Конвенция по Каспию: экономические аспекты / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Конвенция по Каспию: экономические аспекты

Каспийский регион может стать важнейшим драйвером экономического роста Евразии

Конвенция по Каспию: экономические аспекты

Каспийский регион имеет все шансы превратиться в один из наиболее эффективных в Евразии транспортных узлов. Он станет важной частью проектов по формированию международных транспортных транзитных коридоров «Север-Юг» и «Один пояс – один путь» в направлении Восток-Запад. Этому будет способствовать подписанная Россией, Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменией Конвенция о статусе Каспийского моря. В понедельник в казахстанском городе Актау прибрежные государства объявили Каспий своим совместным внутренним водоемом, на который распространяются их суверенные и исключительные права и юрисдикция.

Конвенция регулирует обязательства стран-участниц по использованию Каспийского моря, его вод, дна, недр, природных ресурсов и воздушного пространства. Отныне плавать по Каспийскому морю, проходить в него или из него имеют право только суда под флагом одной из пяти прибрежных стран. В целом же Конвенция, к которой пять государств шли более 20 лет, закрепила за Каспием особый правовой статус и озера, и моря, сочетающий в себе смешанные правовые нормы.

В соглашении подчеркивается, что страны-участницы обеспечивают право «на свободный доступ из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и обратно на основе общепризнанных принципов и норм международного права» для обеспечения транзита «в целях расширения международной торговли и экономического развития». 

Этот документ позволяет сблизить позиции России, Ирана и Азербайджана в развитии железнодорожных и морских путей в системе коридора «Север-Юг».

После завершения строительства в Иране западного участка коридора от города Решт, столицы прикаспийской провинции Гилян, до пограничного пункта Астара на ирано-азербайджанской границе новый участок станет частью прибрежной транспортной инфраструктуры, упрощающей доступ к иранскому порту Энзели и к каспийским портам Азербайджана и России. А восточный участок железной дороги Гармсар-Горган-Инче-Борун, который сейчас электрифицируется «Российскими железными дорогами», проходит вдоль иранского побережья Каспийского моря и подходит к границе с Туркменией также вблизи от побережья. Он позволит расширить транспортно-пассажирские потоки из Ирана в Туркмению и Казахстан. Таким образом, два участка железных дорог встраиваются в развитие транзитно-транспортной системы Каспия, но и одновременно подключают Каспийский регион к транзитным маршрутам от Китая и Индии через территорию Ирана, Азербайджана, Центральной Азии и России в Европу

В этом смысле потенциал у Каспия колоссальный. Но пока он задействован лишь на четверть. «Несмотря на огромные возможности прикаспийских государств, объем преимуществ, полученных от морского транспорта, незначителен по сравнению с созданными мощностями и строящимися объектами, - отметил в этой связи Хасан Роухани во время своего выступления на церемонии подписания Конвенции. -  В настоящее время пропускная способность портов прибрежных городов Каспийского моря составляет около 130 млн тонн, а максимальный объем морского транспорта - 30 млн тонн, что составляет менее 25% потенциальных возможностей. Каспийское море способно сделать перевозки грузов и пассажиров более удобными и дешевыми, развивая лучшие и эффективные судоходные линии между прибрежными странами. Поэтому расширение и модернизация портов в этом море могут быть включены в повестку дня прибрежных стран».  В целях расширения экономического сотрудничества и развития транзитных коридоров иранский президент призвал к формированию таможенных союзов и «единого таможенного окна», свободных экономических зон, совместных транспортных компаний и производственных предприятий, к расширению банковского сотрудничества, туризма. Хасан Роухани предложил также облегчить процедуры выдачи виз и перейти к их полной отмене.

Стороны Конвенции договорились и о квотировании вылова рыбы. Это особенно важно, учитывая, что на Каспийское море приходится большая часть мирового вылова осетровых пород.

Как любой международный документ, Конвенция не совершенна и является плодом компромисса между каспийскими государствами. Принципиально удалось договориться о территориальных водах – их ширина не должна превышать 15-мильной зоны, а также о ширине рыболовной зоны – она устанавливается в размере 10 морских миль, прилегающих к территориальным водам. В пределах своих территориальных вод прибрежные страны могут развивать добычу и разведку углеводородов по своему усмотрению.

Однако сторонам не удалось договориться о разграничении дна и недр Каспийского моря на секторы и принципах недропользования за пределами территориальных вод. Конвенция оставляет странам участницам решение этих вопросов на двусторонней основе и на базе общепризнанных принципов и норм международного права. Переговоры по этим проблемам на пятисторонней основе будут продолжены.

Каспийское дно богато углеводородами. Всего объём разведанных запасов нефти на каспийском шельфе — около 10 млрд тонн. Разделение дна - это чувствительная тема, поскольку затрагивает вопрос о спорных участках, где обнаружены большие залежи нефти и газа. Пока не решен спор между Туркменией и Азербайджаном по месторождению нефти Кяпаз (Сердар). Под участком дна, на который претендуют Иран и Азербайджан, расположено нефтегазовое месторождение Сардар Джангал, чьи запасы оцениваются не менее чем в 2 млрд баррелей. Для сравнения: все запасы нефти Азербайджана составляют 7 млрд баррелей. Решение этих вопросов отодвигается на неопределенное время.

Безусловно, компромиссом стала статья, разрешающая сторонам «прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря». Ранее Россия и Иран выступали против подобных проектов. Документ фактически дает зелёный свет строительству Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, получившему поддержку Соединенных Штатов и Евросоюза. По нему туркменский газ будет поступать в Европу по южному газовому коридору и конкурировать с российским. Но это представляется той разумной уступкой российской и иранской дипломатии, которая с лихвой перекрывает преимущества в области региональной безопасности, предоставляемые Конвенцией.

 

 

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Каспийская парадигма»:

28.08.2018
Быть ли Транскаспийскому трубопроводу?
14.08.2018
Эксперт: Конвенция о статусе Каспия - это большая победа (ВИДЕО)
13.08.2018
Конвенция по Каспию – шаг к системе региональной безопасности
12.08.2018
Путин считает Конвенцию о статусе Каспия хорошим примером совместной работы
03.08.2018
Спасатели четырех стран провели учения на Каспии
13.07.2018
Сохранение безопасности на Каспии требует коллективных сил
08.07.2018
Каспийская флотилия обживается на новом месте
26.06.2018
Конвенция о статусе Каспия может быть подписана в ближайшие месяцы - политолог
06.12.2017
МИД Азербайджана: Конвенция по Каспию подразумевает разделение дна на сектора
05.12.2017
Лавров заявил, что текст Конвенции о статусе Каспийского моря фактически готов
05.12.2017
Соглашение по Каспию: переговоры близятся к завершению
15.02.2017
Страны Каспия заинтересованы инвестировать в строительство ГЭС
30.12.2016
Путин подписал закон о взаимопомощи на Каспии
16.12.2016
В Госдуме обсудят вопрос ратификации соглашения со странами Каспия
Загрузка...
Для вас в нашей фирме запчасти скания недорого со скидками.

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.