Ржавая «Украина» разорила судостроительный завод / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Ржавая «Украина» разорила судостроительный завод

В судьбе флагмана украинского флота отразилась судьба страны

08.11.2017 16:59 Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ржавая «Украина» разорила судостроительный завод

Кремко Александр/ ИТАР-ТАСС

Николаевский судостроительный завод остановил работу в связи с прекращением финансирования работ по содержанию крейсера «Украина». Об этом сообщил корреспондент ТАСС. По его словам, счета предприятия арестованы, долги по зарплате в 2,2 млн. долларов (58 млн. гривен) заморожены. Эти долги, ссылается журналист на пресс-службу завода, накопились с февраля 2015 года, когда правительство прекратило финансирование содержание корабля. Его обслуживанием пришлось заниматься самому предприятию. Но и у него деньги кончились.

Интересно, что еще в феврале нынешнего года президент Украины Петр Порошенко издал указ, по которому надлежит «демилитаризировать» крейсер, то есть снять с него все военное оборудование, и продать его. А год назад бывший командующий Военно-морскими силами страны вице-адмирал Сергей Гайдук уже рассказывал корреспонденту газеты «Флот Украины», что Киев планирует продать недостроенный ракетный крейсер «Украина», который подпирает причальную стенку Николаевского завода. Адмирал так и сказал: «Крейсер "Украина» - это отломленный от государства ломоть, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров».

Назвать ракетный крейсер «отломленным ломтем» для адмирала дорогого стоит. Но не будем придираться к своеобразной лексике зарубежного «морского волка». В конце концов, он говорит, как думает. А думает, как говорит.

Но что из себя представляет этот крейсер «Украина»? Для тех, кто не в теме, поясню. Вышеназванный корабль, который носил имя «Адмирал флота Лобов», принадлежит к серии крейсеров проекта 1164 класса «Атлант». Головным среди них стал флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» (первое имя «Слава»). В ВМФ России есть еще два таких корабля - флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» и ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов».

«Лобов», как и его собратья, должен был нести на своем борту 16 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-500 «Базальт» с дальностью действия - 550 километров и возможностью оснащаться ядерной боевой частью (поэтому эти корабли часто называли «убийцами авианосцев»). Последние модификации этих ракет «Вулкан» уже могут летать на 1000 км. А еще на крейсере планировалось разместить 64 зенитных ракет комплекса дальнего радиуса действия «Форт» (аналог сухопутной С-300), два зенитно-ракетных комплекса среднего радиуса действия «Оса-М», 144 ракеты двух комплексов ракетно-бомбового устройства РБУ-6000, торпедное и артиллерийское вооружение (два пятитрубных торпедных аппарата, одна 130 мм пушка и шесть 30 мм пушек АК-630М). Ничего из этого вооружения на крейсер «Украину», готовый по разным оценкам и заявлениям официальных украинских лиц на 75-80-96 процентов, установить не удалось. И о том, что, по словам Порошенко, значит его «демилитаризация», остается только догадываться.

Вообще-то судьба крейсера «Украина» в каких-то своих подробностях напоминает историю самой Украины, в которой отразилось столь характерное для недолгой истории нового государства у юго-западной границы нашей страны державное недомыслие ее политиков и их откровенное жлобство и непомерная жадность.

«Адмирал флота Лобов» стоял на достройке Николаевского завода в те печальные дни, когда развалился Советский Союз. По соглашению между тремя руководителями России, Украины и Белоруссии все, что оставалось на территории их стран после развода с СССР, должно было принадлежать тому государству, где оно в этот момент находилось. Судьбу Черноморского флота в Крыму решено было решить позднее. И последний в серии недостроенный ракетный крейсер проекта 1164 вдруг стал украинским. Киеву он, по большому счету, не был нужен ни при какой погоде.

Во-первых, у Украины не существовало достаточного количества специалистов, готовых управлять таким кораблем и эксплуатировать его. Во-вторых, для него не было причальной инфраструктуры и необходимого числа кораблей сопровождения - 3-4 фрегата и корвета. И в-третьих, а это решающий фактор, практически все вооружение, предназначенное для этого крейсера, делалось на российских оборонных предприятиях. Главная ударная сила «Лобова» - противокорабельный ракетный комплекс «Базальт», под который были установлены ракетные шахты и прочее оборудование, стреляет, как мы уже знаем, на 550 километров. А по международным правилам поставлять за рубеж (Украина после 1991 года стала для России - заграницей) можно только ракеты с дальностью полета не больше 300 километров. Без «Базальта» крейсер, как мужчина без… (ну вы знаете без чего).

Продать такой корабль в какую-либо страну - в Китай или Индию, готовые, по идее, купить подобный крейсер - тоже невозможно. Без «Базальта» он никому не нужен. А создавать под существующие шахты новую ракету с дальностью до 300 км, как, например, сделали Москва и Дели с ПКР «Оникс», который в совместном исполнении стал называться «БраМос», никто не собирался. Наверное, потому, что овчинка не стоила выделки - было слишком дорого.

Купить недостроенный «Лобов» в начале 90-х годов прошлого века была готова Россия. Поскольку денег в это время не было ни у нее, ни у Киева, предложение Москвы звучало так - вы достраиваете крейсер, а мы у вас его берем в счет долга, который накопился за поставленный державе газ. Но Украину такой вариант не устроил. За поставленный газ она, в конце концов, согласилась отдать стоявший на ремонте в «Николаевском заводе 61 коммунара» флагман Черноморского флота «Москва», а за «Лобова» потребовала валюту. И цену заломила такую, что разговаривать сразу стало не о чем. К тому же в то время в главном штабе ВМФ, как и в Министерстве обороны России, тоже не очень хорошо представляли, зачем им этот корабль. На Тихом океане такой есть, на Северном флоте - тоже. Есть и на Черном море, на Балтику его отправлять - практического смысла нет. К тому же задачи у флота сильно изменились по сравнению с задачами во времена СССР - гоняться за авианосцами Россия отказалась. В средствах стратегического сдерживания ставка была сделана на другие виды вооружений - в первую очередь на РВСН.

А в Киеве так и не смогли решить, что им делать с недостроенным кораблем. Сначала его быстренько переименовали в «Украину», как символ и гордость новой морской державы. Но символ и гордость мог отойти от заводской стенки, разве только на буксире. Два газотурбинных двигателя сжигали столько топлива, что им можно было обогреть замерзающий зимой город кораблестроителей Николаев. Да и самого этого топлива тоже не доставало. В середине девяностых годов прошлого века автор этих строк побывал на заводе, предприятие представляло жалкое зрелище - заказов нет, отапливать цеха нечем, рабочие, месяцами не получавшие зарплаты, разбегались. В частности, на российские заводы - в Северодвинск, Калининград, Комсомольск-на-Амуре... А у причальной стенки сиротливо стоял и ржавел «беззубый» ракетный крейсер.

Переговоры о продаже его России возникали за последние двадцать лет не раз и не два. Верховная Рада для того, чтобы продать корабль кому-нибудь, даже постановила убрать с корпуса крейсера название Украина - продавать символ и гордость державы негоже. Постановила называть его просто «проект 1164». В Киев и Николаев приезжали комиссии Главного штаба ВМФ и Минобороны, вели переговоры, даже о чем-то договаривались. Но все заканчивалось, как только подготовленные документы попадали в администрации президентов - что Кравчука, что Кучмы, что Ющенко, что Януковича. И там, если не погибали, то пропадали неизвестно где. Кому-то что-то не нравилось. Может, цена вопроса. Может, то, что корабль предназначался России. А ей ничего отдавать (продавать) в Киеве не хотели. Действовали по мазохистскому принципу: «Выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой». И такой подход был не только по отношению к ненужному Украине ракетному крейсеру.

Кому теперь потребуется крейсер, для которого порядка 80 процентов вооружений и навигационного оборудования производятся только в России, вопрос открытый. Ни одна западная судостроительная фирма даже под политическим нажимом собственного правительства за эту работу не возьмется - затрат куча, а риск невозврата потраченных средств слишком велик.

Переделать ракетный корабль под казино, а потом под авианосец, как сделали китайцы с корпусом строившегося в Николаеве авианесущего крейсера «Варяг», тоже невозможно. Разве что продать его «на иголки». Тонна корабельного металла на международном рынке, если с медными проводами и другой начинкой, стоит порядка 200-250 долларов США. Как сторгуешься. А полное водоизмещение «Украины» 11500 тонн. Простые арифметические действия подскажут читателю истинную цену этого корабля, и это, не считая расходов на буксировку к предприятию по разделке. Куда-нибудь в Индию или в Южную Корею, где специализируются на таких работах.

Это все же будет приличнее, чем дальше заниматься военно-экономическим «мазохизмом» - держать без толку ржавеющий былой символ и гордость ВМС державы, прикованным буксирными концами к причальной стенке судостроительного завода. Конечно, новые корабли и катера на вырученные деньги не построить. Но, по крайней мере, за тепло и свет для неликвидной «Украины» больше платить не придется. А завод сумеет расплатиться с долгами. Хотя бы по зарплате.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Военная индустрия»:

22.06.2018
Польша вернет в армию советские танки Т-72
22.06.2018
Захарова сообщила о производстве химоружия в Сирии на оборудовании из Западной Европы
22.06.2018
Ополченцы ДНР подавили огневые точки ВСУ под Мариуполем
21.06.2018
Украинский генерал призвал производить ракеты, которые достанут до Москвы
21.06.2018
На Украине планируют купить американские комплексы ПВО Patriot
21.06.2018
В США признали преимущество Су-57 над F-35
20.06.2018
С-400 объективно необходимы Турции - эксперт
20.06.2018
ВМФ РФ надеется приступить к строительству нового десантного корабля в 2021 году
20.06.2018
Шойгу: Крым надёжно защищен от посягательств потенциального противника
20.06.2018
Азербайджанское издание об оценке истребителя Су-30СМ
20.06.2018
Южная Корея перенесет военные учения, чтобы не мешать переговорам с КНДР
20.06.2018
США 21 июня передадут Турции два истребителя F-35
20.06.2018
В США оценили способность России защитить Калининградскую область
19.06.2018
Эксперт: Трамп санкционировал милитаризацию космоса
Загрузка...