-таки вмешивалась ‑ в предвыборную агитацию. И этой страшной «операцией руководил В. Путин» и что суть её состояла в «мемах», «троллях», новостном контенте RT и Sputnik. Другие органы власти США восприняли это как руководство к действию.

На этой неделе, во вторник, комитет по юридическим вопросам Сената США заслушал выступления представителей трех технологических гигантов – Facebook, Twitter, Google – по делу о так называемом «российском вмешательстве». В английском языке применительно к социальным сетям и видеохостингам давно уже используется термин «social media» наряду с обыкновенными «media», СМИ, поскольку функции распространения информации и влияния на читателей в значительной мере перешли от прессы к интернет-компаниям. И тем выше заинтересованность американских властей в том, чтобы СМИ нового поколения не действовали или не были использованы вразрез с интересами США. По этой причине слушание подобного рода состоялось не в профильном комитете – скажем, по международным делам, обороне или разведке – а в той части Сената, которая занимается «классическим» законотворчеством и в том числе определяет то, что можно высокотехнологичным компаниям, а что нельзя.

Тот факт, что слушание состоялось – это и хорошо, и плохо. С одной стороны, заседание состоялось под «шапкой» «Преступления и терроризм» (Crime and Terrorism), и каждый докладчик в выступлении границ между Аль-Каидой (запрещена в РФ) и Россией не проводил. С другой - Facebook, Twitter, Google предоставили полную статистику о том, сколько американцев столкнулись с действиями «российских хакеров», и их число (позвольте поиронизировать) не делает чести российским спецслужбам.

Примечательно то, что российские госорганы прямо ни в чем не обвиняются. Представитель Facebook К. Стретч заявляет об «иностранном вмешательстве»2, а затем упоминает некое «Агентство интернет-исследований» из Санкт-Петербурга, ответственное за размещение агитационной рекламы в социальных сетях. Однако достижения «российских троллей» на поверку оказались скромными: 0,004% от содержания новостных лент американцев в социальной сети в период 2015-2016 гг. Но представитель Facebook поспешно сообщает, что «любое количество – это уже много». Всего компанией было обнаружено порядка 120 аккаунтов, «связанных с российскими акторами» (из двух миллиардов) и 3000 рекламных объявлений в Facebook и Instagram.

В то же время представитель компании, не упоминая российское правительство, не упоминает также и американское. Формулировки о «государственно-частном партнерстве» или о готовности предоставить информацию властям отсутствуют в официальном документе К. Стретча. Упор делается нарочито на независимость Facebook и его успехи в деле аутентификации пользователей, в первую очередь для того, чтобы избежать разгула троллей и террористов. Компания делает ставку на расширение штата сотрудников, следящих за покупателями мест для рекламы, чтобы отслеживать «провокаторов» - о машинном обучении (то есть алгоритмов и программ, способных самостоятельно распознавать нежелательный контент) упомянуто вскользь.

 

Представитель Твиттера Ш. Эджетт более склонен работать в связке с официальными органами США, о чем заявляет в документе. Российское правительство им также не упомянуто, только «попытки россиян» повлиять на выборы в США. Несмотря на то, что «политических» твитов от россиян - 0,007% от всего количества, Ш. Эджет приводит в качестве примера российского вмешательства объем поддержки в «ретвитах» несимпатичных американским политикам аккаунтов со стороны «троллей» из России: @Wikileaks – 2% от всех «ретвитов» (кстати, запрещен в России), @GUCCIFER_2 (обвиняется во взломе Демократической партии) – 1,5%.5

Официальный представитель упоминает, что компания «прочесала» всех пользователей, многие попадали под подозрение за пользование рублями. Однако он также заявляет, что наиболее активные тролли пользовались сервисом VPN6 (создает закрытое соединение между сервером и пользователем, поэтому страну, в которой находится пользователь, как и настоящий IP адрес, определить чрезвычайно трудно), что противоречит первичной предпосылке о том, что «рублевые» пользователи потенциально опасны. Ведь если «патриотические хакеры» активно используют средства шифрования и сложные API (интерфейс прикладного программирования, который, кстати, предоставляется самим же Twitter), то маловероятно, что они поленятся предварительно обменять рубли на, скажем, польский злотый или корейскую вону.

Р. Сальгадо, представитель Google на слушании в Сенате, представил самый лаконичный и сдержанный доклад. Согласно исследованиям компании, ими было обнаружено всего два пользователя, которые закупали ангажированную рекламу, то есть были «кремлеботами». О России представитель не говорит, Google озабочен вопросами борьбы с терроризмом и экстремизмом и не выражает стремления сотрудничать с государством.

Американские исследователи личности В. Путина (к которому восходят все обвинения во вмешательстве), например Ф. Хилл, советница Д. Трампа по России, настаивают, что российский президент очень увлекается историей. Известно также, что во время предвыборной гонки 1960 года, кандидатами в которой были Р. Никсон и Дж. Кеннеди, Н. Хрущев «болел» за демократа (естественно, тщательно это скрывал), надеясь на улучшение советско-американских отношений. Итогом надежд стала Куба в 1962 г., когда мир оказался на грани ядерной войны. И крупнейшие американские компании виртуального пространства понимают, что Россия не хочет и не может ввести своего ставленника в Овальный кабинет. А вот американские производители виртуальных официальных новостей – нет.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Информационная безопасность»:

19.09.2018
Пентагон в новой стратегии по кибербезопасности включил Россию и Китай в число угроз
18.09.2018
Роскомнадзор направит Facebook и Twitter письма о хранении данных россиян
17.09.2018
Столтенберг рассказал об ответе НАТО в случае "российских кибератак"
14.09.2018
Посольство РФ в Гааге не комментирует данные об аресте подозреваемых в шпионаже россиян
11.09.2018
Запрещенные на Украине российские сайты входят в число самых популярных в стране
07.09.2018
ВС РФ уточнит позицию по делам об экстремизме в соцсетях‍
06.09.2018
Политолог: нынешняя шумиха вокруг «дела Скрипалей» приурочена к событиям в Сирии
06.09.2018
СМИ: Лондон может прибегнуть к кибератакам против России в ответ на "дело Скрипалей"
06.09.2018
ICANN предупредила о перебоях в мировом интернете после 11 октября‍
05.09.2018
Среди плативших Twitter за политрекламу аккаунтов лишь 0,001% были связаны с РФ
05.09.2018
Мошенники придумали новый способ кражи денег с карт россиян‍
05.09.2018
Минкульт не разрешил прокат фильма "Похищенные сокровища Европы"
04.09.2018
Замминистра связи призвал изменить закон о персональных данных
03.09.2018
МИД Эстонии ввел должность спецпредставителя в сфере кибербезопасности
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.