Новое правительство Латвии: признание слабости Запада / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Новое правительство Латвии: признание слабости Запада

Латвии отказывают в возможности самоуправления

29.01.2019 16:21 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Новое правительство Латвии: признание слабости Запада

На днях в Латвии начало работать новое коалиционное правительство, процесс формирования которого носил затяжной характер и сопровождался многочисленными межпартийными консультациями, политическими маневрами, широкими дискуссиями в обществе. Отправной точкой послужили очередные парламентские выборы, состоявшиеся в октябре 2018 г. и констатировавшие, что ни одна из партий, прошедших в местный парламент – Сейм (всего получили доступ семь партий), не обладает достаточным числом мест для создания правительства.

Более того, для создания правительства большинства не хватает мест и у двух, и у трех партий, то есть речь пошла о правительстве широкой коалиции. В результате латвийским политикам понадобилось более 15 недель для того, чтобы подобрать вариант коалиционного правительства, которое было утверждено 23 января 2019 г.

В состав правительства вошли представители пяти партий: «Новое Единство» (8 мест), Новая консервативная партия (16), KPV LV (16), «Развитию/За!» (13) и «Все для Латвии! – Отечеству и свободе/ДННЛ» (13). Возглавил правительство Кришьянис Кариньш - представитель партии «Новое Единство», набравшей на выборах 06.01.2019 наименьшее число мандатов в сейм (8). В оппозиции оказались две партии: «Согласие» (23) и «Союз зеленых и крестьян» (11).

Формирование правительства сопровождалось внутрилатвийской дискуссией о том, носят ли политические процессы в Латвии самостоятельный характер или они дирижируются извне. И в Латвии и за её рубежами обратили внимание на то, что рассмотрение кандидатов на пост премьер-министра, хотя и не было зауженным, но были введены ограничения, исключающие возможность участия в правительстве партии «Согласие».

Почему возникли затруднения с формированием правительственной коалиции и почему была подвергнута остракизму партия «Согласие»?

Обратимся к предвыборным программам. Если анализировать постановку в программах проблем внутренней политики, то антагонистических различий в подходах избранных партий затруднительно обнаружить, за исключением может одного-двух положений. Поэтому, если бы главным критерием формирования правительства была бы определена внутренняя политика, то в принципе можно было бы формировать любую коалицию.

Если далее следовать этому критерию и предполагать стремление партий реализовать и перевести в практическую плоскость свои предвыборные обещания в социально-экономической области, то на роль премьера мог бы претендовать такой политик, глубоко погруженный в проблемы внутрилатвийского развития, которого принято называть «опытным хозяйственником».

Но ни тот, ни другой вариант не были востребованы. Приоритетом при формировании правительственной коалиции и выборе кандидата на пост премьера оказались вопросы внешней политики, а точнее требование обеспечения преемственности курса на противостояние с Россией. В эту линию и не вписывается партия "Согласие", допускающая прямую крамолу в виде предложения выстраивать нормальные деловые отношения с Россией.

Следуя этому критерию, после 15 недель напряженных поисков сформировано латвийское  правительство, профильные фигуры которого не ассоцируются с понятием многовекторности внешней политики и которые нельзя даже заподозрить в намерениях нормализовать отношения с Россией.

МИД Латвии по-прежнему будет возглавлять политик – Эдгар Ринкевич, который с 2011 г. обеспечивает последовательную антироссийскую линию и в двусторонних отношениях с Россией и в критике российской деятельности на международной арене, особенно по таким актуальным проблемам, как украинский кризис, отношения с ЕС и НАТО.

В этом ракурсе Ринкевич может твердо рассчитывать на главу нового латвийского правительства, которым стал другой латвийский политики Кришьянис Кариньш. Примечательно, что он не баллотировался в сейм и на пост премьера его выдвинула партия «Новое Единство» - аутсайдер парламентских выборов, получившая наименьшее число мест (8).

Многие обращают внимание на то, что Кариньш не является уроженцем Латвии, переселился из США и обладает двумя гражданствами. Однако, не только американское происхождение сделало его среди других латвийских политиков самым успешным в борьбе за пост премьер-министра. Можно сказать, что он добился поста конкретными делами. Последние почти пять лет Кариньш работал в Европарламенте, где занимался в том числе Грузией, связями с США, энергетикой. Проявил себя как настойчивый лоббист. С его подачи приняты два законодательных акта, усложняющие отношения России и Евросоюза. Вряд ли присущая ему активность изменит свое направление в ходе выполнения им полномочий руководителя латвийского правительства.

Да и напутствие президента Латвии Вейониса исключает такой маневр. Вейонис в качестве одного из главных достижений предыдущего правительства отметил выполнение Латвией норматива НАТО по объему затрат на оборону в размере 2% от ВВП. Латвия вошла в число 8 стран (всего 28), выполняющих этот норматив. Правительству Кариньша предложено не уклоняться от этой линии.

Неутешительные итоги парламентских выборов, сроки и критерии формирования правительства, подбор премьер министра, ключевых министров свидетельствуют о серьезной неуверенности в НАТО, ЕС положением дел в Латвии. На глазах развенчивается миф о якобы генетической предрасположенности латвийского населения Западу. Отмечается дефицит местных кадров, готовых безропотно поступиться национальной идентичностью и без колебаний следовать в фарватере западной политики. В целом латвийское общество все больше стремится к самоидентификации и большей самостоятельности, то есть большего обращения к действительно национальным интересам. Поэтому даже спустя 28 лет после обретения государственной независимости Латвии отказывают в возможности самоуправления и назначают управленцев.

Грустно констатировать, что Латвия интересна западному миру не своими достижениями или своей культурой, или своим человеческим капиталом. Она интересна только как инструмент внешней политики антироссийского профиля.

В то же время несправедливо считать всех членов правительства простыми исполнителями. Вопрос заключается в том, сумеют ли они быть самостоятельными, или можно по-другому – будет ли им предоставлено некое поле самостоятельности. От этих двух факторов – желания и умения быть самостоятельными и наличия поля самостоятельности – будет зависеть будущее нынешней правительственной коалиции.

 

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Балтика-3»:

18.02.2019
В Литве на участие в президентских выборах претендуют 15 человек
18.02.2019
Суд в Литве подтвердил запрет ретрансляции канала РТР
13.02.2019
В Эстонии принят закон о досмотре личных вещей школьников
11.02.2019
Нил Ушаков сохранил пост мэра Риги по итогам заседания Рижской думы
05.02.2019
Прибалтика: вымученный демарш в отношении Венесуэлы
31.01.2019
В Литве грозят временно отключить два российских телеканала
31.01.2019
Чем оказался неугоден мер Риги?
30.01.2019
Мэр Риги отвергает какие-либо нарушения и заявил, что не уйдет в отставку
30.01.2019
Антикоррупционное бюро Латвии проводит обыск в кабинете мэра Риги
14.01.2019
В Латвии изъяты более 2 тонн кокаина и задержаны пять человек
06.01.2019
Мэр Таллина предложил объявить православное Рождество праздничным и выходным днем
18.12.2018
В Литве задержан российский публицист
17.12.2018
Отказ во въезде в Латвию историку Бордюгову не останется без ответа
14.12.2018
Мэр Риги сохранил свое кресло после коррупционного скандала в транспортном предприятии
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.