Выход США из ДРСМД: причины и поводы / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Выход США из ДРСМД: причины и поводы

Демарш США не связан ни с российским, ни с китайским «фактором»

31.10.2018 15:37 Владимир Козин – ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Выход США из ДРСМД: причины и поводы

В текущем году США активно стали утверждать, что хотят выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года не только вследствие его «несоблюдения» Россией, но и из-за наличия таких средств доставки у стран Азии, в частности, у КНР. Подобную позицию Вашингтона изложил в Москве во время недавнего визита в российскую столицу советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Как рассказал в эфире телеканала «Россия 1» министр иностранных дел Сергей Лавров, американский представитель объяснил подобную точку зрения Белого дома наличием ракет средней и меньшей дальности у стран Азии.

«Болтон достаточно откровенно говорил, что, прежде всего, США интересуются азиатским направлением, на котором им хотелось бы все-таки компенсировать «несправедливое» отсутствие у них вооружений средней и меньшей дальности», процитировало руководителя российской дипломатии агентство «Интерфакс».

По словам российского министра, американцы запрашивали российскую точку зрения относительно возможности вовлечения в процесс ограничения баллистических ракет Индии, Ирана, КНР и Пакистана, которые располагают ракетами средней и меньшей дальности, но никогда не были и до сих пор не являются участниками Договора о ликвидации РСМД. Как заметил Сергей Лавров, российская сторона предложила Вашингтону самостоятельно выяснить у названных государств их позицию по данному вопросу.

Разъяснения, которые Джон Болтон дал в отношении возможной увязки ДРСМД во время своего октябрьского визита в Москву представляются странными по двум причинам.

Во-первых, разъяснения Джона Болтона представляются странными потому, что в дипломатической практике принято делать какие-то важные внешнеполитические предложения или ставить интересующие вопросы другим государствам напрямую, а не через посредников, если, разумеется, заинтересованные стороны добровольно не обратились за посредническими услугами третьей стороны.

В-вторых, разъяснения Джона Болтона представляются странными по той причине, что в 2007-2008 годах Соединенные Штаты соглашались вместе с Российской Федерацией придать двустороннему и бессрочному договору 1987 года универсальный характер, то есть сделать его многосторонним, предложив подключить к нему другие «ракетные» страны. При этом в Вашингтоне исходили из того, что в мире насчитывается в общей сложности 32 государства, которые либо имеют на вооружении ракеты средней и меньшей дальности, либо располагают инженерно-производственной базой для их производства. Но позднее американская сторона отказалась поддержать такое предложение, видимо, рассчитывая, что его реализация может затронуть военные интересы их союзников, имеющих в арсеналах названные виды вооружений – например, Великобританию, Францию и Израиль.

Но кто же поверит Вашингтону, если он инициативно разорвет Договор о РСМД и одновременно предложит заключить более широкий многосторонний договор по этому поводу?

Тогда возникает вполне естественный вопрос: почему же в Вашингтоне вдруг вновь заговорили о готовности выйти из Договора о ликвидации РСМД, ссылаясь на то, что некоторые азиатские государства, в том числе Китай, располагают аналогичными ракетами?

Одна из причин, которую официальные представители нынешней администрации не пытаются скрывать, заключается в том, в Белом доме, Совете национальной безопасности, Государственном департаменте и Пентагоне стали опасаться «растущего китайского потенциала по ракетам средней и меньшей дальности», который, согласно американским данным, достигает примерно половину от всего объема их ракетно-ядерных носителей. Видимо, по этой причине в ключевых национальных военно-стратегических установках, утвержденных в период президентства Дональда Трампа, Китайская Народная Республика стала именоваться как «противник номер один», переместившись со второго места, а Российская Федерация с первой позиции в этом контексте опустилась на вторую строчку.

Другая причина изложенного подхода США о «подключении к Договору о ликвидации РСМД новых участников», о которой не говорят в открытую высокопоставленные американские представители, заключается в том, чтобы вбить клин между Москвой и Пекином с помощью простого способа: российская сторона, заинтересованная в сохранении этого договорного акта и его соблюдения своим американским контрагентом, будет пытаться оказывать на своих китайских друзей политическое давление, с тем чтобы они ради сохранения жизнеспособности договора 1987 года попридержали свои программы в отношении ракет средней и меньшей дальности. В случае же отказа китайской стороны от свертывания подобных программ Договор о ликвидации РСМД прекращает свое существование, а вместе с ним будет подорвана и непоколебимая российско-китайская дружба. Представляется, что именно так замыслили вашингтонские стратеги.

Не случайно, что Джон Болтон пытался стращать российскую сторону тем, что «китайские ракеты нацелены в самое сердце России». Но он явно слукавил, если сказать мягко. Это не китайские, а многочисленные американские ядерные ракеты под прикрытием глобального противоракетного «щита» нацелены в самое сердце России и КНР одновременно.

Что же касается России и Китая, то обе стороны уже давно зафиксировали в своих основополагающих совместных документах положение о взаимном неприменении ядерного оружия друг против друга и о приверженности принципам мирного сосуществования в целом.

Москва и Пекин в полном объеме соблюдают взаимные обязательства о двустороннему Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничеству от 16 июля 2001 года не прибегать в своих взаимоотношениях к силе или угрозе силой, не применять первыми друг против друга ядерное оружие, в также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты на территорию другой договаривающейся стороны.

В марте 2013 года руководители России и КНР подписали Совместное заявление о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В частности, оно предусматривало решительную поддержку друг друга по вопросам, затрагивающим их ключевые интересы, в том числе обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности.

Москва и Пекин активно выступают против американских планов усиления ядерных потенциалов стратегического и тактического назначения, наращивания ударно-боевых элементов глобальной системы ПРО, превращения космического пространства в арену военного противостояния.

Странно, что Джон Болтон не знает этих широко известных российско-китайских документов и заявлений. Или хорошо знает, но распространяет заведомую ложь.

Ее скрытый замысел и потенциальные негативные последствия для международной стабильности были хорошо поняты как в российской, так и в китайской столицах. Политический трюк посланца Белого дома и Москва, и Пекин уже давно раскусили. Вбить клин в отношения между Российской Федерацией и КНР американским контрагентам не удастся.

Объявив о ближайшем одностороннем выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, администрация Дональда Трампа вознамерилась опутать и Европу, и Азию своими новыми ядерными ракетами этого класса, решение о создании которых давно принято в Вашингтоне. Это прекрасно поняли многие государства мира. Приняв решение о разрыве этого договора, который прежние администрации США именовали не иначе как «краеугольная основа глобальной стабильности», американская сторона явно поставила перед собой две главные цели.

Во-первых, поставила стратегическую задачу значительно повысить уровень ракетно-ядерного потенциала Соединенных Штатов в глобальном измерении, а именно через создание принципиально новой стратегической ядерной триады и модернизацию тактического ядерного оружия, применение которого в первом ядерном ударе обозначено в целом ряде положений обновленной Дональдом Трампом ядерной стратегии страны.

И, во-вторых, установить в Японии и Южной Корее свои новые ядерные мобильные ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, которые уже заблаговременно прикрыты американским противоракетным «щитом».

В любом случае нельзя не видеть, что массированная и комбинированная военная угроза, целенаправленно создаваемая Соединенными Штатами, нависает над миром как Дамоклов меч.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «США: после империи»:

13.11.2018
США после выборов: шоу должно продолжаться!
12.11.2018
Политолог: российско-американские отношения никогда не были так плохи, как сейчас
12.11.2018
Россия-США: диалог будет продолжен в Аргентине?
09.11.2018
Эксперт: по крайней мере мы не вмешивались в их выборы (ВИДЕО)
09.11.2018
Эксперт: нормальный диалог США и России будет, только когда Америка признает Крым российским (ВИДЕО)
09.11.2018
США готовят новые санкции для российской экономики
09.11.2018
18 генпрокуроров в США призвали и.о. главы минюста отстраниться от расследования по РФ
08.11.2018
Политолог: импичмент Трампа не пройдет
08.11.2018
Эксперт: Россия и ЕС могли бы заключить новый договор о РСМД даже без США (ВИДЕО)
08.11.2018
Эксперт: результаты промежуточных выборов в США никак не повлияют на российско-американские отношения (ВИДЕО)
08.11.2018
Трамп обвинил Обаму в присоединении Крыма к России
08.11.2018
Эксперт описал начало возможной ядерной войны между Россией и США
07.11.2018
Политолог: после выборов хаоса в США станет больше
07.11.2018
Трамп – лидер «восстания Спартака XXI века»?
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.