Зачем нам договор о СНВ / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Зачем нам договор о СНВ

Считаем ракеты и боеголовки - отодвигаем угрозу ядерной войны

08.02.2018 14:39 Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Зачем нам договор о СНВ

Прозвенел контрольный звонок выполнения Россией и США Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, или, как его еще называют, СНВ-3. Подписанный в Праге 8 апреля 2010 года, он вступил в силу после обмена сторонами ратификационных грамот 5 февраля 2011 года и предусматривал, что через семь лет Москва и Вашингтон сократят свои стратегические ядерные силы до уровня 1 550 боеголовок на развернутых стратегических носителях, а на боевом дежурстве у них будет по 700 стратегических ракет, в том числе на земле, на подводных ракетных крейсерах и тяжелых бомбардировщиках (тяжелый бомбардировщик засчитывается за одну ракету). И еще сто носителей стратегических ракет может быть на складах.

5 февраля 2018 года Россия и США отчитались: обязательства, взятые на себя подписантами Договора о СНВ-3, выполнены. Москва на сегодняшний день обладает 527 развернутыми межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) и тяжелыми бомбардировщиками (ТБ). Кроме того, 779 единицами развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. А также 1 444 боезарядами на развернутых носителях. Вашингтон напомнил, что он досрочно завершил необходимые сокращения и уже в октябре прошлого года вышел на контрольные цифры. По его данным, он обладает 660 развернутыми носителями ядерных вооружений – МБР, БРПЛ и ТБ. Развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ у него ровно 800. А ядерных боезарядов на развернутых носителях – 1 393.

Контрольная дата фиксации выполнения требований СНВ-3 обошлась без фанфар. Стороны обменялись заявлением по этому поводу своих внешнеполитических ведомств. Госдепартамент США, например, отметил, что «реализация Нового ДСНВ усиливает безопасность Соединенных Штатов и наших союзников, делает стратегические отношения между США и Российской Федерацией более стабильными, прозрачными и предсказуемыми. Это имеет критически важное значение в период, когда доверие в отношениях снизилось, а угроза просчета или недопонимая возросла». Кроме того, отметила руководитель пресс-службы ведомства Хезер Науэрт, применение данного соглашения «свидетельствует о твердой приверженности обеих сторон сотрудничеству по вопросам, затрагивающим стратегические отношения и международную безопасность». Также она подтвердила, что США «рассчитывают на дальнейшую реализацию договора с Российской Федерацией».

МИД России не стал персонифицировать своего заявителя. На сайте ведомства размещено его официальное послание, где говорится, что «Российская Федерация подтверждает свою приверженность Договору о СНВ. При этом Российская Федерация настоятельно призывает США продолжить конструктивный поиск взаимоприемлемых решений в отношении проблем, связанных с переоборудованием и исключением из расчета средств СНВ, а также любых других вопросов, которые могут возникать у сторон в контексте выполнения положений Договора о СНВ».

Не трудно заметить, что тон российского заявления далек от удовлетворения проделанной партнером работы по выполнению условий и положений Договора. На Смоленской площади считают, что предоставленные Соединенными Штатами цифры не соответствуют действительности. «Объявленный выход на установленные договором показатели достигнут США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ Trident II и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, осуществленного таким образом, что российская сторона не может подтвердить приведение этих стратегических наступательных вооружений в состояние, непригодное для использования БРПЛ и ядерного вооружения тяжелых бомбардировщиков», - объявили в МИД РФ. В ведомстве также отмечают, что озабоченность у российской стороны вызывает «произвольная переквалификация «шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения» в категорию «учебных шахт», не предусмотренную договором. Речь идет не о жонглировании терминами, а о юридической коллизии: от того, как тот или иной объект назван, зависит, какие действия могут производиться в его отношении противоположной стороной, в данном случае российской.

Фактически МИД России обвинил США в том, что они не ликвидировали, как это предусмотрено договором, определенное количество ядерных боеголовок и ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках. А заменили их ракетами с обычными, неядерными боевыми блоками, что позволяет в будущем, когда это Вашингтону потребуется, опять вернуть в строй ядерными боеприпасы. То есть создают для себя возможность возвратного потенциала. При этом российской стороне не представляется возможность убедиться, что это не так. Повторяется история с Договором о РСМД, когда США не уничтожили до конца двигатели первой ступени ракеты «Першинг» и сейчас используют их в качестве ракет-мишеней для испытания своих перехватчиков ПРО.

Интересно при этом, что в случае с РСМД Москва не сразу вынесла в публичную плоскость свои претензии к американской стороне по поводу выполнения условий заключенного в 1987 году договора. Сделала это только тогда, когда Вашингтон начал упрекать нашу страну в нарушении его условий, в том, что якобы Россия испытала крылатую ракету наземного базирования, запрещенную Договором РСМД, и более того, развернула воинскую часть, вооруженную этой ракетой. Сейчас обвинение в неполном соблюдении Штатами ДСНВ прозвучало открыто в день истечения сроков сокращения стратегических носителей и ядерных боеголовок на них. Что опять же свидетельствует о напряженных в целом отношениях между двумя сторонами и о наступательной позиции отечественного МИДа по отношению к своим заокеанским стратегическим партнерам.

Правда, срок окончания действия Договора о СНВ-3 заканчивается, если ни та, ни другая сторона не захочет продлить его еще на пять лет (такая возможность предусмотрена соглашением), 5 апреля 2021 года. И до этого срока при наличии доброй воли все еще можно поправить. Но захотят ли это сделать Москва и Вашингтон? Кто из них проявит такую инициативу и проявит ли? Это вопросы, как говорится, на засыпку.

Тут надо вспомнить, что перед окончанием президентского срока Барака Обамы президент США выдвигал идею заключения соглашения о продлении действия СНВ-3. Видимо, хотел хоть как-то оправдать Нобелевскую премию мира, которую получил авансом за стремление к безъядерному миру. Но Москва тогда резко отказала Бараку Хусейновичу. По многим причинам. В том числе и из-за агрессивной политики в отношении нашей страны. Официально это звучало так: невыполнение Соединенными Штатами обязательств по ратификации Договора о запрещении ядерных испытаний, срыв выполнения обязательств об утилизации излишков оружейного плутония, тактическое ядерное оружие США, размещенное в Европе, и развертывание дестабилизирующих систему безопасности комплексов ПРО на границах России. До сегодняшнего дня эти причины не устранены. И рассчитывать на смягчение российской позиции по поводу продления СНВ-3 очень трудно, тем более что нынешний президент США Дональд Трамп сам не в восторге от соглашения, заключенного его предшественником. Он не раз называл его «плохим» и «однобоким», намекая на то, что договор больше выгоден Москве, чем Вашингтону.

И все же, что бы и кто бы ни критиковал Договор о СНВ-3, он принес большую пользу обеим договаривающимся сторонам. Позволил и Москве, и Вашингтону повысить свою стратегическую стабильность и предсказуемость в отношении действий партнера. И если о доверии друг к другу можно говорить сегодня с большой натяжкой, все же поговорка «Доверяй, но проверяй» в отношениях между Россией и США работала. За семь последних лет стороны 14 раз (дважды в год) обменивались данными с полным учетом состояния состава стратегических ядерных вооружений. Они направили и приняли друг от друга более 14,6 тысячи уведомлений, касающихся размещения, перемещения и дислокации стратегических наступательных вооружений, испытательных пусков ракет. Непосредственно на позициях ракетных войск, на базах подводных лодок и на аэродромах дальней авиации, на складах с боеголовками были проведены 252 инспекции, 14 раз демонстрировались технические характеристики новых систем или же результаты преобразования того или иного оружия с тем, чтобы оно более не могло нести ядерный заряд. Состоялись 14 встреч Двусторонней консультативной комиссии для обсуждения вопросов выполнения СНВ. Эти контакты не прекращались даже в период глобальных кризисов, ставших причиной трений в двусторонних отношениях. Что опять же свидетельствует об огромном значении Пражского договора. Жаль только, что он в отношениях между Россией и США остался единственным и последним, а срок его действия неумолимо приближается к финишу.

В контрольный день отчета России и США о выполнении Договора СНВ-3 в Москве побывал министр обороны США в администрации Билла Клинтона, а ныне профессор Стэнфордского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы 90-летний Уильям Перри. Он презентовал общественности столицы свою книгу «Мой путь по краю ядерной бездны», которая вышла в свет на русском, английском, китайском и японском языках. В начале двухтысячных Уильям Перри вместе с Сэмом Нанном и Генри Киссинджером стал основателем «Инициативы по снижению ядерной угрозы». И сегодня он ярый пропагандист мер по сокращению ядерной опасности, обеими руками поддерживает идею продления действий Договора СНВ-3.

Знаю многих бывших министров обороны стран НАТО, которые сейчас активно ратуют за сокращение и ограничение ядерных вооружений, и в первую очередь стратегических. Вопрос только в том, почему они этого не делали, когда занимали свои посты?!

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «США: после империи»:

21.05.2018
Разведчица-нелегал, специалистка по пыткам и России
21.05.2018
NYT: Мюллер намерен закончить расследование в отношении Трампа к 1 сентября
18.05.2018
Берлин назвал цели США в борьбе против строительства Nord Stream 2
18.05.2018
Безумие мистера Рогана: что стоит за призывами бомбить Крымский мост?
16.05.2018
Эксперт: вероятность срыва встречи Трампа и Кима достаточно велика
15.05.2018
Эксперт: закрытие северокорейского ядерного полигона – символическая мера
11.05.2018
Эксперт: Европа резко против выхода США из сделки с Ираном
11.05.2018
Трамп намерен заключить новую сделку с Ираном
10.05.2018
Асад ответил Трампу, назвавшему его животным
09.05.2018
Кандидат на пост главы ЦРУ назвала Россию и КНР в числе главных вызовов США
09.05.2018
Швеция, США и Финляндия углубляют трехстороннее военное сотрудничество
07.05.2018
Россиянин Ярошенко опасается за свою жизнь в карцере тюрьмы США
04.05.2018
Уровень безработицы в США упал до 3,9%, став самым низким с 2000 года
02.05.2018
США прервали переговоры с Бразилией об отмене пошлин на сталь и алюминий
Загрузка...