Ржавая «Украина» разорила судостроительный завод / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Ржавая «Украина» разорила судостроительный завод

В судьбе флагмана украинского флота отразилась судьба страны

08.11.2017 16:59 Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ржавая «Украина» разорила судостроительный завод

Кремко Александр/ ИТАР-ТАСС

Николаевский судостроительный завод остановил работу в связи с прекращением финансирования работ по содержанию крейсера «Украина». Об этом сообщил корреспондент ТАСС. По его словам, счета предприятия арестованы, долги по зарплате в 2,2 млн. долларов (58 млн. гривен) заморожены. Эти долги, ссылается журналист на пресс-службу завода, накопились с февраля 2015 года, когда правительство прекратило финансирование содержание корабля. Его обслуживанием пришлось заниматься самому предприятию. Но и у него деньги кончились.

Интересно, что еще в феврале нынешнего года президент Украины Петр Порошенко издал указ, по которому надлежит «демилитаризировать» крейсер, то есть снять с него все военное оборудование, и продать его. А год назад бывший командующий Военно-морскими силами страны вице-адмирал Сергей Гайдук уже рассказывал корреспонденту газеты «Флот Украины», что Киев планирует продать недостроенный ракетный крейсер «Украина», который подпирает причальную стенку Николаевского завода. Адмирал так и сказал: «Крейсер "Украина» - это отломленный от государства ломоть, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров».

Назвать ракетный крейсер «отломленным ломтем» для адмирала дорогого стоит. Но не будем придираться к своеобразной лексике зарубежного «морского волка». В конце концов, он говорит, как думает. А думает, как говорит.

Но что из себя представляет этот крейсер «Украина»? Для тех, кто не в теме, поясню. Вышеназванный корабль, который носил имя «Адмирал флота Лобов», принадлежит к серии крейсеров проекта 1164 класса «Атлант». Головным среди них стал флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» (первое имя «Слава»). В ВМФ России есть еще два таких корабля - флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» и ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов».

«Лобов», как и его собратья, должен был нести на своем борту 16 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-500 «Базальт» с дальностью действия - 550 километров и возможностью оснащаться ядерной боевой частью (поэтому эти корабли часто называли «убийцами авианосцев»). Последние модификации этих ракет «Вулкан» уже могут летать на 1000 км. А еще на крейсере планировалось разместить 64 зенитных ракет комплекса дальнего радиуса действия «Форт» (аналог сухопутной С-300), два зенитно-ракетных комплекса среднего радиуса действия «Оса-М», 144 ракеты двух комплексов ракетно-бомбового устройства РБУ-6000, торпедное и артиллерийское вооружение (два пятитрубных торпедных аппарата, одна 130 мм пушка и шесть 30 мм пушек АК-630М). Ничего из этого вооружения на крейсер «Украину», готовый по разным оценкам и заявлениям официальных украинских лиц на 75-80-96 процентов, установить не удалось. И о том, что, по словам Порошенко, значит его «демилитаризация», остается только догадываться.

Вообще-то судьба крейсера «Украина» в каких-то своих подробностях напоминает историю самой Украины, в которой отразилось столь характерное для недолгой истории нового государства у юго-западной границы нашей страны державное недомыслие ее политиков и их откровенное жлобство и непомерная жадность.

«Адмирал флота Лобов» стоял на достройке Николаевского завода в те печальные дни, когда развалился Советский Союз. По соглашению между тремя руководителями России, Украины и Белоруссии все, что оставалось на территории их стран после развода с СССР, должно было принадлежать тому государству, где оно в этот момент находилось. Судьбу Черноморского флота в Крыму решено было решить позднее. И последний в серии недостроенный ракетный крейсер проекта 1164 вдруг стал украинским. Киеву он, по большому счету, не был нужен ни при какой погоде.

Во-первых, у Украины не существовало достаточного количества специалистов, готовых управлять таким кораблем и эксплуатировать его. Во-вторых, для него не было причальной инфраструктуры и необходимого числа кораблей сопровождения - 3-4 фрегата и корвета. И в-третьих, а это решающий фактор, практически все вооружение, предназначенное для этого крейсера, делалось на российских оборонных предприятиях. Главная ударная сила «Лобова» - противокорабельный ракетный комплекс «Базальт», под который были установлены ракетные шахты и прочее оборудование, стреляет, как мы уже знаем, на 550 километров. А по международным правилам поставлять за рубеж (Украина после 1991 года стала для России - заграницей) можно только ракеты с дальностью полета не больше 300 километров. Без «Базальта» крейсер, как мужчина без… (ну вы знаете без чего).

Продать такой корабль в какую-либо страну - в Китай или Индию, готовые, по идее, купить подобный крейсер - тоже невозможно. Без «Базальта» он никому не нужен. А создавать под существующие шахты новую ракету с дальностью до 300 км, как, например, сделали Москва и Дели с ПКР «Оникс», который в совместном исполнении стал называться «БраМос», никто не собирался. Наверное, потому, что овчинка не стоила выделки - было слишком дорого.

Купить недостроенный «Лобов» в начале 90-х годов прошлого века была готова Россия. Поскольку денег в это время не было ни у нее, ни у Киева, предложение Москвы звучало так - вы достраиваете крейсер, а мы у вас его берем в счет долга, который накопился за поставленный державе газ. Но Украину такой вариант не устроил. За поставленный газ она, в конце концов, согласилась отдать стоявший на ремонте в «Николаевском заводе 61 коммунара» флагман Черноморского флота «Москва», а за «Лобова» потребовала валюту. И цену заломила такую, что разговаривать сразу стало не о чем. К тому же в то время в главном штабе ВМФ, как и в Министерстве обороны России, тоже не очень хорошо представляли, зачем им этот корабль. На Тихом океане такой есть, на Северном флоте - тоже. Есть и на Черном море, на Балтику его отправлять - практического смысла нет. К тому же задачи у флота сильно изменились по сравнению с задачами во времена СССР - гоняться за авианосцами Россия отказалась. В средствах стратегического сдерживания ставка была сделана на другие виды вооружений - в первую очередь на РВСН.

А в Киеве так и не смогли решить, что им делать с недостроенным кораблем. Сначала его быстренько переименовали в «Украину», как символ и гордость новой морской державы. Но символ и гордость мог отойти от заводской стенки, разве только на буксире. Два газотурбинных двигателя сжигали столько топлива, что им можно было обогреть замерзающий зимой город кораблестроителей Николаев. Да и самого этого топлива тоже не доставало. В середине девяностых годов прошлого века автор этих строк побывал на заводе, предприятие представляло жалкое зрелище - заказов нет, отапливать цеха нечем, рабочие, месяцами не получавшие зарплаты, разбегались. В частности, на российские заводы - в Северодвинск, Калининград, Комсомольск-на-Амуре... А у причальной стенки сиротливо стоял и ржавел «беззубый» ракетный крейсер.

Переговоры о продаже его России возникали за последние двадцать лет не раз и не два. Верховная Рада для того, чтобы продать корабль кому-нибудь, даже постановила убрать с корпуса крейсера название Украина - продавать символ и гордость державы негоже. Постановила называть его просто «проект 1164». В Киев и Николаев приезжали комиссии Главного штаба ВМФ и Минобороны, вели переговоры, даже о чем-то договаривались. Но все заканчивалось, как только подготовленные документы попадали в администрации президентов - что Кравчука, что Кучмы, что Ющенко, что Януковича. И там, если не погибали, то пропадали неизвестно где. Кому-то что-то не нравилось. Может, цена вопроса. Может, то, что корабль предназначался России. А ей ничего отдавать (продавать) в Киеве не хотели. Действовали по мазохистскому принципу: «Выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой». И такой подход был не только по отношению к ненужному Украине ракетному крейсеру.

Кому теперь потребуется крейсер, для которого порядка 80 процентов вооружений и навигационного оборудования производятся только в России, вопрос открытый. Ни одна западная судостроительная фирма даже под политическим нажимом собственного правительства за эту работу не возьмется - затрат куча, а риск невозврата потраченных средств слишком велик.

Переделать ракетный корабль под казино, а потом под авианосец, как сделали китайцы с корпусом строившегося в Николаеве авианесущего крейсера «Варяг», тоже невозможно. Разве что продать его «на иголки». Тонна корабельного металла на международном рынке, если с медными проводами и другой начинкой, стоит порядка 200-250 долларов США. Как сторгуешься. А полное водоизмещение «Украины» 11500 тонн. Простые арифметические действия подскажут читателю истинную цену этого корабля, и это, не считая расходов на буксировку к предприятию по разделке. Куда-нибудь в Индию или в Южную Корею, где специализируются на таких работах.

Это все же будет приличнее, чем дальше заниматься военно-экономическим «мазохизмом» - держать без толку ржавеющий былой символ и гордость ВМС державы, прикованным буксирными концами к причальной стенке судостроительного завода. Конечно, новые корабли и катера на вырученные деньги не построить. Но, по крайней мере, за тепло и свет для неликвидной «Украины» больше платить не придется. А завод сумеет расплатиться с долгами. Хотя бы по зарплате.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Военная индустрия»:

20.11.2017
Радары Черноморского флота засекли французский «фрегат-невидимку»
20.11.2017
Посол: КНДР не сомневается в собственной победе в случае войны с США
20.11.2017
Yomiuri: Япония планирует разработку аналога крылатой ракеты Tomahawk
20.11.2017
Корабль Морских сил самообороны Японии прибыл во Владивосток для участия в учениях "Сарекс"
19.11.2017
Минобороны: ракетные части СВ России перевооружены комплексами "Искандер-М" на 80%
17.11.2017
Зачем Турции С-400: мнение эксперта
17.11.2017
Шойгу: система межведомственного взаимодействия доказала эффективность в операции в Сирии
17.11.2017
СМИ: Пхеньян строит способную нести баллистические ракеты подводную лодку
17.11.2017
В Таиланд прибыли корабли Тихоокеанского флота ВМФ России для участия в параде
17.11.2017
НАТО «идет на восток» с помощью военных учений
17.11.2017
WSJ: США создают основу для возрождения арсенала запрещенных ранее ракет
15.11.2017
Россия начала реализацию контракта на поставку танков Т-90С в Ирак
15.11.2017
Экс-министр обороны США: глава Пентагона не сможет помешать Трампу нанести ядерный удар
14.11.2017
Мэттис: приобретение Турцией С-400 - суверенное решение властей страны
Загрузка...