«Ямал-Бостон»: приключение газовоза Gaselys / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
«Ямал-Бостон»: приключение газовоза Gaselys

Что означают для рынка поставки российского газа в США

09.02.2018 14:06 Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

«Ямал-Бостон»: приключение газовоза Gaselys

Уже примерно месяц одна из ключевых информационных повесток энергетической сферы – судьба поставок ямальского сжиженного природного газа (СПГ) в США и дальнейшие перспективы этого канала.

История с партией ямальского СПГ, направленного в США еще в первой декаде января, удивила странностями. Так, газовоз Gaselys французской энергокомпании Engie с грузом российского СПГ, который предположительно 21-22 января должен был прибыть в регазификационный терминал Everett под Бостоном, 19 января неожиданно поменял курс, сообщило агентство Bloomberg. После, по данным системы мониторинга морских судов MarineTraffic, судно начало движение в направлении испанского порта Альхесирас.

Изначально же этот газ должен был поступить на британский рынок – но был перегружен и отправлен компанией Engie в Бостон. Причина такой странной сделки — резкий рост цен на газ на Восточном побережье США, вызванный снежными бурями и аномальными холодами. Причем и в Британию этот объем газа попал тоже в результате посреднической сделки. Но цены на газ в США относительно быстро снизились по причине улучшения погоды – и тогда танкер решено было направить в Испанию.

Однако уже 20 января само агентство Bloomberg опровергло смену курса танкера: Gaselys все же продолжил свой путь по направлению к США после резкого разворота в Атлантическом океане. Выходит, что газ, который изначально вообще должен был оказаться в Азии, отправили в Британию, далее в США, потом уже у самых берегов Америки развернули назад в Европу и после – снова пунктом назначения был определен Бостон. И только 24 января стало известно, что Gaselys «бросил якорь» неподалеку от порта назначения. А о том, что танкер с СПГ российского происхождения наконец прибыл в регазификационный терминал Everett и начал разгружаться, стало известно только 29 января.

Такая интригующая история с «путешествием» ямальского газа заставляют задуматься о том, как же все-таки будет функционировать рынок СПГ в будущем. Такие вот развороты газовозов означают, что потребители не могут рассчитывать на поставщиков при полном доминировании спотовых сделок. Собственники газа до последнего будут искать, где выгоднее продать СПГ, при этом никаких жестких обязательств перед покупателями у них нет. Кроме того, все более очевидным становится то обстоятельство, что НОВАТЭК не может контролировать географию поставок газа с «Ямал СПГ». Это плохо в смысле того, что СПГ с полуострова будет конкурировать с российскими трубопроводными поставками. Пока этого не происходит, но ясно, что НОВАТЭК не готов и не стремится управлять экспортом.

К примеру, пресс-секретарь НОВАТЭКа Юрий Мелихов, комментируя поставку российского газа в США, отметил, что у компании нет задачи отслеживать цепочку посредников после начальной продажи объема: ««Ямал СПГ» продал газ нашему торговому трейдеру – фирме Novatek Gas & Power. В свою очередь она перепродала его малайзийской компании Petronas, после чего мы перестали иметь какое-либо отношение к этому газу».

Хотя прежде глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон уверял, что ямальский СПГ не будет конкурировать с поставками трубопроводного газа «Газпрома» в Европе, так как весь газ с проекта «Ямал СПГ» будет доставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона из-за сложившейся премиальности восточного рынка. Однако теперь компания признала, что не может полностью контролировать поставки.

Появление же российского газа в США можно связать с локальной климатической аномалией. Однако все-таки занятно, что наш СПГ оказался в Бостоне. Учитывая, что весь прошлый год западная пресса с пристрастием пугала нас тем, что американский СПГ создаст проблемы российскому газу на европейском рынке.

Причем по сведениям портала Bloomberg, сейчас началась подготовка к отправке в США второго танкера с СПГ из России. Объем снова перекуплен посредниками. Ожидается, что в порт под Бостоном судно Provalys зайдет примерно в середине февраля.

Так что речь уже не о разовой закупке партии ямальского СПГ, а возможно – начало серии. Пусть сезонной. И это никак не согласуется с афишируемой новой газоэкспортной стратегией США, цель которой – широко присутствовать на европейском рынке газа и тем самым вытеснять российское голубое топливо.

К тому же эта история показательна в том смысле, как коммерческие аспекты могут легко брать верх над политическими установками и предвзятостями. Пожалуй, кейс с ямальским газом в Америке – еще и начало громкой международной PR-кампании для российского заполярного проекта «Ямал СПГ».

В целом же прецедент показывает, что на глобальном энергетическом рынке, как минимум на зимний сезон, нет избытка сжиженного газа, несмотря на все более устойчивую тенденцию к расширению мирового производства СПГ.

Тема поставок российского СПГ в США была затронута 31 января и в ходе встречи Владимира Путина с представителями экономического совета ассоциации «Франко-Российская торгово-промышленная палата». Рассказывая о перевозке грузов, производимых на Ямале, он упомянул отгрузки проекта «Ямал СПГ», напомнив о том, что первый танкер с российским сжиженным газом прибыл в США.

Присутствовавший на встрече совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко заметил, что факт появления метановоза в США ему известен. «Но мы об этом не кричим, потому как побаиваемся», — сказал Тимченко. В ответ Владимир Путин сказал, что информация о танкере появилась в СМИ, а потому «бояться ее озвучивать не стоит». К тому же очевидно, что имиджевые очки НОВАТЭК уже заработал.

Теперь главная задача НОВАТЭКа – дать старт проекту «Арктик СПГ 2». Компания агрессивно рекламирует этот завод, поясняя, что капитальные затраты на строительство будут снижены почти в полтора раза (в сравнении с «Ямал СПГ»). Однако не секрет, что проект «Ямал СПГ» не состоялся бы без налоговых льгот, инвестиций государства в инфраструктуру, а также строительства за бюджетный счет ледокольного флота.

Интересно, что НОВАТЭК закладывает в бюджет «Арктик СПГ 2» весьма высокую цену нефти – на уровне $60-70 за баррель. Что довольно рискованно – конъюнктура даже ближайшего года неочевидна, не говоря уже о более дальних горизонтах. И вероятные новые ценовые шоки на рынке углеводородов вполне могут серьезно изменить экономику завода.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Энергетический диалог»:

21.02.2018
Власти Египта не принимали участия в частной газовой сделке с Израилем на 15 млрд долларов
20.02.2018
ВМФ Египта взяли под охрану шельфовое месторождение Зохр в Средиземном море
20.02.2018
Мировому энергетическому сектору требуются более 10 трлн долларов инвестиций, считают в ОАЭ
19.02.2018
"Вестингауз" начнет поставки ядерного топлива на Ровенскую АЭС на Украине
19.02.2018
Страны ОПЕК+ на треть перевыполнили январский план по ограничению добычи нефти
16.02.2018
Ливан отверг инициативу США по разделу спорных шельфовых участков с Израилем
16.02.2018
"Северный поток - 2" не является угрозой энергетической безопасности, заявила Меркель
15.02.2018
Новак считает минимальными риски введения ЕК заградительных барьеров в отношении "Турецкого потока"
15.02.2018
Америка помогает уладить пограничный спор Ливана и Израиля, сообщил госсекретарь США
14.02.2018
Рост мирового спроса "заставит потрудиться" всех производителей нефти
14.02.2018
РФ призывает стороны к мирному решению ситуации в экономической зоне Кипра
14.02.2018
"Газпром" обратился в суд для пересмотра цен на газ для немецкой Uniper с 1 февраля
13.02.2018
Главы МИД Италии и Турции обсудили проблему платформы Eni, заблокированной Анкарой
13.02.2018
Эрдоган призвал "не совершать ошибки" в Эгейском море и в вопросах разведбурения на Кипре
Загрузка...