Безопасность региона Персидского залива как международный проект / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Безопасность региона Персидского залива как международный проект

Кризис в отношениях Ирана и Саудовской Аравии беспокоит Россию

05.02.2018 14:32 Александр Левченко, международный обозреватель

Безопасность региона Персидского залива как международный проект

На фоне непрекращающегося конфликта между Катаром и остальными странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а также усилий США по сколачиванию антииранской коалиции в этом стратегическом регионе Тегеран призывает соседей по региону к диалогу по формированию системы безопасности в Персидском заливе.

Руководители Исламской Республики неоднократно высказывались по этому поводу. Однако на этот раз с инициативой выступило одно из крупнейших иранских информационных агентств Mehr. И хотя оно и полугосударственное, подобные СМИ официальный Тегеран нередко использует для того, чтобы донести до международной аудитории те или иные идеи.

Руководитель международной редакции агентства Mehr Джавад Хейранниа призвал к выработке эффективных механизмов обеспечения стабильной региональной безопасности. Для этого, по его мнению, нет необходимости придумывать что-то оригинальное, а взять за основу модель Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, или ОБСЕ), постоянно действующего международного форума для выработки мер снижения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Принятый СБСЕ в 1975 году в Хельсинки Заключительный акт провозглашал важнейшие принципы, обеспечившие на долгие годы сосуществование двух противоборствующих систем и двух военных блоков – НАТО и Варшавского договора. Эти принципы, в частности, предполагали уважение территориальной целостности государств, отказ от угрозы или применения силы в отношении одной из сторон, стремление к мирному урегулированию в периоды кризисов и невмешательство во внутренние дела суверенных государств иностранными субъектами.

«Эта модель может быть успешно реализована в регионе Персидского залива, - считает Хейранниа, - поскольку она подчеркивает сотрудничество, общие цели и принцип ненападения. При этом система должна быть всеобъемлющей и включать Иран, Ирак и членов ССАГПЗ. Государства Персидского залива могут обсуждать совместную повестку дня в области безопасности и изучать симметричные меры, такие как инициативы по укреплению доверия и соглашения о контроле над вооружениями».

Система СБСЕ, позволившая договариваться странам с различным политическим устройством, культурологическими особенностями и в самом деле может служить прообразом для формирования модели безопасности в Персидском заливе. Ведь в этом регионе противостоят друг другу центры, олицетворяющие два разных мировоззрения, национальные и культурные традиции. С одной стороны, Королевство Саудовская Аравии с подавляющим суннитским населением. С другой - Исламская Республика Иран, в которой более 90% населения исповедуют ислам шиитского толка и чье политическое и религиозное влияние в государствах с крупными шиитскими общинами на Ближнем Востоке и в Центральной Азии очень велико. От того, насколько Эр-Рияд и Тегеран готовы и способны договариваться, и зависит судьба будущей системы региональной безопасности.

Но прежде чем смогут сесть за стол переговоров Иран и саудовская монархия, странам ССАГПЗ придется урегулировать кризис с Катаром. Собственно, и сам-то кризис стал во многом следствием противостояния Тегерана и Эр-Рияда. Напомним, что 5 июня 2017 года Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет и еще ряд арабских и африканских государств объявили о разрыве дипотношений с Дохой, объяснив это поддержкой эмиратом терроризма и экстремистской идеологии, его враждебной политикой и вмешательством в дела арабских стран. Затем они потребовали от Катара понизить уровень дипотношений с Ираном, закрыть телеканал "Аль-Джазира", прекратить военное сотрудничество с Турцией и ликвидировать турецкую военную базу в стране. Доха отказалась выполнять любое из этих требований и продолжает развивать отношения с Ираном.

Все это сильно раздражает Вашингтон. Под угрозой весь его план по сколачиванию единого антииранского фронта, в котором важная роль отводится Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива. Соединенным Штатам крайне важно «оторвать» Ирак от Ирана, с которым у Багдада складывается прочный политический, религиозный и экономический альянс. В случае если Вашингтону не удастся преодолеть раскол в ССАГПЗ, то и убедить Ирак присоединиться к антииранской коалиции будет куда сложнее. В попытке консолидировать монархии Персидского залива в мае нынешнего года США проведут на своей территории саммит по катарскому кризису. В нем примут участие эмир Катара, наследный принц Саудовской Аравии и наследный принц ОАЭ. Прогнозировать положительные результаты этой встречи в верхах трудно. Ведь Доха наотрез отказывается идти на уступки Эр-Рияду и сворачивать свои отношения с Тегераном. Понижение уровня отношений с Исламской Республикой означало бы для Катара отказ от самостоятельной внешней политики. Министр иностранных дел эмирата Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани уже предупредил, что Катар готов принять участие во встрече только без предварительных условий со стороны саудовцев и на основе равенства сторон.

Вашингтон усердствует изо всех сил. Оно и понятно. Как уже признал госсекретарь Рекс Тиллерсон, негативные последствия кризиса в ССАГПЗ отражаются не только на арабских государствах, но и на Соединенных Штатах. Вашингтон располагает крупными военными базами на Бахрейне и в Катаре. Тысячи американских военнослужащих, боевая техника и боеприпасы расположены и в ряде других стран ССАГПЗ. Кроме того, Катар, разрешив Турции создать свою военную базу на территории эмирата, заставляет Эр-Рияд нервничать и делает невозможной прямую военную конфронтацию с Дохой. Ведь турецкая армия готова защищать эмират.

Если в ходе майского саммита соглашение не будет достигнуто, Катар еще более приблизится к Ирану, что умерит амбиции США в Персидском заливе. Таким образом, раскол в ССАГПЗ создает как политическую, так и военную проблему для Соединенных Штатов.

Но если катарский кризис не в интересах Вашингтона, то ирано-саудовское противостояние ему очень даже на руку. Чем дольше королевство будет считать Иран своим главным противником в регионе, тем дольше будет оставаться крупнейшим покупателем американских вооружений и тем дольше будет оправданно мощное присутствие американских ВМС в акватории залива.

Из этого следует, что путь к созданию инструмента долгосрочной безопасности в Персидском заливе будет чрезвычайно непростым. Однако в Иране не отчаиваются. «Даже если структура, подобная СБСЕ, не приведет к постоянному договору, она, тем не менее, может создать более эффективные отношения в области безопасности в регионе», - отмечает в этой связи Джавад Хейранниа.

Говоря о необходимости преодоления разногласий между Саудовской Аравией и Ираном для решения проблемы региональной безопасности в целом, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своем интервью телеканалу RT в конце 2017 года подчеркнул: «Это две крупные региональные страны, у них не может не быть интересов в прилегающих районах, и им нужно вырабатывать какие-то правила игры». 

Важным этапом на пути региональной безопасности стала бы общеисламская конференция, которая провозгласила бы единство всех мусульман и приблизила примирение шиитского Ирана и суннитского Саудовского королевства, отметил тогда глава российского МИД. Он также подчеркнул, что проблемы в мусульманском мире "лучше решать через примирение шиитов и суннитов в рамках общеисламской солидарности".

Учитывая роль Персидского залива в мировой экономике и политике, Москва выступает за то, чтобы переговорный процесс по формированию инструментов региональной безопасности начался с участием как стран Персидского залива, так и внешних игроков, государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, Китай, США и Франция), Евросоюза и Лиги арабских государств (ЛАГ).

Однако для начала процесса придется преодолеть, возможно, самую острую проблему между Тегераном и Эр-Риядом – дефицит доверия.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Происшествия»:

15.12.2018
На Украине разбился истребитель Су-27
15.12.2018
Пострадавший при взрыве в Подмосковье участковый потерял глаз и кисть руки
15.12.2018
Более 80 "желтых жилетов" задержаны в Париже
15.12.2018
В Крыму самосвал сорвался с обрыва и упал на территорию аквапарка
15.12.2018
В Париже продолжаются протесты "желтых жилетов"
15.12.2018
Неизвестные захватили Свято-Преображенский кафедральный собор УПЦ в Виннице
14.12.2018
Всеобщая конфедерация труда Франции призывает увеличить число акций протеста
14.12.2018
Эрдоган: аудиозаписи убийства Хашукджи подтверждают вину приближенных принца Саудовской Аравии
14.12.2018
В пятиэтажном доме в Киевской области произошел взрыв газа
14.12.2018
Прокуратура нашла нарушения в расследовании дела Кокорина и Мамаева
14.12.2018
В Екатеринбурге незапланированно сел самолет, задевший хвостом взлетную полосу в Уфе
14.12.2018
В Екатеринбурге задержали начальника Свердловской железной дороги
14.12.2018
На антарктической станции Мак-Мердо погибли два человека
14.12.2018
Снявшийся с Порошенко десантник объяснил появление шеврона СС на форме
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.