Зеленский: первая неделя после выборов / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Зеленский: первая неделя после выборов

Ни одна фракция в Раде пока не заявила о поддержке новоизбранного президента

Зеленский: первая неделя после выборов

Возмущаясь решением президента России об упрощенной выдаче гражданства жителям ДНР и ЛНР, Владимир Зеленский среди прочего заявил: «Украинцы - это свободные люди в свободной стране…. Украина не откажется от своей миссии служить примером демократии для постсоветских стран». Однако в ближайшее время новый президент может сам стать жертвой расхваленной им демократии.

Как известно, Зеленский 21 апреля установил рекорд, набрав наибольший процент голосов за всю историю президентских выборов на Украине. Очевидно, скоро он установит еще один, но уже малоприятный для себя рекорд – по продолжительности сроков между датой голосования и инаугурацией. С принятием в 1996 году Конституции независимой Украины в стране действует норма о том, что «новоизбранный президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов». Конкретную дату инаугурации определяет парламент, поскольку эта церемония проходит на его заседании.

Очередная пленарная неделя Рады должна начаться 14 мая. К этому моменту, конечно, итоги выборов будут давно опубликованы. Теоретически парламент мог бы ускорить вступление Зеленского в должность, если бы провел (как иногда бывало раньше) внеочередное заседание для определения даты инаугурации. Однако уже понятно, что такое заседание не состоится. А в качестве даты приведения президента к присяге обычно называется лишь 28 мая.

И, скорее всего, Рада не позволит ему вступить в должность раньше. Ведь главным итогом первой недели ее работы после выборов стало то, что впечатляющая победа Зеленского ничего не изменила в парламенте Украины. Обычно раньше сразу после голосования конфигурация Рады изменялась в пользу избранного президента. Да, его предшественники и к моменту избрания имели среди депутатов мощную опору, а у Зеленского такого не было. Однако если нельзя было предполагать, чтобы под нового президента сложилось парламентское большинство, то можно было ожидать, что его сторонники как-то материализуются. В пользу такой гипотезы говорил не только результат Зеленского, но и финансовые возможности Игоря Коломойского, и немалое время для попыток организовать в Раде лоббистов победителя: ведь исход выборов был фактически предопределен уже после первого тура.

Однако в ходе пленарной недели ни одна фракция не заявила о поддержке новоизбранного президента, не появилось и межфракционного объединения его сторонников. Поэтому, скорее всего, Рада станет в оппозицию к новому президенту и будет стараться «опускать» его, демонстрируя электорату слабость его избранника. Такая тактика должна привести к тому, что к парламентским выборам, запланированным на 27 октября, весомая часть избирателей Зеленского разочаруется в нем, отказав в поддержке его партии «Слуга народа». В результате президент не получит и в новом парламенте своего большинства, а без контроля над Радой возможности главы государства крайне ограниченны. Ведь именно парламентское большинство формирует кабмин, который не обязан слагать полномочия перед новым президентом.

Оттянув инаугурацию Зеленского, Рада сразу покажет, кто в доме хозяин, и сделает первый шаг в цепочке системных действий по «опусканию» президента. Но есть и еще одно соображение тормозить его вступление в должность. Если бы президент навязал враждебному ему парламенту досрочные выборы, он бы на волне результата апрельских выборов обеспечил бы на них очень хороший результат своей партии. Тем более что таким роспуском президент показал бы, что является действительно сильной фигурой. Но, согласно украинской Конституции, роспуск Верховной рады запрещен в последние полгода ее пятилетних полномочий. Поскольку нынешний созыв парламента начал работу 27 ноября 2014, то инаугурация Зеленского 28 мая призвана лишить его возможности распустить Раду.

Правда, с роспуском существуют нюансы, которые работают на разные стороны конфликта. Так, есть видные юристы, которые полагают, что парламент можно распускать до 16 июня, поскольку, согласно закону, его новый очередной созыв должен собраться не позднее 16 декабря. Однако по Конституции прекращать полномочия парламента можно не в соответствии с желанием президента, а на четко оговоренных Основным законом основаниях.

В настоящее время, возможно, есть одно из трех таких оснований: отсутствие в течение минимум 30 дней в парламентской коалиции большинства от конституционного состава Верховной рады (226 депутатов).  Слово «возможно» я употребляю не случайно. Да, в двух образующих коалицию фракциях (БПП и «Народный  фронт»)  сейчас  215 человек, а  226  в них не насчитывается уже 3 года. Правда, известно, что в коалиции есть и внефракционные парламентарии. Однако сколько именно депутатов в нее входит, не знает никто. Руководство Рады не предоставляло этих данных даже по решениям судов. В декабре 2017 секретариат Рады ответил «Немецкой волне», что с октября 2010 года ведение списков коалиции не предусмотрено действующим законодательством.

А сложилась такая ситуация потому, что осенью 2010-го Конституционный суд, подыграв Януковичу, восстановил действовавшую до 2006-го редакцию конституции с президентской моделью власти. И под ту редакцию Рада срочно изменила законодательство, включая свой регламент, где ранее были детально прописаны нормы работы коалиции. В 2014-м с победой Евромайдана первым делом была возвращена редакция Основного закона, отмененного при Януковиче. В ней сказано, что вопросы коалиции регулируются конституцией и регламентом. Но регламент Рада так и не изменила. Слово «коалиция» там вообще отсутствует.

Теоретически Зеленский мог бы не просто заявить, что в Раде коалиции давно нет и потому ее численность скрывают. Он мог бы обвинить парламент в игнорировании и основного закона, и воли Евромайдана. Ведь засекречивание состава коалиции и отсутствие положений о ней в регламенте опираются на правовое наследие «преступного режима».

Такие аргументы стали бы превосходным пиар-обеспечением роспуска. Однако пиар не может заменить реальной силы. Вариант с роспуском имел бы шансы, если бы у Зеленского было какое-никакое лобби в парламенте. Лучше всего, если хотя бы десяток-другой депутатов, входящих в коалицию, объявили о выходе из нее, сделав факт ее несуществования очевидным для общества. Но при существующей конфигурации Рады решение президента о роспуске не будет принято ни парламентом, ни, очевидно, правительством, которое откажется выделять деньги на досрочные выборы. Такой сценарий на Украине уже разыгрывался осенью 2008, когда Ющенко издал указ о роспуске Рады, а парламент и правительство Тимошенко его проигнорировали, обрушив остатки рейтинга президента.

Да, премьер Гройсман пока не рвется на конфликт с Зеленским, но по конституции он не обязан подчиняться главе государства. На парламентские выборы премьер намерен идти самостоятельно, следовательно, для успеха на них ему лучше выглядеть самой сильной фигурой в стране, а не простым исполнителем воли президента. Следовательно, при попытке роспуска Рады, премьер не будет толковать в пользу президента все правовые шероховатости. А ситуация в правовом плане так неоднозначна, что юридически безукоризненный роспуск Рады невозможен.

Наконец, возможен и такой вариант. Президент по конституции не вправе распустить Раду внезапно. Он должен сначала сказать, что положенные по Конституции 30 дней уже истекают, и проконсультироваться с лидерами фракций. Но едва президент заявит об этом (или еще раньше), фракция партии «Самопомощь» может заявить о возвращении в коалицию, что снимет вопрос о ее численном составе.

Социология показывает, что у этой опирающейся на галицкий электорат партии сейчас туманные перспективы попасть в будущий парламент. Но, похоже, она собирается вернуть себе рейтинг, возглавив борьбу с новоизбранным президентом. Так, «Самопомощь» разработала законопроект «О президенте Украины», который превращает главу государства в английскую королеву. Он лишает президента возможности сделать любое назначение без представления премьер-министра, а также передает главе правительства ряд нынешних полномочий главы государства.

Да, вряд ли этот закон примут до инаугурации. А после нее президентское вето вполне может оказаться непреодолимым для депутатов. Но если до октябрьских выборов президент сможет записать себе в актив лишь защиту от украинской демократии собственных полномочий, этого будет для избирателей слишком  мало.

А серьезная контригра со стороны команды Зеленского пока не проглядывается. Простейшим и, очевидно, сильнейшим вариантом было бы давление на Раду со стороны улицы. Но избиратели нового президента – это в основном те люди, которые считают, что для изменения власти  достаточно просто проголосовать. Они не похожи на электорат, способный  устраивать Майданы, ядром которых на Украине неизменно становились националисты.

Конечно, украинские Майданы по сути были не стихийными протестами, а  тщательно организованными акциями, оформленными под такой протест. И еще рано делать выводы о том, на что способен бизнес, поддержавший Зеленского на выборах и готовый его поддержать против Рады и правительства. Однако по итогам первой недели после его триумфальной победы мощь Игоря Коломойского выглядит сильно преувеличенной.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

19.07.2019
Помощник Зеленского считает, что Киев ради мира в Донбассе должен идти на компромиссы
19.07.2019
ВЦИОМ: для большинства россиян важны дружеские отношения с Украиной
19.07.2019
МИД РФ: вопрос о статусе Крыма окончательно закрыт
19.07.2019
Украина задумалась о покупке у Польши списанных ракетных катеров
19.07.2019
"Нафтогаз" готов к переговорам по транзиту российского газа через Украину
19.07.2019
Порошенко не пропустили в зал заседания Европарламента
18.07.2019
Заседание Минской группы 17 июля стало самым эффективным
18.07.2019
Путин поблагодарил Медведчука за усилия по освобождению удерживаемых лиц
18.07.2019
Зеленский близок к тому, чтобы получить большинство в Раде
18.07.2019
Путин и Макрон готовы активизировать работу в нормандском формате
18.07.2019
Киев допускает, что прекращение огня в Донбассе с 21 июля может стать окончательным
18.07.2019
В Кремле назвали первый шаг для начала диалога России и Украины
18.07.2019
Песков считает обоснованным решение Путина о гражданстве для жителей Украины
18.07.2019
МИД Украины инициирует дело из-за публикации карты Закарпатья в цветах флага Венгрии
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.