Возможно ли сокращение «ядерных расходов» США? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Возможно ли сокращение «ядерных расходов» США?

Эксперты говорят об излишках ядерного оружия США

Возможно ли сокращение «ядерных расходов» США?

Неправительственная организация «Ассоциация по контролю над вооружениями» (АКНВ), действующая в США и известная своими разработками в сфере сдерживания ракетно-ядерных, противоракетных и иных видов вооружений, а также укрепления международной безопасности, подготовила критический доклад о политике президента Дональда Трампа в сфере ядерных вооружений и перспективных расходов на них, которые специалистам Ассоциации представляются слишком раздутыми. Недавно вышедший доклад, озаглавленный «Ядерные излишки США: осознавая расходы, риски и альтернативы» («U.S. Nuclear Excess: Understanding the Costs, Risks, and Alternatives»), состоит из 50 страниц.

В нем делается ключевой вывод о том, что политика главы Белого дома в этой сфере нацелена на подготовку к потенциальному конфликту с применением оружия массового поражения, хотя вероятность нанесения ракетно-ядерного удара со стороны России представляется составителям документа крайне незначительной. В докладе утверждается: «Нынешний курс нецелесообразен, ненадёжен, небезопасен и требует пересмотра. Ещё не поздно пойти по другому пути. Пора произвести переоценку планируемых расходов на ядерное оружие, и надо успеть сделать это до того, как будут вложены самые крупные суммы».

Подобные «крупные суммы» на ядерные вооружения официальным Вашингтоном не скрываются. К 2028 году они составят 7 процентов от всего военного бюджета страны. На модернизацию существующих СНВ предполагается выделить в ближайшее десятилетие в абсолютных цифрах до 500 млрд долларов, а на создание и поддержание принципиально новой стратегической ядерной триады в грядущие 30 лет намечено израсходовать от 1,2 трлн долларов (в стабильных ценах 2017 года) до 1,7 трлн долларов (с учетом инфляционных ожиданий в названный период времени).

В докладе осуждается решение администрации Дональда Трампа создать и применить ядерные боезаряды малой мощности.

Специалисты Ассоциации по контролю над вооружениями также отметили, что администрация Дональда Трампа не только увеличивает расходы на модернизацию ядерного арсенала, но и взяла курс на выход из ряда международных договоров по контролю над вооружениями. В этом контексте напоминается уже объявленный Вашингтоном односторонний выход из ДРСМД, что может произойти в начале августа текущего года. Кроме того, здесь обращают внимание на то, что, хотя Белый дом обещал изложить свою позицию по Договору СНВ-3 только в следующем году, официальные представители Государственного департамента по-прежнему дают ему негативную оценку, которая полностью совпадает с аналогичной квалификацией, которую озвучивал в ходе избирательной кампании сам Дональд Трамп. 

Доклад содержит объяснение наращивания столь внушительных расходов в США на ядерные вооружения: «Для оправдания роста военных расходов, для оправдания наращивания ядерного потенциала американцы опять нашли «страшилку» в лице России. Мы понимаем, что за этим стоит желание влить огромное количество средств в военно-промышленный комплекс, мы понимаем, какие триллионы долларов за этим стоят», говорится в документе.

В свою очередь авторы доклада предлагают пути снижения военных расходов.

Первый вариант подразумевает отмену дополнительных затрат, предложенных администрацией Дональда Трампа в рамках модернизации стратегических ядерных сил, предусмотренной еще в период деятельности президента США Барака Обамы. Ассоциация считает, что это позволит сэкономить почти 29 млрд долларов.

Второй вариант заключается в более экономичном развертывании около 1550 ядерных боезарядов стратегического назначения, зафиксированных в Договоре СНВ-3. В частности, предлагается сократить количество атомных подводных лодок класса «Огайо», вооружённых баллистическими ракетами, и наземных МБР «Минитмен-3», а также не продлевать срок службы последних. По прикидкам Ассоциации, на этом Соединенные Штаты смогли бы сэкономить 120,5 млрд долларов. Если прибавить к этому отказ от дополнительных расходов, предусмотренных в первом пункте, то сумма экономии может увеличиться почти до 150 млрд долларов.

Наиболее выгодным экспертам из Ассоциации представляется третий вариант, который предполагает сокращение количества стратегических ядерных боезарядов и ликвидацию МБР наземного базирования, а также снижение количества ядерных боезарядов стратегического назначения до уровня 1000 единиц, то есть примерно до уровня, который был предложен еще в период деятельности администрации Барака Обамы. Напомним, что он высказывался за снижение ядерных боезарядов стратегического назначения до уровня 1000-1100 единиц для каждой стороны.

Таким образом, по мнению Ассоциации, в ближайшие 30 лет американская сторона смогла бы сэкономить относительно ранее объявленных сумм на модернизацию ядерного арсенала США в бюджете страны около 253  млрд долларов, а в сочетании с отменой инициированных Дональдом Трампом дополнительных расходов – до  281,8 млрд долларов.

На мой взгляд, описанные сокращения денежных средств на развитие ракетно-ядерных вооружений США являются довольно большими, но не значительными. Действительно, если сравнить сумму снижения американских ассигнований на ядерные вооружения с максимальным потолком расходов на «триллионную» стратегическую ядерную триаду, то процент сокращений составит всего 16,5%. Не густо.

Но остающиеся в результате таких предполагаемых сокращений значительные средства позволят все равно Пентагону основательно и энергично развивать в течение трех десятилетий стратегические ядерные вооружения, по сути дела не снижая значительного количества стратегических ядерных носителей. А их суммарный объем, если учесть еще крылатые ракеты воздушного базирования, может составить до 1700 носителей, то есть 692 носителя стратегической ядерной триады плюс 1000 ядерных КРВБ. А все это, надо напомнить, по-прежнему может быть использовано для нанесения первого ядерного удара по большой группе государств.

Белый дом не пойдет и на ликвидацию американских наземных МБР, как это предложили эксперты АКНВ, с целью создания ядерной «диады». Такой твердый курс вытекает из современной ядерной стратегии Соединенных Штатов, одобренной президентом Дональдом Трампом в феврале прошлого года. Дело в том, что каждый элемент ныне действующей стратегической ядерной триады, по мнению высшего американского военно-политического руководства, имеет свои функциональные задачи и преимущества над остальными двумя компонентами, то есть БРПЛ и тяжелыми стратегическими бомбардировщиками. Современные американские МБР – это элемент стратегических ядерных сил, которые, находясь в самой высокой степени боеготовности (до 98%), могут быть применимы в течение коротких промежутков времени по сравнению с двумя другими видами.

Знакомясь с представленным докладом АКНВ, следует обратить внимание на то, что в нем нет полной картины негативного отношения Вашингтона к международным договорам и соглашениям в сфере контроля над вооружениями. А ведь в этом списке значатся 13 таких договорных актов, в том числе шесть соглашений, которые имеют прямое отношение к ядерному оружию. В докладе АКНВ упоминается их только малая толика. В этой связи американской стороне надо посоветовать более серьезно и более ответственно относиться к своим договорным обязательствам в названной области, где по вине США возник глубокий «каньон».

И последнее замечание. Нынешняя американская администрация вряд ли примет подобные предложения, подготовленные названной американской НКО. Причина? Она раскрыта в подготовленном ею докладе. Это стремление США начать «новую гонку ядерных вооружений». И это полностью соответствует действительности.

 

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Стратегическая безопасность»:

16.07.2019
РФ поднимет на консультациях с США тему СНВ-3, несмотря на их позицию
15.07.2019
ЕС безропотно выполняет установку США на отказ от предложений РФ по Договору о РСМД
15.07.2019
Столтенберг считает, что именно у России есть "последний шанс" на спасение ДРСМД
12.07.2019
Установки Mk-41 в Европе грубо нарушают ДРСМД
11.07.2019
У США больше носителей ядерного оружия, чем разрешено СНВ-3
10.07.2019
Рябков обсудил с Хейлом вопросы, которые осложняют отношения РФ и США
10.07.2019
Герасимов обсудил с европейским главкомом НАТО вопросы безопасности
09.07.2019
Госдеп сообщил, что РФ и США запускают стратегический диалог
08.07.2019
Иран приступил к обогащению урана выше предусмотренного ядерной сделкой уровня в 3,67%
05.07.2019
Системы ПРО НАТО в Европе не направят против России, уверяет Столтенберг
05.07.2019
РФ отвергает попытки НАТО переложить на нее вину за слом ДРСМД
05.07.2019
Совет Россия - НАТО не видит признаков прогресса по ДРСМД
04.07.2019
Переговоры между РФ и США по стратегической стабильности пройдут 17-18 июля
03.07.2019
Американский самолет-разведчик выполнит наблюдательный полет над РФ
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.