Арктика: второе пришествие России / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Арктика: второе пришествие России

Новые ключи к богатствам старой кладовой страны

20.03.2018 17:12 Сергей Семин, военный обозреватель Инфороса

Арктика: второе пришествие России

Какой-то умный и проницательный человек по достоинству оценил Арктику, назвав ее бесценной сокровищницей кладов России. Интерес к этой сокровищнице был всегда. Но не всегда хватало сил и средств, чтобы оценить масштаб этих сокровищ и их потенциальные возможности для развития страны.

Арктический регион – это геополитическое пространство, в котором в концентрированном виде переплелись политика и экономика, наука и обороноспособность, углеводороды и инфраструктура, экология и инвестиции, логистика и многое-многое другое. Перефразировав великого Михаила Ломоносова, можно без преувеличения сказать, что будущее России будет прирастать Арктикой.

Учитывая значение Арктики и ее потенциальные возможности, руководство России пошло по пути комплексного подхода к освоению и модернизации региона.

Прежде всего, начали совершенствовать правовую базу. Изданы соответствующие указы и распоряжения. Их много. В частности, по указанию  президента РФ правительством утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Согласно документу срок реализации госпрограммы продлён до 2025 года. Ее цель - повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Многогранность богатств северной кладовой России предполагает несколько взаимосвязанных направлений их освоения. Начнем с главного. Пункт первый - ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь (СМП). В частности, в послании к Федеральному собранию президент Путин отметил, что к 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн. Наша задача - сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией. Здесь нет никаких сомнений.

Как отмечалось на прошедшем в начале марта с.г. Съезде транспортников России, первым шагом в новой истории со стороны государства по организации судоходства по СМП стало издание соответствующих нормативных правовых актов. Так, утверждены правила плавания и применения тарифов на ледокольную проводку судов, а также определен размер платы за это. С 2017 года вступил в силу кодекс для судов полярного плавания (Полярный кодекс), принятый Международной морской организацией.

Как отмечают в Минтрансе, таким образом, существующая нормативная правовая база в отношении Севморпути обеспечивает безопасность судоходства, защиту морской среды от загрязнения, а также защиту национальных интересов РФ.

Главное же направление развития СМП связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Это напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добычи минеральных ресурсов. Их география -  Варандей, Ямал, Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск. В общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 – руд и угля.

Чтобы реализовать эти и другие проекты, нужен флот. Это второй наиболее важный пункт в освоении СМП. «Ни у одной страны мира нет такого атомного ледокольного флота, как у нас. В Советском Союзе он был, в России он восстановился и есть, и у нас есть планы его развития, причем мощного ледокольного флота нового поколения», -  рассказал глава государства в фильме Андрея Кондрашова «Путин».

Имея 30 дизельных и четыре атомных ледокола, Россия стала основным оператором в Арктике. СМП вряд ли когда-нибудь заменит Суэцкий канал, но может взять на себя около 20% морского судоходства Европа -  Азия, особенно с учетом российских проектов по добыче в Арктике нефти и газа.

В конце ноября 2017 года в состав Арктической группировки ВМФ РФ вошло новейшее многофункциональное судно – дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Нареченный в честь былинного русского богатыря ледокол будет обеспечивать деятельность группировки российского флота в Арктике.

«Илья Муромец» способен проводить корабли во льдах или буксировать суда, перевозить грузы, выполнять исследовательские и спасательные функции в районе архипелага Новая Земля, Новосибирских островов и в других акваториях. Его многофункциональность позволит вносить весомый вклад в возрождение российской инфраструктуры в Арктике.

Позже российскому флоту будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180: два - для Северного флота и два - для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ будет построен патрульный корабль арктической зоны «Иван Папанин» проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-мм пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль этой серии войдет в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название «Николай Зубов», будет заложен в 2018 году.

Третье направление развития Арктики – расширение и модернизация ее транспортной инфраструктуры. Как гражданской, так и военной. В настоящее время проводятся большие работы по реконструкции аэропортов и автодорог, развитию СМП и портовой инфраструктуры, планируется строительство железных дорог и создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы.

На восстановлении и совершенствовании военной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны с Севера, целесообразно остановиться более подробно. Так, для парирования возможных угроз безопасности России президентом и правительством РФ принято решение о ее восстановлении в Арктической зоне. Этот регион охватывает архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, а также материковую часть от Кольского полуострова до Чукотки. По данным Министерства обороны России, в 2017 году завершено строительство более 100 военных объектов в Арктике. Именно они составят основу инфраструктуры военного ведомства в этом регионе.

По данным Минобороны, практически завершено обустройство шести военных баз на арктических островах и материковой заполярной части страны. Как сообщил недавно заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков, завершены и обустроены 437 объектов для размещения формируемых воинских частей в поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля), на островах Земля Александры (Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), Котельный (Новосибирские острова), Врангеля и на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ).

Построены или реконструированы первоочередные объекты инфраструктуры - аэродромы, боевые позиции арктических частей и подразделений, - а также административно-жилищные комплексы, включающие военные городки замкнутого цикла. Фактически Министерство обороны России за минувший год выполнило задачи, поставленные Верховным главнокомандующим, - завершить возведение основных инфраструктурных объектов и в 2018 году иметь в Арктической зоне самодостаточные мобильные группировки войск.

Сегодня россияне не просто вернулись в Арктику, а «поселились заново и крепко». Так, в Арктическом регионе размещены новейшие системы слежения за пусками ракет и военная база ПВО. Идет строительство аэродрома на Новосибирских островах.

«Мы грозить никому не будем, но мы, используя наши преимущества, в данном случае территориального характера, обеспечим безопасность РФ и ее граждан. В этом смысле Арктический регион для России крайне важен», — почеркнул Путин в фильме Кондрашова.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Горячая Арктика»:

10.04.2018
«Торы» для Арктики
06.04.2018
Усиление НАТО в Арктике несет для России серьезную угрозу
30.03.2018
Арктика: премьера воздушного перехвата
19.03.2018
Захарова: "накат" Запада на выборы президента РФ был очевиден и беспрецедентен
24.02.2018
На Ямале прошла акция «Военная служба по контракту — твой выбор!»
15.02.2018
Богатство и безопасность России будут прирастать Арктикой
14.02.2018
Курс – на Новую Землю
13.02.2018
Военнослужащие Северного флота приняли участие в чемпионате Мурманска по ледолазанию
31.01.2018
Российские и зарубежные эксперты обсудят перспективы развития Севморпути
30.01.2018
В марте пройдет семинар ученых-лингвистов из арктических регионов РФ, США, Канады и Норвегии
16.01.2018
Ученые Арктического плавучего университета займутся изучением Новой Земли
11.01.2018
«Ямал СПГ» экспортировал четыре партии природного газа объемом до 300 тыс. тонн
10.01.2018
Ангар для самолетов превратят в арктический музей
30.12.2017
Путин ввел исключительное право российских судов на перевозку нефти и газа по Севморпути
Загрузка...