Стратегическая стабильность под прессингом Вашингтона / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Стратегическая стабильность под прессингом Вашингтона

Укрепится ли она после саммита лидеров России и США?

28.06.2018 16:09 Владимир Козин, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России, профессор Академии военных наук России

Стратегическая стабильность под прессингом Вашингтона

В нынешнем году в отношениях между Москвой и Вашингтоном, заведенных в глухой тупик американской стороной, вполне может наступить некоторое улучшение взаимопонимания, если военно-политическое руководство США в конструктивном ключе отреагирует на две простые вещи. Во-первых, что с Россией нельзя ссориться и, во-вторых, что с ней надо обсуждать актуальные проблемы современности таким образом, чтобы обе стороны принимали в них участие на принципах равенства и взаимного уважения друг друга, а достигаемые в ходе их переговоров практические решения приветствовали бы во всем мире.

Россия никогда не скрывала, что всегда была настроена на поддержание стратегической стабильности между двумя странами. Поздравляя Дональда Трампа с вступлением в должность в январе прошлого года, президент России Владимир Путин выразил готовность рассматривать с ним этот вопрос исключительной важности не многие годы и не в общих чертах, а в динамично-деловой атмосфере с прицелом на взаимоприемлемый результат, укрепляющий региональную и глобальную безопасность.

К сожалению, нынешний 45-ый президент-республиканец, отягощенный вызовами внутриполитической жизни и безостановочными нападками со стороны оппозиционной Демократической партии, многими региональными проблемами (Афганистан, Сирия, Украина), планами активизации деятельности НАТО и наращивания военного потенциала Соединенных Штатов, а также некоторыми аспектами контроля над вооружениями, созданными ими самими в привязке к Северной Корее (ее ракетно-ядерная программа) и Ирану (разрыв международной сделки по свертыванию военной части ядерной программы), так и не обозначил своей готовности решать вопросы консолидации стратегической стабильности.

Если Российская Федерация рассматривает эту весьма актуальную тему с точки зрения необходимости достижения договоренностей по наиболее животрепещущим проблемам контроля над вооружениями, то США воспринимают ее как некое аморфное явление, которое может быть отложено на долгие годы, если вообще не «до греческих календ».

Как могут дойти руки до укрепления стратегической стабильности хотя бы в узком смысле между двумя великими державами, если ключевым лозунгом Белого дома остается дестабилизирующая максима: «Мир посредством силы»?

Если нынешний военно-политический лидер Америки повторяет рейгановскую формулу, которая предполагает возможность ведения американскими вооруженными силами одновременно «двух с половиной войн»?

Если со времени вступления Дональда Трампа в должность Москва и Вашингтон до сиз пор не провели никаких переговоров о сдерживании уже не одного варианта гонки вооружений, а именно ракетно-ядерных, а еще двух новых вариантов соревнования вооружений, которое американская сторона пытается навязать значительному числу государств в виде противоракетных и ударных космических систем?

При попустительстве Вашингтона в международной повестке дня по сокращению избыточных вооружений и ограничению масштабной военной деятельности уже накопилось в общей сложности 15 (15) нерешенных проблем. Кроме того, американская сторона денонсировала, не ратифицировала, нарушила или вообще отказалась от рассмотрения 12 (12) договоров и соглашений двустороннего и многостороннего формата именно в области контроля над вооружениями.

Растущие гигантские военные расходы США уже давно вызывают глубокую озабоченность в мире: если в текущем финансовом году они достигают 700 млрд. долларов, то на следующий аналогичный финансовый период времени они могут возрасти до 716 млрд. долларов. На создание полностью обновленной стратегической ядерной триады Пентагон планирует израсходовать в ближайшие 30 лет от 1,2 трлн. до 1,7 трлн. долларов. 17 мая этого года, принимая в Белом доме генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, президент Дональд Трамп посетовал по поводу слишком «незначительной» доли военных расходов стран-членов альянса на уровне двух процентов относительно их ВВП и предложил удвоить этот показатель, то есть доведя его до четырех процентов.

Как показали данные выхода России и Соединенных Штатов на контрольные показатели выполнения ими Договора СНВ-3 к 5 февраля текущего года, по стратегическим наступательным ядерным вооружениям обе стороны имеют примерный паритет как по носителям, так и по боезарядам. Вместе с тем, при определении параметров стратегической стабильности, по меньшей мере, между двумя государствами следует учитывать определенные особенности, связанные с развертыванием американского тактического ядерного оружия за пределами США.

В-первых, то, что они до сих пор размещают этот вид вооружений за пределами своей континентальной части – на территории Бельгии, Италии, Нидерландов и ФРГ, а также на азиатской части Турции, в то время как Россия к середине 90-ых годов прошлого века вывезла на свою территорию все тактическое ядерное оружие бывшего СССР, которое было развернуто в Беларуси, Казахстане и на Украине.

Во-вторых, Пентагон имеет и намерен сохранить двусторонние «соглашения о совместных ядерных миссиях» или «соглашения о разделении ядерной ответственности» («nuclear sharing agreements») с большой группой своих неядерных союзников по трансатлантическому альянсу. Такие договоренности предусматривают организацию учений по доставке ядерного оружия и проведение учебных ядерных бомбометаний с использованием авиации неядерных государств, а также их участие в планировании применения американского ядерного оружия. У России нет подобных соглашений с другими государствами, входящими в СНГ и ОДКБ.

В-третьих, с марта 2004 года и по настоящее время пятнадцать стран-участниц НАТО проводят круглосуточно и круглогодично операцию ВВС в небе трех государств Балтии под кодовым названием «Балтийское воздушное патрулирование». Следует особо подчеркнуть, что в ней принимают участие четыре типа самолетов двойного назначения, то есть носители как обычных, так и ядерных вооружений всех трех ядерных держав Запада: Великобритании, США и Франции.

Цель достижения стратегической стабильности не может быть полностью достигнута без решения избыточного складирования в Европе американских тяжелых видов обычных вооружений, в особенности, в северной, восточной и южной частях европейского континента.

Наконец, в целом при оценке стратегических и тактических ядерных потенциалов России и США необходимо учитывать принципиальное различие их ядерных доктрин. В то время как российская сторона придерживается доктрины «условного оборонительного ядерного сдерживания», американская сторона имеет доктрину «безусловного наступательного ядерного сдерживания».

Как неоднократно подчеркивали в Москве, к предстоящей встрече глав двух великих ядерных держав на высшем уровне необходимо сформулировать позитивную содержательную часть, а сама повестка таких переговоров должна быть всеобъемлющей, в частности, охватывающей проблематику стратегической стабильности и нераспространения ядерного оружия, ситуацию в Сирии и на Украине, арабо-израильское урегулирование, а также проблемы вокруг Ирана и КНДР.

Как сообщил помощник российского лидера Юрий Ушаков по итогам состоявшейся 27 июня беседы президента России Владимира Путина и советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона,  стороны обсудили целый комплекс вопросов, в том числе ядерное разоружение, кризисы в Сирии и на Украине, а также выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном. «Это стратегическая стабильность в мире, контроль над ядерными вооружениями и вообще разоруженческое досье», —заявил помощник главы государства, принимавший участие во время встречи Владимира Путина и Джона Болтона в Кремле.

К сожалению, по всем названным вопросам обе стороны имеют диаметрально противоположные точки зрения, которые, как можно предположить, не могут быть сближены «за один присест».

На пресс-конференции по итогам своего визита в Москву советника президента США по национальной безопасности Джон Болтон отметил, что основной целью его поездки была подготовка к российско-американскому саммиту. Выступая на пресс-конференции после завершения серии встреч в российской столице, в том числе с руководством Совета безопасности и Министерства иностранных дел, американский представитель отметил, что президент Дональд Трамп считает, что запланированный контакт на уровне глав государств «будет служить укреплению мира и безопасности во всем мире». Но одновременно в словах Джона Болтона прозвучали и нотки осторожности, когда он признал, что намеченные переговоры двух президентов могут не привести к каким-либо конкретным результатам в ходе первой полноформатной встречи на высшем уровне.

Но начинать подобную дискуссию нужно, пусть даже с прицелом договориться в принципе только о первых минимальных шагах, ведущих к стратегической стабильности.

Такими  первостепенными шагами Москвы и Вашингтона, например, могли бы быть:

Первое. Достижение взаимной договоренности о неприменении ядерного оружия в первом ударе или о его неприменении вообще.

Второе. Ограничение максимального количества ракет-перехватчиков системы ПРО стратегического назначения для каждой стороны и введения запрета на развертывание таких ракет в непосредственной близости от территории друг друга.

Третье. Поэтапный вывод американских тактических ядерных боезарядов из Европы на континентальную часть территории США.

Четвертое. Достижение договоренности о неприменении силы и угрозы применения силы в космическом пространстве в отношении космических аппаратов любого назначения.

Несомненно, что такие договоренности, а также другие шаги, идущие в этом же русле, были бы позитивно восприняты не только в двух наших странах, но и во всем мире.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «США: после империи»:

16.11.2018
США депортировали в Турцию экс-члена совета директоров фонда, связанного с Гюленом
16.11.2018
Суд обязал Белый дом восстановить пропуск корреспондента Си-эн-эн
15.11.2018
США ввели санкции против 17 саудовцев из-за дела Хашкаджи
15.11.2018
Эксперт: решение по жесткости второго пакета санкций будет компромиссным (Видео)
15.11.2018
США потратили на войны почти 6 триллионов долларов с 2001 года
13.11.2018
США после выборов: шоу должно продолжаться!
12.11.2018
Политолог: российско-американские отношения никогда не были так плохи, как сейчас
12.11.2018
Россия-США: диалог будет продолжен в Аргентине?
09.11.2018
Эксперт: по крайней мере мы не вмешивались в их выборы (ВИДЕО)
09.11.2018
Эксперт: нормальный диалог США и России будет, только когда Америка признает Крым российским (ВИДЕО)
09.11.2018
США готовят новые санкции для российской экономики
09.11.2018
18 генпрокуроров в США призвали и.о. главы минюста отстраниться от расследования по РФ
08.11.2018
Политолог: импичмент Трампа не пройдет
08.11.2018
Эксперт: Россия и ЕС могли бы заключить новый договор о РСМД даже без США (ВИДЕО)
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.