Зачем нам договор о СНВ / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Зачем нам договор о СНВ

Считаем ракеты и боеголовки - отодвигаем угрозу ядерной войны

08.02.2018 14:39 Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Зачем нам договор о СНВ

Прозвенел контрольный звонок выполнения Россией и США Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, или, как его еще называют, СНВ-3. Подписанный в Праге 8 апреля 2010 года, он вступил в силу после обмена сторонами ратификационных грамот 5 февраля 2011 года и предусматривал, что через семь лет Москва и Вашингтон сократят свои стратегические ядерные силы до уровня 1 550 боеголовок на развернутых стратегических носителях, а на боевом дежурстве у них будет по 700 стратегических ракет, в том числе на земле, на подводных ракетных крейсерах и тяжелых бомбардировщиках (тяжелый бомбардировщик засчитывается за одну ракету). И еще сто носителей стратегических ракет может быть на складах.

5 февраля 2018 года Россия и США отчитались: обязательства, взятые на себя подписантами Договора о СНВ-3, выполнены. Москва на сегодняшний день обладает 527 развернутыми межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) и тяжелыми бомбардировщиками (ТБ). Кроме того, 779 единицами развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. А также 1 444 боезарядами на развернутых носителях. Вашингтон напомнил, что он досрочно завершил необходимые сокращения и уже в октябре прошлого года вышел на контрольные цифры. По его данным, он обладает 660 развернутыми носителями ядерных вооружений – МБР, БРПЛ и ТБ. Развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ у него ровно 800. А ядерных боезарядов на развернутых носителях – 1 393.

Контрольная дата фиксации выполнения требований СНВ-3 обошлась без фанфар. Стороны обменялись заявлением по этому поводу своих внешнеполитических ведомств. Госдепартамент США, например, отметил, что «реализация Нового ДСНВ усиливает безопасность Соединенных Штатов и наших союзников, делает стратегические отношения между США и Российской Федерацией более стабильными, прозрачными и предсказуемыми. Это имеет критически важное значение в период, когда доверие в отношениях снизилось, а угроза просчета или недопонимая возросла». Кроме того, отметила руководитель пресс-службы ведомства Хезер Науэрт, применение данного соглашения «свидетельствует о твердой приверженности обеих сторон сотрудничеству по вопросам, затрагивающим стратегические отношения и международную безопасность». Также она подтвердила, что США «рассчитывают на дальнейшую реализацию договора с Российской Федерацией».

МИД России не стал персонифицировать своего заявителя. На сайте ведомства размещено его официальное послание, где говорится, что «Российская Федерация подтверждает свою приверженность Договору о СНВ. При этом Российская Федерация настоятельно призывает США продолжить конструктивный поиск взаимоприемлемых решений в отношении проблем, связанных с переоборудованием и исключением из расчета средств СНВ, а также любых других вопросов, которые могут возникать у сторон в контексте выполнения положений Договора о СНВ».

Не трудно заметить, что тон российского заявления далек от удовлетворения проделанной партнером работы по выполнению условий и положений Договора. На Смоленской площади считают, что предоставленные Соединенными Штатами цифры не соответствуют действительности. «Объявленный выход на установленные договором показатели достигнут США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ Trident II и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, осуществленного таким образом, что российская сторона не может подтвердить приведение этих стратегических наступательных вооружений в состояние, непригодное для использования БРПЛ и ядерного вооружения тяжелых бомбардировщиков», - объявили в МИД РФ. В ведомстве также отмечают, что озабоченность у российской стороны вызывает «произвольная переквалификация «шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения» в категорию «учебных шахт», не предусмотренную договором. Речь идет не о жонглировании терминами, а о юридической коллизии: от того, как тот или иной объект назван, зависит, какие действия могут производиться в его отношении противоположной стороной, в данном случае российской.

Фактически МИД России обвинил США в том, что они не ликвидировали, как это предусмотрено договором, определенное количество ядерных боеголовок и ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках. А заменили их ракетами с обычными, неядерными боевыми блоками, что позволяет в будущем, когда это Вашингтону потребуется, опять вернуть в строй ядерными боеприпасы. То есть создают для себя возможность возвратного потенциала. При этом российской стороне не представляется возможность убедиться, что это не так. Повторяется история с Договором о РСМД, когда США не уничтожили до конца двигатели первой ступени ракеты «Першинг» и сейчас используют их в качестве ракет-мишеней для испытания своих перехватчиков ПРО.

Интересно при этом, что в случае с РСМД Москва не сразу вынесла в публичную плоскость свои претензии к американской стороне по поводу выполнения условий заключенного в 1987 году договора. Сделала это только тогда, когда Вашингтон начал упрекать нашу страну в нарушении его условий, в том, что якобы Россия испытала крылатую ракету наземного базирования, запрещенную Договором РСМД, и более того, развернула воинскую часть, вооруженную этой ракетой. Сейчас обвинение в неполном соблюдении Штатами ДСНВ прозвучало открыто в день истечения сроков сокращения стратегических носителей и ядерных боеголовок на них. Что опять же свидетельствует о напряженных в целом отношениях между двумя сторонами и о наступательной позиции отечественного МИДа по отношению к своим заокеанским стратегическим партнерам.

Правда, срок окончания действия Договора о СНВ-3 заканчивается, если ни та, ни другая сторона не захочет продлить его еще на пять лет (такая возможность предусмотрена соглашением), 5 апреля 2021 года. И до этого срока при наличии доброй воли все еще можно поправить. Но захотят ли это сделать Москва и Вашингтон? Кто из них проявит такую инициативу и проявит ли? Это вопросы, как говорится, на засыпку.

Тут надо вспомнить, что перед окончанием президентского срока Барака Обамы президент США выдвигал идею заключения соглашения о продлении действия СНВ-3. Видимо, хотел хоть как-то оправдать Нобелевскую премию мира, которую получил авансом за стремление к безъядерному миру. Но Москва тогда резко отказала Бараку Хусейновичу. По многим причинам. В том числе и из-за агрессивной политики в отношении нашей страны. Официально это звучало так: невыполнение Соединенными Штатами обязательств по ратификации Договора о запрещении ядерных испытаний, срыв выполнения обязательств об утилизации излишков оружейного плутония, тактическое ядерное оружие США, размещенное в Европе, и развертывание дестабилизирующих систему безопасности комплексов ПРО на границах России. До сегодняшнего дня эти причины не устранены. И рассчитывать на смягчение российской позиции по поводу продления СНВ-3 очень трудно, тем более что нынешний президент США Дональд Трамп сам не в восторге от соглашения, заключенного его предшественником. Он не раз называл его «плохим» и «однобоким», намекая на то, что договор больше выгоден Москве, чем Вашингтону.

И все же, что бы и кто бы ни критиковал Договор о СНВ-3, он принес большую пользу обеим договаривающимся сторонам. Позволил и Москве, и Вашингтону повысить свою стратегическую стабильность и предсказуемость в отношении действий партнера. И если о доверии друг к другу можно говорить сегодня с большой натяжкой, все же поговорка «Доверяй, но проверяй» в отношениях между Россией и США работала. За семь последних лет стороны 14 раз (дважды в год) обменивались данными с полным учетом состояния состава стратегических ядерных вооружений. Они направили и приняли друг от друга более 14,6 тысячи уведомлений, касающихся размещения, перемещения и дислокации стратегических наступательных вооружений, испытательных пусков ракет. Непосредственно на позициях ракетных войск, на базах подводных лодок и на аэродромах дальней авиации, на складах с боеголовками были проведены 252 инспекции, 14 раз демонстрировались технические характеристики новых систем или же результаты преобразования того или иного оружия с тем, чтобы оно более не могло нести ядерный заряд. Состоялись 14 встреч Двусторонней консультативной комиссии для обсуждения вопросов выполнения СНВ. Эти контакты не прекращались даже в период глобальных кризисов, ставших причиной трений в двусторонних отношениях. Что опять же свидетельствует об огромном значении Пражского договора. Жаль только, что он в отношениях между Россией и США остался единственным и последним, а срок его действия неумолимо приближается к финишу.

В контрольный день отчета России и США о выполнении Договора СНВ-3 в Москве побывал министр обороны США в администрации Билла Клинтона, а ныне профессор Стэнфордского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы 90-летний Уильям Перри. Он презентовал общественности столицы свою книгу «Мой путь по краю ядерной бездны», которая вышла в свет на русском, английском, китайском и японском языках. В начале двухтысячных Уильям Перри вместе с Сэмом Нанном и Генри Киссинджером стал основателем «Инициативы по снижению ядерной угрозы». И сегодня он ярый пропагандист мер по сокращению ядерной опасности, обеими руками поддерживает идею продления действий Договора СНВ-3.

Знаю многих бывших министров обороны стран НАТО, которые сейчас активно ратуют за сокращение и ограничение ядерных вооружений, и в первую очередь стратегических. Вопрос только в том, почему они этого не делали, когда занимали свои посты?!

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «США: после империи»:

21.02.2019
Как США и Британия боролись за прибалтийских «лесных братьев»
20.02.2019
США в ООН заявили, что антироссийские санкции будут сохранены
20.02.2019
Washington Post узнала о возможном увольнении главы Нацразведки США
20.02.2019
Трамп распорядился создать Космические силы в составе министерства ВВС США
19.02.2019
Более 60% американцев не одобряют решение Трампа ввести режим ЧП
19.02.2019
Продвижение демократии по-американски – на очереди Венесуэла
19.02.2019
Дуэль в Мюнхене: канцлер ФРГ против вице-президента США
19.02.2019
Против Трампа подали иск 16 штатов США
19.02.2019
Захарова назвала шантажом призыв Трампа к военным Венесуэлы
19.02.2019
Трамп предложил военным Венесуэлы поддержать оппозицию, либо "потерять все"
18.02.2019
Больше трети американцев считает плохое управление серьезнейшей проблемой США
18.02.2019
Политологи об итогах Мюнхенской конференции по безопасности
18.02.2019
Эксперт: Санкции вводятся, товарооборот растет (ВИДЕО)
18.02.2019
США-Европа: «Удивительно параллельный мир»
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.