Евросоюз и Польша: в чем причина взаимных претензий? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Евросоюз и Польша: в чем причина взаимных претензий?

Дональд Туск готовит почву для возвращения на польский политический олимп

23.11.2017 13:07 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО

Евросоюз и Польша: в чем причина взаимных претензий?

Ye Pingfan Credit\Zuma\TASS

Министр обороны Польши Антоний Мацеревич, будучи на днях в Канаде с визитом, не нашел другой темы для обсуждения, кроме как российская угроза, в которой он, будучи «несгибаемым русофобом», считается востребованным «специалистом».

Так, польский представитель вернулся к прошедшим в сентябре 2017 г. российско-белорусским маневрам «Запад 2017» и назвал их переходной ступенью между маневрами и непосредственными военными действиями. Казалось бы, зачем, но расставленные акценты проясняют намерение. Привнесенный искусственный драматизм объясняется тем, что и Белоруссия, и Россия граничат с Польшей, а, следовательно, по нынешней польской логике маневры нацелены на Европу и Польша таким образом выступает первым и надежным заслоном и щитом Запада.

Канадский интерес Мацеревич в своей химере установил только ему известными масштабами учений «Запад 2017», северный предел которых он обозначил Арктикой. Правда в таком же ключе и в таких же словах ранее высказывалась литовский президент Даля Грибаускайте. Возможно им досталась одинаковая партитура – чего только не бывает в НАТО - либо им надо уточнить, кто чьей интеллектуальной собственностью пользуется. Польский министр также напугал канадцев «своей осведомленностью» о том, что корейская военная угроза в его понимании выступает продолжением российской угрозы. Одним словом, еще раз напомнил, кому, как не Польше, Запад обязан безопасностью своих границ.

Забавно, что в эти же дни глава Евросовета и бывший премьер Польши, политический оппонент нынешних польских властей Дональд Туск счел нужным выразить, правда, приватно через Twitter, обеспокоенность тем, что внутренняя и внешнеполитическая деятельность правящих кругов Польши (партия «Право и справедливость» (ПиС). вызывает недоумение в Евросоюзе. Польское поведение в ЕС Туск охарактеризовал как самоизоляцию. Любопытно, что он усмотрел в этом российские происки или, выражаясь понятным для западников клише, «руку Кремля».

Оба заявления и оба польских по своему происхождению, несмотря на свой антироссийский характер, как – бы противоречат друг другу. Польский министр позиционирует Польшу верным защитником Запада от России, а Туск представляет ее игрушкой в «руках Кремля». В чем же нестыковка?

Так, Туск ставит в вину нынешнему польскому руководству конфронтацию с Украиной. А зря! Современные польские руководители проявляют большую дальновидность, чем их соотечественник – глава Евросовета. Они раньше других пришли к пониманию довольно простой истины о том, что реализация украинского проекта, который планируется как инструмент ослабления России, объективно отодвинет Польшу на второй и может еще более дальний план, поскольку потенциал Украины значительнее польского по географическому положению и людским ресурсам, и по территории, и по полезным ископаемым. Конечно, польским деятелям очень обиден такой вариант, тем более, что антироссийские настроения в Польше имеют вековые традиции и Польша настолько привыкла себя позиционировать противовесом России, что замена ее Украиной вызывает у нее истерику и панику. Поэтому и приходится постоянно напоминать Западу об «исторической антироссийской» миссии Польши.

Туск предъявляет польским руководителям претензии в давлении на польский негосударственный сектор и независимые польские СМИ. Претензия заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку Евросоюз редко решается на объективные высказывания. Поэтому, когда Глава Евросоюза называет действия польского руководства подавлением, то его оценкам можно довериться и как поляку, и как политическому деятелю. Если бы он был последователен и применил бы аналитический подход, то должен был бы признать, что все перечисленное ведет к русофобии внутри Польши и польской антироссийской внешней политике, то есть суммировать наличие ксенофобии в Польше, имея в виду также известный отказ поляков распределить в ЕС мигрантов. Однако, кажется, Туск думает по-другому и получается, что думает также как те, кого он взялся обличать. Наиболее очевидный показатель - сохранение в ЕС антироссийских санкции и систематическое их продление, приобретшее характер навязчивой идеи.

Туск высказывает недовольство отходом нынешнего польского руководства от принципов верховенства права и независимости суда. Ему видимо известны факты, подходящие для обоснования таких констатаций. Вряд ли стоит с ним спорит или подвергать их сомнению. Более перспективно задаться вопросом, зачем это делается и проистекает ли это органически из польских традиций или это только феномен правящей партии («Право и справедливость» (ПиС)? Судя по тому, что Глава Евросоюза адресуется партии, он считает, что правящая партия узурпирует власть в стране и подавляет инакомыслие.

Туска беспокоит самоизоляция Польши. Под ней он видимо понимает то, что польское руководство противопоставляет себя Еврокомиссии и пытается навязывать всему Евросоюзу, с кем и как себя вести. Из последних сюжетов – стремление Польши навязать Евросоюзу американский сланцевый газ в сжиженном естественно варианте взамен более дешевого и более логистически доступного российского трубопроводного. Для понимания этого сюжета надо подчеркнуть, что сопротивление экономическим связям с Россией в области ТЭК - это часть общей польской программы по сохранению санкционного режима в отношении России. До недавнего времени (до 29.03.2017-официальное уведомление Великобритании о начале процедуры выхода из ЕС) Польша входила в сплоченную Великобританией небольшую группу стран (Великобритания, Польша, страны Прибалтики), которые настаивали на том, чтобы действующий антироссийский санкционный режим сделать постоянным, а деловым контактам с Россией придать характер исключений.

Если теперь попытаться обобщить претензии Польши к ЕС, то складывается следующая картина. Польша претендует на лидирующие позиции в Евросоюзе, но не находит в этом понимания среди стран-членов ЕС. Польша ставит обязательства НАТО выше обязательств ЕС. Польша ужесточает свою внутреннюю политику и обосабливается в ЕС для того, чтобы подчеркнуть свое евроатлантическое значение и претендовать на ключевую роль в противостоянии НАТО и России. Главная трудность в общении Польши с ЕС видится в том, что польское руководство не имеет опыта ведения диалога на равноправной основе и не стремится к этому. Польша привыкла либо безоговорочно подчиняться, имея в виду США и НАТО в той части, в которой то олицетворяет американские интересы. Либо указывать другим, что и как им делать – что чаще и наглядней просматривается на примере Вышеградской группы. Видимо не полностью отдавая себе отчет, Польша пытается разговаривать языком диктата и ультиматумов и в Евросоюзе. Кажется, Польша вошла в пиковое состояние своего мнимого величия, что не может не вызывать раздражения в Евросоюзе.

К изложенному можно или даже нужно добавить несколько риторических вопросов, ответы на которые кажутся очевидными. А какова Польша была при Туске? Отличалась ли она разительно от сегодняшней Польши? И что значат ли сегодняшние заявления Туска для его политических оппонентов - для правящей партии Польши? Возможно Туск своими постоянными критическими высказываниями в адрес Польши обозначает платформу своего будущего возвращения в польскую политическую жизнь, что произойдет рано или поздно и что не может не вызывать беспокойства у правящей партии «Право и справедливость» (ПиС).

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евроведение»:

18.12.2018
Россия — Британия: возможно ли улучшение отношений?
17.12.2018
Болгария не согласна с решением Еврокомиссии о штрафе в 77 млн евро
17.12.2018
Профсоюз полиции Франции готовится блокировать комиссариаты
17.12.2018
Профсоюзы Венгрии потребовали от президента не подписывать закон о трудовой реформе
17.12.2018
ЕС призвал Киев завершить отделение и приватизацию газотранспортной системы
17.12.2018
Мэй: новый референдум по Brexit нанесет непоправимый ущерб политике правительства
17.12.2018
США и Евросоюз усиливают давление на проект «Северный поток – 2»
16.12.2018
Полиция Брюсселя применила водометы против марша противников миграционного договора
15.12.2018
Глава Еврокомиссии Юнкер потрепал чиновницу за волосы
14.12.2018
На Балтике созданы каналы связи между военными РФ и стран ЕС
14.12.2018
Власти Испании поддержали выделение 7,3 млрд евро на безопасность и оборону
14.12.2018
Политолог о перспективах отношений ЕС и Великобритании
14.12.2018
Парламент ФРГ одобрил решение указывать третий пол в ЗАГСе
14.12.2018
В Будапеште за нападения на полицейских задержаны более 50 демонстрантов
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.