Зачем Никол Пашинян едет в Москву? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Зачем Никол Пашинян едет в Москву?

Гордиевы узлы для нового руководства Армении

06.09.2018 14:52 Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС

Зачем Никол Пашинян едет в Москву?

В минувшую субботу Владимир Путинв встретился в Сочи со своим коллегой – президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и эта встреча породила немало вопросов в Ереване. В ряде армянских СМИ вновь были озвучены вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством РФ и АР, а также со слухами о том, что Азербайджан якобы готов к вступлению в ОДКБ. Полагаю, однако, что это не единственная причина, по которой премьер-министр Армении Никол Пашинян вновь собрался в Москву для встречи с Владимиром Путиным. Напомню, что намеченный на 8 сентября визит премьер-министра РА в Россию станет третьим по счету после смены руководства в Армении в мае с.г.

Казалось бы, Армения избавилась от режима «пророссийского» Сержа Саргсяна, а вместе с ним – как полагают некоторые сторонники Пашиняна - и от «диктата» со стороны Москвы, однако что-то весьма важное продолжает связывать РА с Россией, причем – настолько прочно, что глава Армении  вынужден встречаться с главой РФ чуть ли ежемесячно.

Разумеется, речь идет не о цене на российский газ, которую Россия держит и будет держать для Армении на самом низком уровне - независимо от того, что происходит в Ереване. Думаю, что главной причиной визита Пашиняна в Москву является потребность в консультациях премьер-министра РА с Владимиром Путиным по самому широкому кругу вопросов, «неожиданным» для Еревана образом трансформирующихся сегодня в гордиевы узлы.

Первый и главный гордиев узел – армянская экономика. Еще вчера некоторым участникам «бархатной революции» в Армении казалось, что стоит изгнать из республики российский бизнес, как западные компании и зарубежные армянские диаспоры завалят РА инвестициями. Увы, такого не происходит – и, похоже, что в ближайшее время не произойдет. А вот российские рынки армянский производитель уже стал терять. Во всяком случае, крупнейшая в России компания оптовой торговли продуктами питания, готовившая на осень с.г. подписание с Ереваном соглашения о сотрудничестве, притормозила контакты с армянскими партнерами.

Второй гордиев узел - это, судя по всему, энергетические активы Армении. Сдается, что правительство РА, объявившее о необходимости разделения двух основных объектов (компаний «Высоковольтные электросети» и «Энергетические сети Армении») национальной энергосферы, не понимает, в каком направлении сделать следующий шаг. Это стало особенно очевидно после заявления Никола Пашиняна о том, что персонал Мецаморской АЭС можно сократить на 500 человек, что напугало не только коллектив станции, но и правительства соседних государств – с атомными станциями шутки плохи.

Гордиевым узлом оборачивается для нового правительства РА и кампания по «борьбе с коррупцией», которая приносит ему не только дополнительную популярность, но и серьезные проблемы. Одна из них – перспектива формирования к предстоящим весной следующего года парламентским выборам новой политической партии во главе с Робертом Кочаряном. Неуклюже заведенное уголовное дело на генсека ОДКБ Юрия Хачатурова аукнулось Еревану еще одной проблемой - естественной контрреакцией со стороны не столько России, сколько других стран – участников Договора о коллективной безопасности. Что понятно: ОДКБ обезглавлен (вот уже скоро два месяца, как эта организация не имеет руководителя), а некоторые мои армянские друзья поговаривают, что прокуратура РА намерена обезглавить еще и Евразийскую экономическую комиссию, которую, как известно, возглавляет Тигран Саркисян.

Наконец, еще один узел – резкая активизация в Армении национал-патриотов и откровенных экстремистов (например, выпущенных на свободу представителей группировки «Сасна Црер»), требующих заменить российских пограничников местными военными. При том, что одновременно с этим в Госдепе напомнили, что США всегда выступали за ввод в Нагорный Карабах миротворцев – надо думать, «миротворцев» НАТО.

Ситуация вокруг Нагорного Карабаха вообще становится главной проблемой новой власти. Владимир Путин на встрече с Ильхамом Алиевым в Сочи еще раз подтвердил, что Россия, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, продолжит оказывать содействие мирному урегулированию карабахского конфликта. Хотя очевидно, что Россия на Южном Кавказе сегодня уже не самый активный игрок, поскольку в том месте, где Россия в своей региональной политике опиралась на последовательную позицию Еревана, что-то сломалось. «Многовекторная» политика нового правительства РА (а по сути, резкое усиление в ней прозападного вектора) существенно снизила роль РФ в Минской группе ОБСЕ по Нагорному Карабаху.

Американские же партнеры Еревана, судя по всему, намерены осложнить отношения Армении не только с Баку и Москвой, но и с Тегераном – уж поскольку посол США в Армении Ричард Миллс не так давно дал прямые установки руководству РА быть сдержаннее в своем сотрудничестве с Ираном. Ну и с кем Москва должна будет продвигать транспортный проект «Север-Юг», если в российско-армянско-иранские дела вмешался Вашингтон? Очевидно, что с суверенным Азербайджаном.

Разумеется, все названные выше и многие другие старые и новые вопросы требуют внятных ответов и адекватного решения. Причем не столько в Москве, сколько в Ереване. Россия не собирается рубить армянские внешнеполитические узлы. В правительстве же Пашиняна, видимо, полагают, что решать возникающие проблемы можно путем периодических мантр о верности российско-армянской дружбе во время встреч с российскими партнерами.

Между тем, естественной реакцией России на усиление роли различных западных структур в РА становится укрепление российским руководством своего сотрудничества с Баку. Во всяком случае в Москве, как я полагаю, в последнее время все чаще задаются вопросом - почему РФ не может проводить многовекторную внешнюю политику на Южном Кавказе по примеру той же Армении?

Да, Россия продолжает оставаться гарантом защиты национальной безопасности РА, как своего важнейшего стратегического союзника. Вопрос только в том, что, в свою очередь, может гарантировать России сегодня и в ближайшем будущем Ереван, во внешней политике которого образуется все больше и больше неразрешимых противоречий? Формальное невступление в НАТО, удержание на своей территории в заложниках 102 российской военной базы или что-то еще?

Возможно кое-что прояснится во время встречи Никола Пашиняна с Владимиром Путиным 8 сентября в Москве.

 

 

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евразийский союз»:

04.09.2018
Москва—Баку: отношения стратегических партнеров
03.09.2018
Политолог об итогах переговоров Путина и Алиева
03.09.2018
США заталкивают Армению в НАТО
24.08.2018
Эксперт о реформе ОДКБ
17.08.2018
100 дней Никола Пашиняна
08.08.2018
Эксперт: события в Армении не следует рассматривать, как выпад против России (ВИДЕО)
02.08.2018
Три ошибки армянского руководства
01.08.2018
Эксперт: руководство Армении готово поторговаться с Москвой
27.07.2018
Кто первым скажет «нет» планам НАТО по захвату Южного Кавказа?
12.07.2018
Армения ищет свое уникальное место в евразийском политическом пространстве - политолог
08.06.2018
Армения может переориентироваться на Запада - эксперт
07.06.2018
Проблемы с поставками белорусского молока в РФ обсудят на Совмине Союзного государства
07.06.2018
Эксперт: российско-китайские отношения оказывают заметное влияние на ситуацию в мире
07.06.2018
Программа Пашиняна как инструмент украинизации Армении
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.