В стане союзника России - прибавление / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
В стане союзника России - прибавление

Доля современных стратегических подводных лодок в ВМФ РФ доведена до 82 процентов

23.11.2017 13:52 Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

В стане союзника России - прибавление

Алексей Липницкий/ТАСС

На северодвинском заводе «Севмашпредприятие», что расположено недалеко от Архангельска, произошло знаменательное событие. Там в присутствии главнокомандующего ВМФ России Владимира Королева, представителей правительства и руководства области, специалистов питерского конструкторского бюро «Рубин», администрации предприятия, его инженеров и рабочих, пришедших в этот день в цех вместе со своими семьями, 17 ноября был спущен на воду 4-й корпус «Борея» - ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955).

Три ракетоносца – три князя как три богатыря, РПКСН этого проекта - «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» уже в боевом строю. Первый служит на Северном флоте, два других – на Тихом океане. «Князь Владимир» должен встать в боевой строй после достройки и проведения ходовых испытаний, загрузки в него 16 стратегических ракет «Булава» в 2018 году. А за ним ожидают своей очереди коснуться морской волны другие новые подводные богатыри России – ее воины и защитники – модернизированные атомные подводные лодки класса «Борей-А» - «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». На восемь подводных богатырей придется 128 мечей-ракет и 1280 ядерных боеголовок, предназначенных не для угроз кому-либо, а для предостережения и сдерживания тех горячих голов, которые пытаются пренебрегать национальными интересами нашей страны.

Это о них, о «Бореях», как основе российских стратегических сил морского сдерживания, говорил на недавней коллегии Министерства обороны России начальник Генерального штаба Вооруженных сил страны генерал армии Валерий Герасимов. Благодаря этим крейсерам, как заявил НГШ, доля современных стратегических подводных лодок доведена до 82 процентов. А «боевые возможности группировки ракетных подводных лодок стратегического назначения повысились на 25 процентов, возросла скрытность и боевая устойчивость морских стратегических ядерных сил», подчеркнул он и сообщил, что начаты работы по созданию стратегических атомных подводных лодок типа «Борей-Б».

Какими будут эти АПЛ, пока сведений нет. Но зато хорошо известно, как создавался современный морской ракетный щит и меч – первый «Борей», названный «Юрием Долгоруким». Ему пришлось простоять в заводском цеху и у достроечной стенки «Севмашпредприятия» без малого почти двадцать лет. Он был заложен на стапелях 55 цеха завода в присутствии мэра Москвы Юрия Лужкова и тогдашнего главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, которые обязались взять шефство над крейсером, 2 ноября 1996 года. Но спущен на воду крейсер был только 13 февраля 2008, а принят в боевой строй ВМФ России 23 декабря 2013-го. Почему он строился так долго?

Причин много. Здесь и следствие лихих 90-х годов прошлого века. На строительство корабля не хватало средств. Присутствие мэра столицы и главы РАО «ЕСЭ» на закладке его корпуса было не случайным, - они выделили деньги из казны города и акционерного общества на строительство корабля, которых, конечно, было недостаточно. Более того, для него не доставало даже металла. И для закладки корпуса пришлось использовать конструкции недостроенных подводных лодок «Рысь» и «Кугуар», которые в полуразобранном виде стояли в заводских цехах. Но главной проблемой стала ракета для субмарины.

Делать ее должен был Государственный ракетный центр имени академика Макеева из Миасса, единственный в нашей стране разработчик морских стратегических ракет. И он ее сделал. Но гораздо большего веса, чем предусматривал проект 955, который рассчитывал на ракету весом не более 40 тонн. А предназначенный для него твердотопливный «Барк» (Р-39УТТХ), усовершенствованный комплекс Д-11 для РПКСН 941-го проекта, оказался в два с половиной раза тяжелее. Более того, первые три испытания ракеты прошли неудачно. В семидесятые годы прошлого века, когда конструкторы ГРЦ сделали такую ракету для проекта 941 «Акула», инженерам питерского ЦКБ «Рубин» пришлось переделывать корабль, чтобы разместить там двадцать таких ракет. АПЛ получилась самой большой в мире – два футбольных поля в длину. В девяностых годах такой возможности у страны уже не было. Правительственная комиссия отклонила проект «Барк» и поручила делать ракету для «Борея» Московскому институту теплотехники, который перед этим успешно поставил на боевое дежурство твердотопливные наземные ракеты «Тополь-М», а до того ракеты «Пионер», «Тополь», «Курьер», противолодочные системы «Медведка», но который никогда не делал морских стратегических ракет. И это при том, что генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов закончил институт по профилю именно морских стратегов, но не проектировал их ни разу.

По задумке конструкторов, новая морская ракета, она получила название «Булава-30», должна была во многом быть унифицированной с наземным комплексом «Тополь-М». При этом, как и «Тополь», она должна была легко преодолевать любую систему ПРО, а по точности поражения цели превосходить американскую ракету «Трайдент-II». Но специфика подводного старта, естественно, резко усложнила выполнение этой и других задач. Кроме того, для испытания «Булавы» была переделана головная атомная подводная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской». Пусковые шахты, которые вмещали в себя 100-тонную ракету, теперь нужно было переделать или заменить на ракету весом в 36 тонн. На что потребовалось время. И только в сентябре 2004 года с борта ТК-208 (это бортовой номер «Дмитрий Донского»), был произведен из-под воды первый – бросковый (на высоту 40 метров) пуск «Булавы». Затем в период с сентября 2005 года по декабрь 2009 года «Дмитрий Донской» произвел 11 пусков, из которых три признаны удачными, головные части ракеты долетели из акватории Белого моря до полигона Кура на Камчатке, а два частично удачными – учебно-боевые блоки долетели, куда требовалось, но необходимой точности не продемонстрировали.

В отечественной печати впервые за все советское и постсоветское время развернулась острая дискуссия о напрасно потраченных средствах на производство «Булавы». Авторы этих публикаций резко критиковали конструкторов МИТа и руководство Минобороны, которые поручили создавать морскую ракету тем, кто никогда этого делать не умел, а специалистов из специализированного КБ имени Макеева незаслуженно оставили без работы, хотя у них была почти готовая ракета, что требовала только небольшой доработки… Не будем говорить о том, что зарубежная разведка могла почерпнуть из этих материалов максимум секретных сведений о создающейся новой российской ракете, чего никогда не могло быть ни до, ни после. Но дело даже не в этом, а в том, что никто из критиков создателей «Булавы» не вспоминал и не хотел вспоминать, что ни одна стратегическая ракета, что в нашей стране, что в США или где-то еще, никогда не стартовала успешно с первого раза.

Та же замечательная, самая тяжелая (210 тонн) ракета «Воевода», что на Западе называют «Сатаной» (Р-36МУТТТХ или SS-18) и которая до сих пор стоит на вооружении российских Ракетных войск стратегического назначения, полетела куда надо и как надо только после серии в два десятка пусков, половина из которых была неудачными или частично удачными. Также создавалась и самая тяжелая морская ракета для РПКСН проекта 941 «Акула» Р-39 или SS-N-20, которую делали в КБ Макеева. Из первых семнадцати пусков половина оказалась неудачными из-за несовершенства двигателей первой и второй ступени. И только после доработки этих двигателей было произведено 13 пусков этой ракеты с борта подводной лодки ТК-208, из которых 11 были успешными. Упреки в недостатках конструкции «Булавы», на которые нажимали ее критики, оказывались несостоятельными, так как причины неудачных пусков всегда были разными и стали следствием нарушений технологии производства некоторых компонентов ракеты и ее сборки. После устранения этих недостатков «Булава», что называется, полетела.

В октябре 2010 года «Дмитрий Донской» выполнил несколько успешных пусков «Булавы». Затем в июне 2011 года ракета, стартовавшая уже с борта «Юрия Долгорукого», опять поразила цель. Такими же удачными стали пуски в августе и октябре 2011 года. А после того, как в декабре 2011 года «Юрий Долгорукий» произвел залп сразу двумя ракетами, «Булава» была принята на вооружение.

Интересно, что крейсер проекта 955, класса «Борей» может запускать ракету в движении. Для этого ему не нужно зависать на глубине, достаточно четко знать свое местоположение под водой (координаты) и точно знать, по какой цели нужно наносить удар. Бортовое программное обеспечение безошибочно выполнит эту задачу. Может «Борей» стрелять и из-под толщи арктического льда. Для чего ему не обязательно искать подходящую для всплытия полынью. Он может выстрелить по льдине специальным зарядом, который разметает ее над ракетными шахтами, и тут же в открытое пространство улетит «Булава».

Чем отличается проект «Борей» от проекта «Борей-А»? Генеральный директор питерского ЦКБ «Рубин», где создавался проект 955, Игорь Вильнит, не называя закрытых характеристик, говорит о том, что это крейсеры с улучшенными тактико-техническими параметрами. В первую очередь, речь идет о более современных гидроакустических комплексах, о снижении шумности винтов (их конфигурация, кстати, является государственной тайной, - не случайно в момент спуска на воду крейсеров их винты были закрыты от посторонних взглядов, в том числе теле и фотокамер гигантскими фанерными коробами), о других комплексах, которые помогут кораблю быть невидимым для вероятного противника. Это понятно, за время создания крейсеров 4-го поколения, а начало, как мы помним, приходится на 1996 год, наука, техника и технология ушли далеко вперед. И все самое новое, самое эффективное для достижения превосходства над «стратегическими партнерами» закладывалось в новые корпуса «Бореев». Так что «начинка» «Юрия Долгорукого» и «начинка» «Императора Александра III», надо полагать, будут отличать очень сильно. В лучшую сторону. А АПЛ пятого поколения, которые уже разрабатываются в ЦКБ «Рубин», наверняка будут более продвинутыми, чем и «Борей-Б», про который мы пока еще ничего не знаем.

Одно знаем точно. Борей, по греческой мифологии, – сын бога звездного неба и богини утренней зари – олицетворение буйного северного ветра и одновременно серия российских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, оснащенных 16 ракетами с 10 разделяющимися головными частями индивидуального наведения, стал основой отечественных морских стратегических ядерных сил сдерживания. Он служит нашей стране, ее военно-морскому флоту и нашим морякам – властителям океанских глубин, защитникам своей страны и ее национальных интересов. Здорово иметь такого надежного союзника.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Военная индустрия»:

15.12.2017
КНДР стремится к лидерству среди ядерных держав
15.12.2017
МИД Ирана: США поставляют оружие, которым убивают мирных жителей Йемена
15.12.2017
Эксперт: новый военный бюджет США ориентирован на противостояние России и Китаю (ВИДЕО)
14.12.2017
СМИ: Вашингтон и Сеул договорились о переносе совместных учений из-за Игр-2018
14.12.2017
Эксперт: США пытаются дискредитировать Договор РСМД (ВИДЕО)
14.12.2017
ДНР отметило деструктивность решения Канады о поставках летального оружия Украине
14.12.2017
В ответ на обстрелы Израиль поразил три боевых объекта ХАМАС в секторе Газа
13.12.2017
США с 1993 года выделили почти 3 млрд долларов на уничтожение обычных вооружений в мире
13.12.2017
Reuters: число погибших в Йемене возросло до 39 человек
13.12.2017
ВМФ РФ: группировка российских кораблей в Средиземном море сохранит свое присутствие
13.12.2017
"Ратник" ни разу не смогли пробить во время боевого применения
13.12.2017
Ким Чен Ын намерен превратить страну в "самую сильную ядерную державу"
11.12.2017
Токио, Вашингтон и Сеул проводят совместные учения из-за обострения с Пхеньяном
08.12.2017
Наша планета Земля не только вертится, но и хорошо просматривается
Загрузка...