Украине готовится участь кибернетической колонии США / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Украине готовится участь кибернетической колонии США

Вашингтон подготовил закон о кибербезопасности Украины

14.02.2018 15:15 Николай Войтов, Центр специальных медиаметрических исследований

Украине готовится участь кибернетической колонии США

Кибер- (или согласно официальной российской трактовке информационная) безопасность – неотъемлемая часть национального суверенитета. Все больше стран организовывают киберподразделения в собственных ВС. Для НАТО и США cyber domain (киберпространство) и вовсе такое же поле боя, как суша, вода, воздух или космос. И так как международного права для регулирования этого нового поля брани (или кладези информации и новых рынков – в зависимости от точки зрения) нет, каждое государство решает проблему в меру собственных созидательных и творческих способностей. Поэтому параноидальная озабоченность украинского руководства «российской агрессией» и стала отчасти причиной, по которой было принято решение укрыться под американским киберзонтиком.

Созвучным данному стремлению стало одобрение палатой представителей США 8 февраля законопроекта о кибербезопасности Украины. Это как бы «шаг навстречу». Теперь документ должен пройти через сенат, чтобы попасть на стол к президенту и превратиться в закон. Блокировка акта маловероятна: сенатский комитет по международным отношениям состоит преимущественно из политиков, выступающих за ужесточение давления на Россию. Небольшой объем документа и сдержанность предлагаемых мер также играют на руку автору закона, Брендану Бойлу, члену комитета по международным делам палаты представителей, члена Демократической партии. Европейский вектор – новое направление деятельности политика, прежде занимавшегося ближневосточной тематикой (в рамках комитета): осуждение режима  Асада и призывы усилить военно-техническое сотрудничество с Израилем.

Основание же, подобранное членами палаты представителей США для оправдания расширения американо-украинских связей, вызывает вопросы. В 2015 и 2016 годах украинские электросети подверглись кибератакам, в результате чего они были частично парализованы. Несмотря на недоказанность российского происхождения атак – так даже американские СМИ не решаются назвать Россию безусловным киберагрессором в украинском контексте, хотя нынешний уровень «эластичности реальности» в медиапространстве США и позволяет это сделать, – подавляющее число политиков (404 против 3) высказались за принятие акта.

Закон, написанный на Капитолийском холме непосредственно для украинского государства – по крайней мере медиа США нарекают его «законом о кибербезопасности Украины»,  подразумевает расширение и углубление сотрудничества Украины с США по линии обеспечения кибербезопасности. Тем не менее большая часть предписаний закона синонимична любому украино-американскому документу: США должны расширить сотрудничество по линии политики, экономики, торговли, культуры, оказать помощь при проведении реформ и борьбы с «российской пропагандой» в соцсетях. Собственно «кибербезопасности» не отдан высший приоритет. Сотрудничество с Украиной, согласно акту, имеет следующую структуру: помощь по защите правительственных украинских компьютерных сетей, обмен информацией, «избавление» от российского программного обеспечения.

Проведем небольшой разбор непосредственно текста законопроекта. H.R. 1997 или Закон о сотрудничестве с Украиной в области кибербезопасности (Ukraine Cybersecurity Cooperation Act) состоит из шести страниц и четырех разделов: название, позиция США, намерения США, описание механизма взаимодействия с Украиной. Россия в тексте документа упомянута четыре раза, однако главная особенность – отсутствие клише о «вмешательстве» нашей страны в украинскую киберсферу. Создание законопроекта, согласно Бойлу, продиктовано необходимостью защитить критическую информационную инфраструктуру Украины от кибератак. Источники - ни прямо, ни косвенно - угроз не названы, что также нетипично для конгрессменов. Украину необходимо защитить лишь от «российской пропаганды», не от «кибератак». Опять, уже в который раз американцы демонстрируют приверженность постулату о превращении пропаганды в стратегическое оружие.

Интересно также проследить эволюцию документа: в сенат передана третья редакция. Первоисточник был представлен Бойлом палате представителей в апреле прошлого года, его текст не отличается от одобренной версии по форме, однако включает несколько технических инициатив, впоследствии исключенных. Так, предложение конгрессмена «помочь правительству Украины в деле улучшения стратегии кибербезопасности» - вычеркнуто. Пункт о создании американо-украинской рабочей группы (с участием представителей Министерства энергетики США) для разработки дорожной карты украинской кибербезопасности также не вошел в финальную версию, как и планы по проведению совместных учений. Следуя логике редакторов законопроекта, можно предположить, что в сенате документ будет еще более смягчен. Поскольку все «тактические» предложения, кроме пункта о предоставлении в комитет по международным делам сената в течении 180 дней доклада о состоянии украинской кибербезопасности и текущем уровне сотрудничества с США, заменены «программными» («помогать», «расширять сотрудничество» - но без описания конкретных мер), вероятно, что Трамп будет подписывать не закон, а некую политическую декларацию (по содержанию, а не по форме, разумеется). Тем не менее существует вероятность, что текст документа может вновь обзавестись конкретикой: влиятельный член профильного комитета сената Кардин, демократ, был идейным вдохновителем закона о новых санкциях против России (и похожих документов меньшего масштаба) и вполне способен настоять на ужесточении акта.

Несмотря на сдержанный тон документа, устные заявления его автора в ходе обсуждения и пиара – более мейнстримные и отчасти компенсируют сдержанный тон акта: «В течение последних лет Россия использовала Украину как полигон для кибератак, которые ставят под угрозу национальную безопасность нашего великого союзника, Украины, а также ее соседей по региону и Соединенных Штатов». Кажется, впервые в политическом лексиконе законодателей было упомянуто об Украине как о «великом союзнике».

Украинские и американские политики подчеркивают важность принятия подобного закона, приводя в качестве аргумента летний (2017 г.) «разгул» вирусов WannaCry и (Not)Petya, которые поразили и отчасти парализовали работу как государственных учреждений европейских стран, так и многих частных компании, и основной удар которых пришелся именно на компьютерные сети Украины. Довод убедительный, однако не учитывает одного важного обстоятельства – генеалогии этих вредоносных программ. Еще несколько лет назад блог Лаборатории Касперского писал об обнаружении группы хакеров Equation, которая, предположительно, имеет тесные связи с АНБ. Позже Shadow Brokers, другая хакерская группа, объявила, что «хакнула» Equation и готова продать инструменты по взлому любого ПО победителю аукциона. Победителя не оказалось, поэтому позже хакеры в 2017 г. по частям продали украденную библиотеку вирусов, среди которых оказался эксплойт нулевого дня (программа, эксплуатирующая встроенную в код ПО уязвимость) EternalBlue (также, вероятно, разработка АНБ), который и стал основой для вирусов WannaCry и Petya. Разумеется, однозначно обвинить США в произошедшем нельзя, но в данном случае Украина действительно стала «полигоном для кибератак».

Другое недавнее важное событие, которое обошли вниманием как российские, так и американские медиа и в свете которого закон о кибербезопасности Украины обретает новые оттенки – продление времени действия пресловутого закона FISA (Акт о негласном наблюдении в целях внешней разведки) на очередные шесть лет, то есть получение АНБ карт-бланша на глобальную слежку в планетарных масштабах и за кем угодно. Де-юре, с позиции законов США, прослушка телефонных разговоров А. Меркель, Пан Ги Муна, Н. Саркози, Б. Нетаньяху и С. Берлускони (в АНБ признались, что занимались этим «десятилетиями») вновь «в законе». В этой связи украинскому правительству следует настороженней относиться к предложению американской стороны модернизировать компьютерные сети, поскольку стратегическая цель, то есть обеспечение кибербезопасности, может оказаться уловкой кибершпионов.

В целом можно рассматривать принятие данного закона не только как победу проукраинских лоббистов в конгрессе, но и как принудительную передачу украинского киберпространства под контроль спецслужб США. С другой стороны, Акт – это просто политический конферанс, за которым не следует финансовых «главных номеров нашей программы». Бюджетное управление конгресса представило заключение, что реализация возможных рекомендаций доклада, который Государственный департамент должен будет подготовить для конгресса по вопросу усилий Соединенных Штатов и Организации Североатлантического договора (НАТО впрямую упомянуто!) по укреплению кибербезопасности на Украине и по новым направлениям двустороннего сотрудничества, а также прямые действия Госдепа по поддержке усилий Украины по улучшению своей кибербезопасности «будут стоить менее 500 тыс. долл. в течение периода 2018-2022 гг.». Оговорено, что средства будут выделяться не автоматически, а после специальных обсуждений на законодательном уровне. При этом сумма справедливо признана совершенно «безопасной» для госбюджета.

Таким образом, американцы получили ключ от двери в киберпространство Украины, но придут туда без подарков. Вот так!

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Информационная безопасность»:

23.04.2018
Россияне запустили бумажные самолетики в поддержку Telegram
23.04.2018
Пользователи жалуются на проблемы с доступом к YouTube
22.04.2018
Роскомнадзор объяснил блокировку адресов Google невыполнением решения по Telegram
20.04.2018
Украина и Россия прекратили сотрудничество в сфере информации
20.04.2018
Посол ЕС прокомментировал блокировку мессенджера Telegram
20.04.2018
РБК назвал причиной блокировки Telegram планы Дурова создать криптовалюту‍
19.04.2018
Google закрыл доступ к функции, позволявшей обходить блокировку
19.04.2018
Кремль: блокировка Telegram не должна приводить к сбоям в работе других серверов
19.04.2018
Песков заявил, что блокировка Telegram не дискредитирует Роскомнадзор
19.04.2018
Пользователи Viber в России продолжают жаловаться на сбои
18.04.2018
Почти 3 млн европейцев могли быть затронуты скандалом с утечками из "Фейсбук"
18.04.2018
Песков: Путин в курсе решения суда о блокировке мессенджера Telegram
18.04.2018
Юристы мессенджера Telegram пожалуются на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
18.04.2018
Роскомнадзор может заблокировать Facebook, если он не перенесет базы данных в Россию
Загрузка...