Прибалтика: вымученный демарш в отношении Венесуэлы / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Прибалтика: вымученный демарш в отношении Венесуэлы

Прибалтийским политикам приходится лавировать между США и Евросоюзом

05.02.2019 16:40 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Прибалтика: вымученный демарш в отношении Венесуэлы

Министерства иностранных дел стран Прибалтики разместили на своих сайтах сообщения о том, что их страны признают Хуана Гуайдо – председателя Национальной ассамблеи (парламент Венесуэлы) - временным президентом Венесуэлы и исходят из того, что он организует и проведет новые президентские выборы.

Информация датируется 4 февраля. Первой это сделала Литва, затем Латвия и спустя два часа после них Эстония. Можно было бы поиронизировать о северной медлительности, имея в виду Эстонию, но здесь, кажется, присутствовал большей частью расчет.

Эстонское сообщение сделано от имени министра иностранных дел Свена Миксера. Выдержано в стиле дипломатических документов. Используются формулировки из заявления Фредерики Могерини по Венесуэле. Точно указано нынешнее положение Гуайдо – председатель Национальной ассамблеи. Определен его статус – временный президент. Озвучено ожидание того, что Гуайдо организует повторные выборы президента. Названа цель предлагаемых перевыборов президента – поиск выхода из создавшего внутриполитического кризиса в Венесуэле. Для вящей убедительности под текстом заявления Миксера размещена ссылка на заявление Могерини.

Разумеется, вызывает вопрос, чем обусловлена эстонская сдержанность и стремление косвенно показать, что в данном случае Эстония действует сугубо в рамках дисциплины Евросоюза и стремится быть объективной? Можно без затруднений найти достаточно примеров, когда Миксер высказывается безапелляционно и даже бесшабашно, особенно в адрес России.  Разгадка кроется в том, что Эстония выставляет свою кандидатуру на вхождение в состав непостоянных членов Совета Безопасности на период 2020-2021 гг. и Эстонии нужна поддержка. В этой связи эстонская дипломатия демонстрирует максимум обходительности и высказывает стремление к объективности.

Заявление МИД Латвии, в отличие от эстонского, сделано от имени латвийского внешнеполитического ведомства, а не от лица министра. Оно менее официально, но развернуто. Содержит детализацию, которая представляет план действий – созданная ЕС контактная группа должна совместно с Гуайдо подготовить условия для проведения повторных президентских выборов, то есть президентские перевыборы отнесены в неопределённую перспективу.

Заявление МИД Литвы носит самый лаконичный характер. Скороговоркой в трех предложениях сказано о признании Гуайдо временным президентом, желательности проведения повторных президентских выборах, о создании ЕС контактной группы по Венесуэле. Присутствует также некая крамола или недосмотр в виде пожелания о том, что в результате перевыборов венесуэльцы сами решат вопрос о своем будущем.

Безусловно, откровенно спорной в заявлениях стран Прибалтики является посылка о неправомочности президентских выборов в Венесуэле в мае 2018 г. Оставлен без внимания вопрос, где проходит грань между выборами в парламент и выборами президента, так как в обоих случаях они проходили по привычной для Венесуэлы схеме и при том же электорате. Почему Гуайдо, оказавшийся в парламенте в результате парламентских выборов, признается законно выбранным, а Мадуро – победивший на президентских выборах, объявлен нелегитимным. Для аргументированного и неангажированного ответа необходимо последовательно заниматься этой темой. Она не относится к внешнеполитическим приоритетам стран Прибалтики, которые просто соглашаются с тезисом американской пропаганды о неправомочности президентских выборов в Венесуле. Другими словами, тема «демократии» в Венесуэле не имеет предистории в Прибалтике.

Слабость стран Прибалтики в венесуэльском внутреннем противостоянии, видимо, очевидна и собственным МИДам. Здесь наиболее искушенным выглядит литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс, который свёл литовский демарш до нескольких констатаций и оставил себе поле маневра при любом развитии событий. Наиболее уязвима позиция Латвии, которая отождествила себя с неким планом действий по Венесуэле. Срединное положение заняла Эстония, которая хотела бы дать понять, что она только выполняет волю ЕС. В какой-то мере это сопоставление может служить показателем искусства дипломатии каждой из прибалтийских стран, в какой-то мере степени их самостоятельного мышления, в какой-то мере уровня их государственной зрелости.

Тем не менее, последствия для стран Прибалтики видятся одинаковыми. Прежде всего они должны быть готовы к тому, что цены на рынке углеводородов в силу американских санкций могут пойти вверх и, следовательно, Прибалтике придется закупать нефть по повышенным ценам. Одной из особенностей прибалтийских экономик является то, что инфляция зависит от цен на углеводороды, потому что транспортно-логистический комплекс в Прибалтике вносит заметный вклад в формирование местных ВВП. Инфляция, как отмечают прибалтийские эксперты, подталкивает рост зарплат, которые не базируются на росте производительности труда. Следовательно, ускоряется движение к состоянию, которое обычно квалифицируют как перегрев экономик.

Еще одно следствие. Возможность привлечения прибалтийских военнослужащих в случае развязывания США военных действий в Венесуэле или вокруг неё. Афганский и иракский прецеденты имеются. Неплохо было бы прибалтийским политикам заблаговременно поинтересоваться, включал ли Джон Болтон - советник по безопасности Трампа - прибалтийских военнослужащих в число 5 000 военных, которых США могут направить в Колумбию, соседствующую с Венесуэлой?

В целом поведение стран Прибалтики в демарше против законной власти в Венесуэле еще раз показало, как прибалтийским политикам приходится лавировать между США и Евросоюзом. Страны Прибалтики приняли утверждения американской пропаганды в отношении Венесуэлы, но вынуждены оглядываться на ЕС. Во-первых, пробовать вписаться в сложный характер нынешнего противостояния США и ЕС. Во-вторых, учитывать то, что в ЕС сейчас готовится долгосрочный финансовый план (2021-2027 гг.), рабочие проекты которого предусматривают снижение выплат дотаций странам Прибалтики.

Видимо, странам Прибалтики в целом и каждой по отдельности надо начинать постепенно вырабатывать собственную стратегию выживания.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Балтика-3»:

14.05.2019
Выборы президента Литвы: безальтернативность выбора
13.05.2019
Первый тур выборов президента Литвы не выявил победителя
12.05.2019
На президентских выборах в Литве выявилась тройка лидеров
12.05.2019
В Литве завершилось голосование на президентских выборах
09.05.2019
Парламент Латвии поддержал автоматическое предоставление гражданства детям неграждан
09.05.2019
Эстонский министр утверждает, что Россия не вернула стране часть территории
03.05.2019
Корабли 10 стран примут участие в операции минно-тральных сил у берегов Литвы
01.05.2019
В Риге проходит шествии против ликвидации русских школ
30.04.2019
Прибалтийское единство: литовские потуги
23.04.2019
В Латвии проведут марш против ликвидации образования на русском языке
20.04.2019
Клинцевич отреагировал на заявление Линкявичюса
20.04.2019
Литва раскритиковала Эстонию за встречу Кальюлайд с Путиным
19.04.2019
Россия-Эстония: тает лед?
18.04.2019
Эстония готова к взаимодействию с Россией
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.