Ошибка президента / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Ошибка президента

Порошенко сохранил лицо, но теряет твердое большинство в Раде

27.11.2018 13:56 Александр Пономаренко, политолог

Ошибка президента

Президент Украины Петр Порошенко после инцидента в Керченском проливе, завершившегося арестом украинских военных кораблей российскими пограничниками, ввел в стране с одобрения Верховной рады военное положение. Каковы могут быть внутриполитические последствия этого шага?

Главная проблема, с которой сталкивалась украинская власть почти на всех выборах в течение нынешнего века, – это потеря, казалось бы, надежных сторонников в парламентов в решающий момент. Потеря, которая является, с одной стороны, следствием ее недостаточного рейтинга, а с другой стороны - предпосылкой ее будущего поражения, ибо, публично фиксируя слабость власти, она снижает ее рейтинг. 

Так, осенью 2004 еще до выборов две фракции Рады покинули правящую коалицию, лишив большинства премьер-министра и кандидата от власти Виктора Януковича.  А в 2010 между двумя турами президентских выборов часть депутатов коалиции стала открыто играть против тогдашнего премьера Тимошенко в пользу кандидата оппозиции Виктора Януковича. Наконец, и в феврале 2014-го во время Майдана сначала часть регионалов отошла от Януковича, проголосовав с оппозицией за постановление об осуждении насилия против демонстрантов, и уже на следующий день Янукович при западном посредничестве подписывает соглашение с оппозицией, которое оказалось первым шагом к его капитуляции.

Похоже, в этот ряд теперь войдет и объявление президентом Украины военного положения, ибо вводится оно не в том формате, что и задумано. Так сразу после инцидента с захватом российских судов в Керченском проливе Порошенко собрал Совет национальной безопасности, который рекомендовал ему ввести военное положение сроком на два месяца, и президент подписал соответствующий указ, который согласно Конституции Украины мог вступить в силу только после утверждения Радой. Такие сроки означали как минимум откладывание президентских выборов, ибо по закону они должны быть назначены Радой как минимум за 100 дней до них, а за 90 дней начинается избирательный процесс. Но по законодательству Украины выборы не проводятся во время военного положения.

Следовательно, объявить выборы можно будет только после снятия военного положения, а ведь его можно и продлевать по той же схеме, что приняли. Здесь ведь важен первый шаг. И если б военное положение было охотно утверждено Радой в том виде, в каком предложено, то можно было бы рассуждать о том, что любые выборы и президента и Рады отодвинутся вообще на неопределенный срок. Так, именно на фоне такого указа более вероятным становился сценарий увековечения военного положения. Это обращение группы депутатов в Конституционный суд с просьбой разъяснить, обязывает ли президента установленный законом факт российской агрессии ввести военное положение на период до прекращения агрессии.

У президента были основания надеяться на утверждение указа. Так, провластное большинство Рады обычно состоит из президентской фракции «Блок Петра Порошенко», фракции «Народный фронт» экс-премьера Яценюка и двух групп депутатов мажоритарников «Возрождение» и «Воля народа». Ситуативно же оно может включать в себя и любую из прочих фракций. Так, националистическую  повестку власти  обычно поддерживала лишь часть мажоритарников из упомянутых групп, но это с лихвой компенсировалось единодушием фракций «Батькивщина» Юлии Тимошенко, Радикальной партии Олега Ляшко и партии «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. А по экономическим и правовым вопросам вместе с властью нередко голосовали и бывшие регионалы из «Оппозиционного блока».

У «Народного фронта», согласно соцопросам, нулевой рейтинг, следовательно, теоретически он должен быть за оттягивание президентских выборов, которое перейдет в оттягивание парламентских. Мажоритарники традиционно ориентируются на власть и также теоретически должны  быть рады отмене выборов: ведь мандат сохраняется, а деньги на кампанию тратить не надо. К тому же все депутаты, кроме разве что представителей «Оппозиционного блока», должны иметь страх прослыть непатриотами, которые наносят власти удар в спину и подрывают оборонные усилия.

Реальность, однако, опровергла такую схему. Многие политики сразу стали говорить, что необходимо провести выборы в срок. Соответствующее обращение распространили и три бывших президента Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Речь шла не о том, чтобы вообще от военного положения отказаться, а о том, чтобы оно не помешало факту проведения выборов и не способствовало ущемлению прав и свобод.

В итоге оказалось, что указ Порошенко поддерживает только собственная фракция, тогда как даже «Народный фронт» требовал сокращения срока ВП, ограничения его территорий и гарантий президентских выборов. Такие гарантии в итоге создала 26 ноября сама Рада, назначив эти выборы на 31 марта. Но перед этим она утвердила указ о военном положении, дав Порошенко сохранить лицо. Президент перед голосованием с парламентской трибуны зачитал поправки в свой указ. Они сводятся к тому, что военное положение вводится на 30 дней, а не на 60, и не по всей Украине, а в 10 областях, которые граничат с Россией (в том числе по морю) и с Приднестровьем.

Также Порошенко обещал депутатам, что меры по ограничению прав и свобод будут вводиться только в районе боевых действий. Как будет выполняться это обещание и оформлено ли оно юридическим способом - непонятно, ибо в настоящий момент текст проголосованного Радой решения не обнародован. А в законе «О правовом режиме военного положения» записаны широкие права военного командования на территории, охваченной этим положением. Это и принудительное отчуждение имущества и ограничение работы СМИ и введение трудовой повинности. В общем, много чего.

Неясно также - как благодаря мерам военного положения Украина сможет в течение месяца улучшить свои позиции в конфликте с Россией и в Донбассе. Ведь понятно, что изменить соотношение сил на Черном и Азовском морях она не в состоянии.

Впрочем, президент всегда может объявить, что благодаря такому правовому режиму Украина улучшила боеготовность. А депутаты с этим спорить вряд ли будут. Да, абсолютное большинство их понимает, что большая война Украине сейчас не грозит. Но блокировать военное положение полностью они не решились - и чтобы избежать упреков в отсутствии патриотизма, и потому, что дать Порошенко уступить, сохраняя лицо, было разумней, чем загонять его в угол.

Ведь все равно итоги операции с военным положением выглядят проигрышем. Ведь это не только невозможность оттянуть выборы, но и диагноз его поддержки в Раде. А оно выявилось отнюдь не таким оптимистичным, как можно было подумать еще накануне. Оказывается, что поддержка части сторонников, в том числе второй по силе фракции «Народный фронт», условна и чем ближе к выборам, тем больше будет зависеть от его рейтинга. Впрочем, эту условность подозревали и раньше, но одно дело просто подозрение, другое - публичная демонстрация этой условности, которая становится фактором, снижающим рейтинг президента.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Кризис на Украине»:

10.12.2018
В Греции считают Украину проблемой для европейской системы безопасности
10.12.2018
Эксперт: Порошенко рассчитывает на сфальсифицированную победу на выборах (ВИДЕО)
10.12.2018
Эксперт: устраивая провокации в Азовском море, Украина рискует потерять два своих порта (ВИДЕО)
10.12.2018
Украинские священнослужители запустили флешмоб в поддержку канонической церкви
10.12.2018
Митрополита Илариона не пропустили через линию разграничения в Донбассе
07.12.2018
Эксперт: конфискация российских активов на Украине - пустая угроза (ВИДЕО)
05.12.2018
Украинская дилемма Германии
04.12.2018
Эксперт: минские соглашения в тупике, но все еще остаются фактором сдерживания (ВИДЕО)
04.12.2018
Кто виноват в экономическом кризисе на Украине?
03.12.2018
Политолог: новый президент Украины будет позитивно воспринят в России
03.12.2018
Выборы на Украине: бои режима с собственной тенью
30.11.2018
МККК увеличит бюджет гуманитарной операции на востоке Украины в 2019 году
30.11.2018
Эксперт: от противостояния с Россией страдает только сама Украина (ВИДЕО)
30.11.2018
Эксперт: теперь Порошенко нужно еще и обострение в Донбассе (ВИДЕО)
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.