Балканские церкви против украинской автокефалии / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Балканские церкви против украинской автокефалии

Болгарская и Сербская церкви не хотят признавать «ПЦУ», Вашингтон угрожает карами

Балканские церкви против украинской автокефалии

В конфликте вокруг  автокефалии раскольничьей «Православной церкви Украины» достаточно серьезным оказалось влияние, роль и место православных церквей балканских стран, в частности, Болгарии, Греции и Сербии.

Во-первых, их голос в, скажем так, всемирном православном коллективе достаточно весом и может ненулевым образом повлиять на общее одобрение, осуждение или лукавое игнорирование украинского раскола. Во-вторых, эти церкви исторически, цивилизационно и этнокультурно, если говорить об идентичности основной массы их прихожан, наиболее близки всем основным участникам конфликта, кроме США, о чьей роли мы еще поговорим. В-третьих, именно опыт борьбы Болгарской, Греческой и Сербской православных церквей за независимость от Константинопольского патриархата стал важнейшим обоснованием автокефальных претензий структуры, получившей затем наименование «ПЦУ».

Об этом, в частности, говорил константинопольский патриарх Варфоломей во время литургии в начале ноября. Правда, Варфоломей  умолчал о том, что его предшественники «освобождали» народы, как правило, не добровольно и с отеческой любовью, а после десятилетий яростного сопротивления, и роль заступника, в частности, болгар и греков в их автокефальных устремлениях играла как раз Россия.

Однако балканские иерархи отнюдь не бросились поддерживать «ПЦУ» и Фанар (обиходное название Константинопольского патриархата). И потому, что чувствуют всю лукавость попыток призвания их в «свидетели автокефалии», и опираясь на более актуальные факторы, чем история XIX века.

У сербов есть две проблемы, абсолютно аналогичные украинской. Первая – македонская. В 1967 году власти тогда еще союзной Югославии, стремясь ослабить национально-религиозные позиции сербского народа, одобрили создание автокефальной Македонской православной церкви, притом, что Македония была канонической территорией Сербской церкви. Это сепаратистское образование существует до сих пор и никем не признано, и «ПЦУ» - тревожный для Белграда и радостный для македонских раскольников прецедент.

Вторая проблема – черногорская. В маленькой Черногории, также являющейся канонической территорией СПЦ, но в период турецкого владычества в Сербии имевшей самостоятельность и независимость религиозного управления, в начале девяностых возникла своя раскольничья церковь, настаивающая на возвращении этой самостоятельности в ранге автокефалии. Интересно, что связка «ПЦУ+Фанар» специально актуализирует оба этих раскола именно в контексте украинской автокефалии. Так, месяц назад архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский), с недавних пор ставший константинопольским экзархом на Украине, заявил в интервью BBC: «Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право ее учреждать и просить ее признания другими православными церквями. В том числе, если речь идет о Македонии и Черногории».

Аналогичная, пусть и оставшаяся в прошлом заноза у болгар – создание в 1992 году рядом священников БПЦ, обвинивших свою церковь в пособничестве коммунистическому режиму, а ее тогдашнего главу патриарха Максима в сотрудничестве со спецслужбами, «альтернативного синода», поддержанного первым посткоммунистическим правительством страны. Постепенно раскол был излечен и к началу 2010-х окончательно сошел на нет, но травматические воспоминания о нем у болгар остались. Правда, они, что интересно, не помешали БПЦ пару лет назад готовность принять в свое лоно македонских раскольников.

Еще один фактор, тесно связанный с первым – абсолютный волюнтаризм и пренебрежительное отношение практически ко всем существующим канонам, проявленное Фанаром в ходе дарования «ПЦУ» незаконной автокефалии. Балканские церкви закономерно опасаются, что и их собственные бывшие, нынешние и потенциальные расколы, да и любые внутренние неурядицы могут быть «разрешены» фанариотами столь же варварским образом. Слова Даниила (Зелинского) – явный  намек на такую вероятность.

Именно поэтому балканцы с той или иной степенью сдержанности и внутреннего единства по обсуждаемому вопросу выражают неудовольствие появлением «ПЦУ» и поддержкой ее Фанаром. Так, сербский патриарх Ириней в рождественском послании не стеснялся в выражениях по поводу происходящего – он назвал украинскую «автокефалию» «хулой на святого духа» и заявил, что «на Украине одержимые шовинисты-русофобы, предводимые коррумпированными политиками, при "ассистировании" униатов и, к сожалению, при незаконном соучастии Константинопольской патриархии, углубили и расширили раскол, и поставили под угрозу единство Православия в целом».

Болгарская церковь чуть более мягко, но тоже называет «автокефалию» противоречащей канонам, а действия Константинополя – разрушением единства православного мира, о чем буквально позавчера сказал член Синода БПЦ, митрополит Видинский Даниил (Николов). И даже Элладская церковь, считающаяся сейчас теснейшим стратегическим партнером Фанара, отказалась прямо признавать раскол, согласившись лишь вынести вопрос на заседание своего Собора, чья дата пока не определена, и раскритиковав позицию Киева и Константинопольского патриархата на уровне части иерархов.

Любопытно, что США, выступая в роли деятельного и хлопотливого лоббиста украинской «автокефалии», позабыли о своих излюбленных либеральных принципах светского государства и невмешательства в религиозные дела. Так, прошлой осенью Госдеп и лично госсекретарь США Майк Помпео оказывали давление на руководство Болгарской и Сербской церквей, угрожая в случае «неправильной» позиции различными формальными и неформальными санкциями. Россия в таком русле практически не действует (вероятно, зря – не в плане необходимости угроз, а в плане активности как таковой).  Болгары и сербы противятся созданию «ПЦУ» не в рамках скоординированного Москвой фронта, а автономно и из своих соображений.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Балканский котел»:

19.07.2019
Косовский премьер Харадинай подал в отставку
08.07.2019
Охрана Эрдогана подралась с пограничниками в Сараево
08.07.2019
МИД РФ назвал провокацией соглашение Тираны и Приштины об общих "диппредставительствах"
04.07.2019
ЕС ждет от Белграда и Приштины соблюдения соглашения о визитах
17.06.2019
Процесс отстранения президента от должности начался в Албании
11.06.2019
Президент Греции распустил парламент и объявил всеобщие выборы 7 июля
11.06.2019
Глава МИД Косово заявил о "прекращении коммуникации" с Миссией ООН
10.06.2019
Ответственность за ненадлежащее обращение с сотрудниками ООН лежит на Косово
10.06.2019
Вучич заявил, что у агрессии НАТО 1999 года в отношении Сербии нет оправдания
06.06.2019
Эксперт: напряженность в Косово пока не перерастет в вооруженный конфликт (ВИДЕО)
31.05.2019
Термин персона нон грата не может применяться к Краснощекову
31.05.2019
РФ предпримет демарши в связи с нападением в Косове на россиянина-дипломата
31.05.2019
Эксперт: албанцы спешат утвердится в Косово, надеясь на поддержку США (ВИДЕО)
31.05.2019
Сербия выходит на путь признания независимости Косово
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.