Дед Мороз как символ колониального прошлого Украины / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Дед Мороз как символ колониального прошлого Украины

Здравствуй, Евро-новый год!

24.12.2018 13:43 Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований

Дед Мороз как символ колониального прошлого Украины

Президент Украины Петр Порошенко договорился до того, что страна находится в состоянии национально-освободительной войны за независимость. Украина рвет цепи колониального рабства. Колониальный гнет исходил в течение столетий, разумеется, от России.

Оно бы все ничего – мало ли бреда мы слышали от украинских политиков, но фактически прямым тексом заявлено, что теперь новой метрополией станет… сразу вся Европа. А новая колониальная зависимость будет мягкая и пушистая.

Политика есть категория действия. Сказал – претворяй в жизнь.

Я испытал недавно тяжелый культурный шок. То есть изведал дезориентацию, вызванную столкновением с новой украинской культурой. Занимаясь проблемой трансформации ментального ландшафта Украины, случайно выяснил, что наивысший показатель региональной популярности Санта-Клауса принадлежит Сквирскому району Киевской области. В Финляндии, где Санта обитает и даже является национальным брендом, этот рождественский персонаж примерно в пять раз популярней, чем в среднем по миру. А в безумно провинциальной, тихой и доброй Сквире Санта в красных революционных шароварах в шесть раз популярнее, чем в Финляндии, т.е. в 30 раз, чем в среднем по миру.

Сквирский район это родина моих предков. Знаю не из газет, что это крайне консервативная, традиционалистская социальная общность, где уже несколько столетий без проблем уживаются рядом украинцы, поляки, евреи, и существует, научно выражаясь, этноконфессиональный мир.

В середине прошлого бурного века историческая память местных крестьян не фиксировалась на Русско-турецкой войне 1876-78 гг., в которой много только недавно поумиравших «дидков» реально участвовало, не на событиях Гражданской войны, хотя все помнили знаменитый Сквирский прорыв 1920 г. Первой конной, после которого Красная армия была остановлена только в восьми километрах от Варшавы, не на Великой Отечественной войне (десять лет всего прошло), на которой погибло полсела и многие похоронены в Европе под красными звездами, и тем более не на пресловутом Голодоморе.

Хитом коллективной исторической памяти являлось освобождение от крепостной зависимости. Моя пожилая тетка, человек малограмотный, поскольку она вступила в трудовую жизнь еще при царе-батюшке и образования не получила, с каким-то особым подъемом рассказывала мне об этом со слов своей бабки. Выглядело это так. Комментарии в скобках мои. «Собрали наше село в церкви (церковь Св. Александра Невского, построена на личные пожертвования майора гусарского полка, расквартированного в Сквире и участвовавшего в войне 1812 г.; денег у майора было немного, на колокольню не хватило). Тут и пан (польский магнат) с барыней и детками-панычами, и их католики (этнические поляки, дворовые люди), и евреи (те самые, местечковые). Стоят все, ждут. Наконец, приезжает генерал из Киева (на самом деле чиновник, обязан был читать царский манифест в вицмундире и при орденах). Читает бумагу, читает… (Высочайший Манифест от 19 февраля 1861 г., был непонятен народу, хотя и был отредактирован Святителем Филаретом (Дроздовым); митрополит Филарет был ординарный академик Императорской академии наук по Отделению русского языка и словесности, однако «целевая аудитория» манифест не поняла и прозвала его «филькиной грамотой»). Тишина… Вот он уж и кончил, а все тишина, все молчат, все остолбенели… Генерал как гаркнет – люди, вы чего не радуетесь! Ликуйте! Сво-бо-да!!!.. Тут как все бросятся друг к другу – барыня с матушкой обнялась, батюшка с раввином, перемешались все. Рев ревмя стоит как по ста покойникам. Все обнимаются, плачут и причитают сквозь слезы: «Беда, беда! Горе-то какое – свобода. Свобода, свобода, горе нам грешным! Ой, дожили до беды!..».

Вот теперь киевские пропагандисты пытаются на фоне сохранения остатков традиционного общества резко двинуть неокрепшие при новой власти умы селян в культурные дали Европы, в свободу, в бесконечное разрывание цепей с прошлым. Впрочем, и здесь все не так просто. Украина в этом отношении не на распутье. Она прочно вросла в советский культурный контекст, причем украинцы сами сделали очень много, чтобы этот контекст создать и заполнить. И признаком проклятого колониального прошлого является матерый москаль Дед Мороз с русской бородой и в русских валенках. Типаж явно не для южнорусской ментальности, да и живет в Вологодской области. Одно слово - угнетатель и организатор геноцида - Холодомора. Ему надо противопоставить толерантного евросоюзовца Санта-Клауса.

Сквира, если честно говорить, просто случайность, выпавшая точка. Посмотрите списочек региональных популярностей Санты по территории Украины. Напомним, в Финляндии этот персонаж в 4,7 раза популярней, чем в мире в целом. На втором месте (в мире!) Ивано-Франковская область Украины. Там этот индекс равен 3,36. Потом Закарпатская область ‑ 3,25, Львовская область – 2,83, Тернопольская область – 2,54. Ну и так весь запад страны. Вообще-то по всей Украине популярность Санты выражается числом 1,62 относительно мирового уровня. Это достаточно высокий результат. В США, например, 1,06, в России 0,94, в Германии 0,74, во Франции 0,76, в Сербии 0,49. Опять приходится признать, что Украина расколота, на этот раз по новогоднему признаку. В той же Киевской области, в кузнице антиколониального креатива «индекс Санта-Клауса» равен 1,59. Это почти как в Луганской области (1,58) или в Донецке (1,65).

Для Деда Мороза картина почти зеркальная. Региональная и субрегиональная популярность относительно мирового уровня этого новогоднего персонажа на Украине выражается числом 0,67, а в России 1,03. При этом «индекс Деда Мороза» в Донецкой области равен 0,98, в Луганской даже выше, чем в России – 1,08, а в некогда жизнерадостной Одессе, увы, всего 0,46. В Киеве 0,45. Львов, как и следовало ожидать, демонстрирует железную стойкость к москальской заразе. Индекс равен 0,18. Ровенская область: 0,19. Закарпатская область: 0,23. В Ивано-Франковске новый мировой антирекорд: 0,12. Собственно, подоплека всех этих цифровых аттракционов в стиле big data более чем прозрачна. Дед Мороз это символ советского формата новогоднего праздника. В рамках декоммунизации, десоветизации и пр. «де-» надо создать ему подсвечиваемую властью альтернативу.

Если же сказочный персонаж не измазан идеологической краской, то он спокойно существует в украинском ментальном поле. Вот, например, фольклорная Баба Яга равномерно популярна во всех областях Украины. Впрочем, в Кировоградской области к ней испытывают какое-то особое почтение, там ее индекс популярности намного выше, чем в соседних регионах. Лешего знают только на востоке Украины. Западные регионы о нем не вспоминают. Но существует загадочная Волынская область, где Леший самый востребованный персонаж; там индекс его популярности в 2,4 раза выше, чем в среднем в мире. Кикимора даже близко к Карпатам не подходит. Ее дом – Луганская область, где она популярнее в 2 раза, чем в среднем в мире. Это такой же показатель, как и у российской Кировской области, хотя чемпионом у нас является соседняя республика Марий Эл, где индекс равен 3,2.

Самый сложный вопрос с Чебурашкой. Этот персонаж безумно популярен в Японии, Бразилии, Дании, Австрии, Швейцарии, Греции, Израиле. Собственно говоря, вспомним, что Чебурашка это подлинный безродный космополит. Он прибыл в СССР из-за границы в ящике с фруктами, не вписался в пионерский дискурс, долго искал свою идентичность, ну и так далее. В России и на Украине отношение к ушастому зверьку примерно одинаковое и вряд ли идеологизированное. Тем не менее, на Украине есть мощный пояс симпатизантов Чебурашке в Прикарпатье (Черновицкая, Тернопольская, Ровенская области), а Закарпатье к герою равнодушно. Волынская область опять показала свою загадочность: там популярность Чебурашки нулевая!..

В общем, встречая Новый год, выбирая костюмы детям, придумывая праздничное меню, знайте – вы невольный боец «гибридной войны» и потенциальный неоколонизатор. Задумайтесь над тем, что вы делаете и… пошлите киевских пропагандистов к черту! К Лешему, к Кикиморе, к Чебурашке, к Бабе Яге. Нужное подчеркнуть.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Кризис на Украине»:

22.01.2019
Эксперт: Украина поняла, что Россия заняла очень жесткую позицию по Азовскому морю (Видео)
18.01.2019
Киев закрыл избирательные участки в РФ, чтобы повлиять на результаты выборов, считает Лавров
17.01.2019
УПЦ: закон о подчиненности религиозных общин нарушает Конституцию Украины
16.01.2019
В Раде обвинили США и ЕС в выжимании ресурсов из Украины
15.01.2019
Киевская «революция гидности» превращается в клоунаду
15.01.2019
Депутат Рады назвал "черметом" корабли, переданные Украине странами Запада
11.01.2019
В Киеве посоветовали 3 млн украинцев, проживающих в РФ, голосовать на родине
11.01.2019
На Украине заявили о двукратном сокращении пенсии и прожиточного минимума
06.01.2019
Большой десантный корабль ВМС США идет в Черное море
04.01.2019
Суд на Украине признал незаконным проверки переселенцев с Донбасса для выплаты пособий
03.01.2019
В Киеве полицейские избили 81-летнего авиаконструктора
02.01.2019
"112 Украина" обвинил власти в ограничении права украинцев высказывать свою позицию
01.01.2019
Украинские националисты факельным шествием отметили 110-летие Бандеры
31.12.2018
Украина ликвидировала все избирательные участки в России
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.