«Баргузин» остается на запасном пути / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
«Баргузин» остается на запасном пути

Проект может быть возобновлен в случае новы угроз стратегической стабильности

06.12.2017 15:33 Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

«Баргузин» остается на запасном пути

Бабенко Александр/ТАСС

Работы над боевым железнодорожным ракетным комплексом «Баргузин» не включены в новую госпрограмму вооружения (ГПВ) на 2018-2027 годы из-за недостатка финансирования, сообщил ТАСС неназванный источник в российском ОПК. По его словам, вместо этого решено сосредоточиться на проектах межконтинентальных баллистических ракет «Сармат» и «Рубеж».

О том, что тема создания ракетных поездов закрыта, несколькими днями раньше со ссылкой на те же источники писала правительственная «Российская газета». Тем не менее, конструкторская работа по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» практически завершена. Вся документация по нему подготовлена, проведены даже некоторые виды испытаний, и, при необходимости, такие поезда могут быть запущены в производство, заявил автору этих строк представитель РВСН. «Просто сейчас поезд, если можно так выразиться, отправлен на запасной путь», сказал он.

От чего зависит возвращение «Баргузина»? Ответ очевидный – от действий нашего вероятного противника. Если США выйдут за рамки Пражского договора (СНВ-3), начнут гонку ядерных вооружений, а на обновление ракетно-ядерного вооружения своей страны Вашингтон выделил более триллиона долларов до 2046 года, то России, видимо, придется уравновешивать баланс по стратегическим вооружениям. И БЖРК в этой ситуации будет весьма кстати.

Но что представлял собой по задумке конструкторов БЖРК «Баргузин»? Это комплекс из шести пусковых установок твердотопливных ракет РС-24 «Ярс» с четырьмя блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН) в железнодорожном эшелоне, ничем не выделяющимся от рефрижераторного состава, перевозящего скоропортящиеся продукты. Таких поездов на российских железнодорожных путях – пруд-пруди, и ракетный поезд мог легко там затеряться на бескрайних просторах нашей родины. Тем более, что ракета РС-24 весом около 50 тонн и длиной в 22,5 метра легко помещалась в пульмановском вагоне, грузоподъемностью в 60 тонн и длиной в 24 метра. Один такой поезд приравнивался к полку, а всего планировалось иметь пять таких полков, которые составили бы еще одну 13-ю по счету ракетную дивизию. Не случилось. Хотя работы по созданию БЖРК «Баргузин» были начаты в 2012 году по прямому указанию президента страны Владимира Путина.

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «эскизное проектирование комплекса завершено, ведется разработка проектной документации на агрегаты и системы комплекса». Потом на полигоне Плесецк даже были проедены бросковые испытания ракеты, а в конце нынешнего года ракетчики собирались доложить Верховному главнокомандующему о готовности к запуску БЖРК в производство. Но в ходе совещания в Сочи с представителями промышленности и руководства Вооруженных сил, оценив затраты на совершенствование ракетно-ядерного щита страны и планы на государственную программу вооружений на 2018-2027 год, пришлось выбирать, что для страны на перспективу важнее – «Баргузин» или тяжелая жидкостная ракета «Сармат» и продолжение перевооружения ракетных дивизий на шахтный и мобильные комплексы «Ярс». С БЖРК решили подождать, как говорится, до лучших времен.

Вообще-то, железнодорожному ракетному комплексу почему-то не везет. Предшественник «Баргузина» советский БЖРК с твердотопливной ракетой «Молодец» или РТ-23УТТХ (SS-24 Sсalpel по западной классификации), созданной под руководством генерального конструктора КБ «Южное» из Днепропетровска Владимира Уткина и его брата – Алексея Уткина, а таких поездов у нашей страны было двенадцать, по три ракеты в каждом эшелоне, прекратил свое существование в 2005 году. Причин было несколько. Одна из них та, что делали ракеты для БЖРК на Павлодарском механическом заводе, который после развала Советского Союза остался на Украине. А Украине по Будапештскому меморандуму и Договору СНВ-I, к которому Киев присоединился в 1994 году, запрещено было производить стратегические ракеты и обслуживать их. Россия потеряла возможность гарантировать безопасность «Скальпелей». Их пришлось после окончания первоначальных сроков нахождения на боевом дежурстве отправлять на утилизацию. Кроме того, по решению Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, как знак «примирения с США», с 1989 года движение ракетных поездов по железнодорожным магистралям страны были приостановлено. Они оставались в районах своей дислокации в Костромской и Пермской области, а также в Красноярском крае. Пентагону не нужно было ломать голову, чтобы искать их и держать над Россией дополнительно 20-25 спутников-разведчиков. Достаточно было 3-4-х.

Но, кроме этих военно-политических проблем, была еще одна – техническая. Трехступенчатая ракета РТ-23УТТХ с 10 блоками РГЧ ИН по 550 килотонн каждый весила 105 тонн. Для нее требовалось сочленять два вагона. Поезд из трех таких сочлененных вагонов, плюс вагон – командный пункт, плюс вагоны для жизни личного состава полка, вагон-кухня и вагон-ремонтная мастерская тащили три локомотива. Два впереди состава, один – сзади. Он подталкивал их на горках. Это была очень большая нагрузка на железнодорожное полотно. После каждого прохождения такого поезда приходилось его подправлять и укреплять. Кроме того, для того, чтобы запустить ракету, специальное приспособление отводило в сторону линии электропередачи, которые проходили над путями, открывались крышки вагона с ракетой, «Молодец» поднимался вертикально вверх и выбрасывался из контейнера специальным зарядом. Только в воздухе у него включался стартовый двигатель.

После каждого пуска или тренировки такого пуска тоже приходилось ремонтировать или подправлять железнодорожные пути, что, конечно же, не нравилось железнодорожному начальству, которое несло дополнительные расходы на такие работы. Не исключено, что решение о приостановке создания нового БЖРК «Баргузин» принималось не без влияния нынешнего железнодорожного лобби. Для ракетного поезда нужно было дополнительно укреплять пути, что тоже влетело бы в копеечку. И, естественно, за счет РЖД. Патриотизм – патриотизмом, а деньги теперь все считать умеют. Тем более, что военные в силу известных причин не сильно настаивали.

Что будут иметь Ракетные войска стратегического назначения вместо «Баргузина»? Это уже известно. Жидкостную трехступенчатую тяжелую (весом в 110 тонн) ракету РС-28 «Сармат» шахтного способа базирования. Разместят ее в шахты другой самой тяжелой в мире ракеты «Воевода» или Р-36МУТТХ (SS-18 Satan по западной классификации), которая весит 220 тонн. «Сатану» к 2021-2022 году снимут с боевого дежурства, на ее место заступит «Сармат». Его бросковые испытания должны пройти на полигоне «Плесецк» до конца нынешнего года. Ракету делает кооперация во главе с Государственным ракетным центром имени Макеева из Миасса. По замыслам конструкторов и военных, «Сармат» будет нести 10 и больше боевых блоков (РГЧ ИН) с забрасываемым весом в 10 тонн. Количество боеголовок может быть различным в зависимости от их мощности. 150-300 килотонн. Точность попадания в цель сегодня очень велика, и увеличивать мощность боеголовок до 750 Кт или до мегатонны, как это было и пока есть на «Сатане», нет необходимости. Результативность удара будет достаточной, чтобы отбить у любого агрессора желание воевать с Россией, а тем более поставить ее на колени.

Тем более, что никакая система ПРО, что нынешняя, что перспективная, перехватить «Сармат» не в состоянии. И потому, что боеголовки РС-28 будут лететь к цели с гиперзвуковой скоростью, маневрируя на заключительном участке траектории. И потому, что доставить ракету и ее боеголовки к цели можно будет не только через Северный полюс, в западном или восточном направлении, но и через Южный полюс, где у вероятного противника нет систем ПРО.

При этом продолжится выпуск стратегических ракетных комплексов РС-24 «Ярс». Они заступят на боевое дежурство в те части и соединения, которые сегодня вооружены мобильным комплексом РТ-2ПМ «Тополь» (SS-25 Sickle), а также на замену стратегической ракете шахтного базирования УР-100НУТТХ (SS-19 Stiletto). На «Ярсе» 4 разделяющихся боевых блока индивидуального наведения. Он займет позиции в Европейской части России и на Урале. А есть еще более легкая ракета РС-26 «Рубеж», которая по замыслу военных должна прийти на смену «Тополям» в Сибири. Она тоже может нести 4 ядерные боеголовки индивидуального наведения и поражать цели с высочайшей точностью. Наземный ракетный щит нашей страны даже в отсутствии «Баргузина», не считая морских и авиационных ядерных сил, будет и дальше надежным щитом суверенитета и безопасности России.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Военная индустрия»:

15.12.2017
КНДР стремится к лидерству среди ядерных держав
15.12.2017
МИД Ирана: США поставляют оружие, которым убивают мирных жителей Йемена
15.12.2017
Эксперт: новый военный бюджет США ориентирован на противостояние России и Китаю (ВИДЕО)
14.12.2017
СМИ: Вашингтон и Сеул договорились о переносе совместных учений из-за Игр-2018
14.12.2017
Эксперт: США пытаются дискредитировать Договор РСМД (ВИДЕО)
14.12.2017
ДНР отметило деструктивность решения Канады о поставках летального оружия Украине
14.12.2017
В ответ на обстрелы Израиль поразил три боевых объекта ХАМАС в секторе Газа
13.12.2017
США с 1993 года выделили почти 3 млрд долларов на уничтожение обычных вооружений в мире
13.12.2017
Reuters: число погибших в Йемене возросло до 39 человек
13.12.2017
ВМФ РФ: группировка российских кораблей в Средиземном море сохранит свое присутствие
13.12.2017
"Ратник" ни разу не смогли пробить во время боевого применения
13.12.2017
Ким Чен Ын намерен превратить страну в "самую сильную ядерную державу"
11.12.2017
Токио, Вашингтон и Сеул проводят совместные учения из-за обострения с Пхеньяном
08.12.2017
Наша планета Земля не только вертится, но и хорошо просматривается
Загрузка...