Американская ПРО в Японии: удар по региональной и глобальной стабильности / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Американская ПРО в Японии: удар по региональной и глобальной стабильности

Размещение ПРО в Японии осложняет российско-японский политический диалог

15.08.2018 16:20 Владимир Козин, профессор Академии военных наук России, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России

Американская ПРО в Японии: удар по региональной и глобальной стабильности

Наземный комплекс «Иджис Эшор»

По сообщению оборонного ведомства Японии 11 августа этого года, министры обороны США и Японии Джеймс Мэттис и Ицунори Онодэра в телефонном разговоре подтвердили, что будут продолжать сотрудничать с целью размещения на японской территории двух наземных противоракетных комплексов американского производства типа «Иджис Эшор», которые, как утверждается, будут оказывать противодействие северокорейской ракетно-ядерной угрозе, до сих пор, как считают в Вашингтоне и Токио, не снятой с повестки дня.

Боевой информационно-управляющая система (БИУС) «Иджис Эшор» – это наземный вариант американского универсального корабельного комплекса «Иджис», состоящего из РЛС, вычислительного блока, систем наведения на цели и ракет различного предназначения. В ходе многочисленных испытаний морской вариант этой системы показал до 82% успешных перехватов учебных баллистических и крылатых ракет меньшей, средней и даже межконтинентальной дальности.

Таким образом, обе стороны подтвердили принятое еще в декабре прошлого года правительством Японии решение о размещении на севере и юго-западе острова Хонсю двух таких комплексов, суммарный ударно-боевой компонент которых составит 48 ракет-перехватчиков класса «SM-3», способных перехватывать баллистические и крылатые ракеты на большой высоте и на значительном удалении от расположения системы из перехвата. Заявлялось, что они будут установлены ориентировочно на японской территории к 2023 году. Но затягивание договоренности между КНДР и США о ликвидации ракетно-ядерной программы Пхеньяна вполне может скорректировать эти сроки в сторону сокращения временного рубежа их полного развертывания. Представители министерства обороны Японии уже заявили, что эти сроки могут быть существенно пересмотрены в сторону уменьшения, если военно-политическая обстановка в регионе ухудшится. При этом было сообщено, что размещение названных комплексов обойдется японским налогоплательщикам примерно в 268 млрд. иен или приблизительно в 2,4 млрд. долларов.

Итак, после установки двух указанных комплексов «Страна восходящего солнца» станет третьим государством в мире после Румынии и Польши, которые уже имеют (Румыния) или будут иметь на своей территории подобную систему перехвата баллистических и крылатых ракет (Польша). Скорее всего, как и аналогичный оперативный американский комплекс ПРО, уже введенный в действие в 2016 году на румынской авиабазе Девеселу, его японские «собраться» также будут контролироваться Пентагоном. Такое предположение можно сделать по аналогии с американо-румынским соглашением об использовании этого комплекса в Румынии. А оно предусматривает полный контроль над его боевым применением со стороны Вашингтона. «Принимающей стороне» доверяется лишь охрана внешнего периметра такой оперативной базы и осуществление некоторых ограниченных функций тылового обеспечения.

Оба союзные тихоокеанские государства уже давно тесно взаимодействуют в создании и размещении ударно-боевых и информационно-разведывательных элементов глобальной системы ПРО США на японских островах. Такое сотрудничество проявляется в четырех измерениях.

Токио дал согласие на дислокацию различных вариантов американской системы ПВО/ПРО «Пэтриот» на своей территории. задолго до завязывания широкого противоракетного сотрудничества с Вашингтоном, которое датируется 2005 годом. Во время поездки в Японию еще в 1995 году автору этих строк довелось увидеть их многочисленные установки на многих военных объектах страны. Впоследствии они были заменены на усовершенствованный вариант системы ПВО/ПРО «Пэтриот» «РАС-3 MSE» с расширенной зоной поражения.

Японское руководство также оснастило четыре своих эсминца УРО класса «Конгоу» американским вариантом системы «Иджис» морского базирования, которая уже давно была протестирована в ходе совместных американо-японских учений, регулярно проводимых в зоне Тихого океана с целью проверки эффективности ее ракет-перехватчиков. Токио также приступил к такому же оснащению двух эсминцев класса «Атаго» («Атаго» и Ашигара»), общее количество которых будет доведено до четырех единиц.

Программа закупки и установки ракет-перехватчиков «SM-3 модификации IIA» морского базирования должна быть завершена к 2020 финансовому году. Японское военное ведомство утверждает, что вся территория страны будет прикрыта «противоракетным щитом» к 2021 году.

Информационно-разведывательное взаимодействие в интересах ПРО, в частности, проявляется в виде уже установленных в Японии двух американских РЛС предупреждения о ракетном нападении «AN/TPY-2», которые относятся к разряду элементов передового базирования Соединенных Штатов.

Кроме того, Япония и Соединенные Штаты являются соучастниками процесса разработки и создания ударно-боевых противоракетных средств. Так, Токио является головным разработчиком пяти ключевых компонентов самой усовершенствованной ракеты-перехватчика «SM-3 модификации IIA», производимой американскими оружейными корпорациями, в то время как Соединенные Штаты – только четырех ее элементов. В феврале и июне 2017 года ВМС США и Японии провели совместные учения по перехвату баллистических ракет с использованием противоракеты «SM-3 модификации IIA».  

Россия и Китай уже выступили против подобного наращивания комбинированных средств противоракетной обороны с участием США и Японии. Критическими заявления с российской стороны в адрес планов Вашингтона и Токио о дополнительном наращивании ударно-боевых компонентов глобальной системы ПРО США в виде БИУС «Иджис Эшор» сделали два заместителя министра иностранных дел, которые курируют американское и азиатско-тихоокеанское направления внешней политики России.

В этих заявлениях было обращено внимание на то, что эта система представляет собой комплекс «двойного назначения», из универсальных пусковых установок «Мк-41» которых могут осуществляться пуски не только оборонительных типов вооружений в виде ракет-перехватчиков системы ПРО, но и ударных крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) в ядерном снаряжении класса «Томагавк», создание и размещение которых запрещено в соответствии с бессрочным Договором о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности, пописанным между Москвой и Вашингтоном в декабре 1987 года. То есть, помимо еще одного шага в направлении создания полноценного сегмента американской глобальной ПРО в АТР это будет означать и риск обретения Японией качественно нового военного потенциала, поскольку поставляемые в составе комплекса «Иджис Эшор» универсальные пусковые установки вертикального пуска будут способны применять ударные вооружения наступательного характера.

Хотя Япония не является участником такого договорного акта, она, тем не менее, соглашаясь с размещением американской БИУС «Иджис Эшор» на своей земле, будет оказывать Соединенным Штатам прямое содействие в его нарушении.

Разъяснения японской стороны о том, что американская система «Иджис Эшор» не может быть использована для загрузки в ее пусковые установки «Мк-41» крылатых ракет наземного базирования не соответствуют действительности, поскольку их диаметр позволяет беспрепятственно размещать в них и оборонительные, и наступательные виды вооружений. Заметим, что морской вариант БИУС «Иджис» позволяет загружать в ее пусковые установки четыре типа ракет, а именно ракеты-перехватчики системы ПРО, ракеты противовоздушной и противолодочной обороны, а также противокорабельные ракеты. При этом для их выборочного запуска не требуется переустановка программного обеспечения, так как все в этом плане предусмотрено и установлено заранее под каждый вид ракет.

В российских демаршах по этому поводу было также обращено внимание на то, что намеченное развертывание БИУС США «Иджис Эшор» в Японии окажет негативное влияние на атмосферу российско-японских отношений и, соответственно, на работу по заключению мирного договора между Москвой и Токио, а также не приблизит его подписание.

В заявлениях китайской стороны по этому вопросу отмечалось, что реакция китайского правительства на подобные действия японской стороны будет неизменной и однозначной, поскольку проблема размещения в Японии дополнительной системы ПРО грозит отразиться на всеобщей безопасности.

Не вызывает сомнения, что и американские ракеты-перехватчики класса «SM-3», которые будут установлены в рамках БИУС «Иджис Эшор», и КРНБ США, которые появятся на японской земле в пусковых установках в таких же системах, могут быть использованы против оборонных интересов как Российской Федерации и КНР, так и против КНДР.

Следует также добавить к этому еще два существенных обстоятельства.

Первое. Развертывая два наемных комплекса системы ПРО США стратегического назначения на японских островах, Вашингтон и Токио усиливают наиболее эффективный элемент своей комбинированной эшелонированной противоракетной инфраструктуры, способный перехватывать летящие баллистические и крылатые ракеты на большой высоте и на значительных расстояниях.

Второе. Начиная с мая 2012 года во всех без исключения итоговых документах саммитов НАТО содержится положение об «адекватном» сочетании ракетно-ядерных, противоракетных и обычных видов вооружений этого альянса. Поэтому, прямое участие Японии в развертывании противоракетного компонента глобальной системы ПРО США является соучастием в «чикагской триаде», то есть в оперативно-стратегическом механизме крупнейшего в мире трансатлантического военного союза, о котором идет речь, созданном на встрече стран-участниц Североатлантического союза в верхах в Чикаго шесть лет тому назад. Разумеется, такой механизм не отменил традиционную ядерную триаду Соединенных Штатов, которая в скором времени претерпит коренные изменения: она получит качественно новые образцы ракетно-ядерных вооружений.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и связанный с такой особенностью следующий фактор: все ядерные стратегии Соединенных Штатов, в том числе и та, которая была утверждена в период президентства Дональда Трампа в текущем году, имеют положение о «расширенном ядерном сдерживании», то есть установку о раскрытии американского «ядерного зонтика» над группой неядерных государств, не входящих в НАТО, в том числе и над Японией.

На фоне обозначенных факторов и фактов возникает вполне логичный вопрос: коль скоро вся территория страны будет полностью прикрыта «противоракетным щитом» именно к 2021 году, то зачем создавать еще один дополнительный противоракетный раздражитель стратегического назначения в виде размещения системы ПРО «Иджис Эшор» к этому рубежу? Не осложнит ли такой шаг переговоры, ведущиеся между КНДР и США по ракетно-ядерной программе Пхеньяна?

Каким бы ни было разъяснение японской стороны, описанное соучастие Токио в усилении стратегической системы ПРО США на японской земле неизбежно создаст новые дестабилизирующие элементы, ведущие к дальнейшему качественному осложнению военно-политической обстановки в обширном Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая и без того остается сложной и нестабильной, а временами даже приобретает явно взрывоопасный характер.

Подобные шаги Токио одновременно подрывают баланс сил в этой части земного шара, который давно уже нельзя считать устойчивым, адекватным сложившейся ситуации и уравновешенным между различными группами государств. Это удар по региональной и глобальной стабильности.

Описанные действия японской стороны, ведущие к наращиванию американской комбинированной оборонительно-наступательной угрозы на ее территории, одновременно подрывают ее безъядерный статус, которому она на словах пока привержена.

 

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «США: после империи»:

16.11.2018
США депортировали в Турцию экс-члена совета директоров фонда, связанного с Гюленом
16.11.2018
Суд обязал Белый дом восстановить пропуск корреспондента Си-эн-эн
15.11.2018
США ввели санкции против 17 саудовцев из-за дела Хашкаджи
15.11.2018
Эксперт: решение по жесткости второго пакета санкций будет компромиссным (Видео)
15.11.2018
США потратили на войны почти 6 триллионов долларов с 2001 года
13.11.2018
США после выборов: шоу должно продолжаться!
12.11.2018
Политолог: российско-американские отношения никогда не были так плохи, как сейчас
12.11.2018
Россия-США: диалог будет продолжен в Аргентине?
09.11.2018
Эксперт: по крайней мере мы не вмешивались в их выборы (ВИДЕО)
09.11.2018
Эксперт: нормальный диалог США и России будет, только когда Америка признает Крым российским (ВИДЕО)
09.11.2018
США готовят новые санкции для российской экономики
09.11.2018
18 генпрокуроров в США призвали и.о. главы минюста отстраниться от расследования по РФ
08.11.2018
Политолог: импичмент Трампа не пройдет
08.11.2018
Эксперт: Россия и ЕС могли бы заключить новый договор о РСМД даже без США (ВИДЕО)
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.