ОБСЕ подыгрывает Порошенко / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
ОБСЕ подыгрывает Порошенко

В чем суть плана Сайдика по Донбассу

ОБСЕ подыгрывает Порошенко

Когда 6-7 декабря в Милане заседал Совет министров иностранных дел ОБСЕ, никто не сообщал, что на полях этого мероприятии спецпредставитель председателя ОБСЕ в Украине и контактной группе Мартин Сайдик представил концепцию урегулирования в Донбассе. Утечка информации произошла уже в январе.

Сперва 16 января глава МИД Украины Павел Климкин сообщил, что речь идет о совместной миссии ООН и ОБСЕ, предполагающей и международную гражданскую администрацию. Затем 23 января украинское государственное агентство «Укринформ» со ссылкой на офис Сайдика сообщило, что над этим документом также работали координатор политической подгруппы контактной группы от ОБСЕ Пьер Мореля и координатор подгруппы по безопасности Эртурул Апакан (он же глава СММ ОБСЕ). При этом в офисе отметили, что все трое авторов выступали «в своих личных качествах», а «содержание документа и обмен мнениями по нему не оглашались». Но уже на следующий день вышло интервью Сайдика австрийской газете Kleine Zeitung, где он изложил содержание этих предложений, уже не оговариваясь, что выступает здесь в сугубо личной ипостаси. Но, видимо, из-за малой известности этого издания (хотя в стране оно на третьем месте по тиражу), о публикации как в России, так и на Украине сообщили лишь 28 января.

Из финала этого интервью понятно, почему концепция Сайдика озвучивается именно сейчас. Журналист Кристиан Вершютц спрашивает: «Можно ли сказать, что время избирательной кампании будет использовано для процесса просачивания этой идеи, так чтобы, когда на Украине политическая ситуация снова прояснилась, на основе этого документа вступить в серьезные переговоры?» И дипломат отвечает: «Это верно».

Что же касается сути предложений, то здесь надо выделить три момента.

Первый – новый документ об урегулировании. Как видно из слов Сайдика, предполагается сохранить то, что записано в Минских соглашениях, однако это достигается на основании договора, который должны подписать на уровне лидеров «нормандской четверки» и ратифицировать в парламентах России и Украины. И трудно не согласиться с  австрийским дипломатом в том, что перевод урегулирования в формат полноценного международного договора, придаст документу больший политический вес. Однако такой документ оформляет конфликт уже как украинско-российский, а подписание его лидерами ДНР и ЛНР пусть в персональном качестве, как в Минских соглашениях, не предполагается. Это однозначно выгодно Киеву, но невыгодно Москве.

Второй – единая миссия ООН и ОБСЕ, возглавляемая спецпредставителем генсека ООН. О подобной миссии, как известно, в Минских договоренностях ничего не сказано. Необходимость ее Сайдик объясняет не только проблемами безопасности, но прежде всего тем, что «в Минском соглашении не все прояснено. Важным моментом является то, что для реализации центрального элемента, для проведения местных выборов, необходима помощь извне. Мы пришли к выводу, что это может быть только ООН. У ОБСЕ есть задача составлять мнение о выборах, поэтому она не может организовать выборы».

Но в самих Минских соглашениях о внешней помощи в организации выборов ничего не сказано. Не было о ней ничего и в появившемся в сентябре 2015 плане координатора политической подгруппы контактной группы Пьера Мореля, который был одобрен «нормандской четверкой», но затем заблокирован Киевом. Наконец в 2016-м той же четверкой обсуждалась идея полицейской миссии ОБСЕ именно на время проведения выборов, для обеспечения их безопасности. Но, как следует из интервью Сайдика, речь идет не просто о помощи в их проведении. Там прямо говорится о международной переходной администрации ООН. А такие структуры организовывают не только выборы, но и вообще гражданское управление на соответствующих территориях, а также командуют миротворцами. 

То есть по сути речь идет о формате «миротворческой оккупации», похожей на ту, которую предлагал представитель Госдепа США по Украине Курт Волкер, только у Сайдика эта идея упакована в дипломатичные, не конфронтационные выражения. У американца акцент на том, что «ДНР» и «ЛНР» - это псевдореспублики, которые необходимо ликвидировать. Сайдик же говорит, что по Минским договоренностям «представители так называемых отдельных районов из Донецка и Луганска должны участвовать и быть услышанными в процессе. Мы предполагаем, что так должно быть и после принятия всеобъемлющего договора».  

Однако непонятно, какие механизмы предполагаются для того, чтобы Донецк и Луганск были услышаны, тем более что третий ключевой момент интервью – это выборочное упоминание политических пунктов Минских соглашений. Так, Сайдик говорит о выборах, амнистии и языковом самоопределении. Но не говорит ни о постоянно действующем особом статусе Донбасса, ни о связанными с ним изменениями в Конституцию Украины, ни о необходимости согласования как этого статуса, так и законодательства о выборах с представителями «отдельных районов» Донбасса. Ничего не сказано и о том, что некие шаги должна делать сама Украина, а реинтеграция этих территорий в ее состав предполагается просто как их движение в сторону Киева. При этом не замечается, что речь идет о реинтеграции в совсем иное правовое пространство, чем существовало к моменту ухода части Донбасса из-под контроля. Ведь к моменту подписания Минских соглашений Украина не была страной с юридически оформленной русофобией.

Да, понятно, что документ, представленный Сайдиком, должен быть обширнее, чем его интервью. Но ведь, во-первых, интервью - это квинтэссенция его предложений. Во-вторых, и другие западные представители, рассуждая об урегулировании в Донбассе, неизбежно упоминают выборы, но обычно не говорят  ни об особом статусе, ни о других моментах, о которых не упоминает и австрийский дипломат.

В целом же концепция Сайдика означает отход ОБСЕ от традиционной публичной равноудаленности от сторон конфликта. А то, что он именно сейчас предал ее огласке, объективно стало подыгрыванием предвыборной кампании Петра Порошенко. Тому перед выборами надо показать если не прогресс по урегулированию в Донбассе, то перспективу этого прогресса (естественно на условиях Киева). В понимании Порошенко главный элемент урегулирования  - миротворческая миссия ООН, предполагающая передачу власти в Донбассе международной переходной гражданской администрации. Эта идея озвучивалась и Куртом Волкером, но его переговоры с помощником президента России Владиславом Сурковым давно приостановились. А вот разглашение Сайдиком его концепции создает прекрасный информационный повод для разговоров о том, что урегулирование на украинских условиях получает новый импульс, ибо идею миротворческой оккупации поддерживает ОБСЕ.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Выборы в ДНР и ЛНР»:

10.12.2018
ЕС ввел санкции за организацию и проведение выборов в Донбассе
21.11.2018
Пасечник вступил в должность главы ЛНР
20.11.2018
Пушилин вступил в должность главы ДНР
12.11.2018
Политолог: выборы в ЛДНР – плебисцит по отношению к Украине
12.11.2018
Пушилин победил на выборах главы ДНР, набрав 60,85% голосов
12.11.2018
Пасечник победил на выборах главы ЛНР с 68,3% голосов
12.11.2018
Действующие руководители ДНР и ЛНР лидируют на выборах глав республик
12.11.2018
Пушилин набирает 60,9% голосов по итогам подсчета 97,52% бюллетеней
11.11.2018
В ДНР и ЛНР завершилось голосование на выборах глав и парламентов республик
11.11.2018
В ДНР предотвращено нападение на члена избирательной комиссии
09.11.2018
Турчинов пригрозил привлечь к уголовной ответственности организаторов выборов в Донбассе
09.11.2018
В Донбассе 11 ноября выберут глав ДНР и ЛНР и депутатов Народных советов
23.07.2018
Референдум по Донбассу – возможный сценарий: эксперт
20.10.2017
Меркель: ЕС привержен выполнению соглашения по атомной программе Ирана
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.