
На днях министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович высказался в польских СМИ о том, что на территории Польши необходимо постоянное и расширенное присутствие подразделений Вооруженных сил США. В его изложении американские военные служат главным фактором сдерживания «российской агрессивности» и, в частности, удерживают Россию от вторжения в Польшу.
Польские политики не первый раз тиражируют тезис о так называемой российской угрозе. Не первый раз они утверждают, что единственным фактором, сковывающим российскую угрозу для Европы, служат Вооруженные силы США, размещенные в европейских странах. В целом нынешнее польское руководство уже длительное время эксплуатирует тему так называемой российской угрозы.
В частности, во внешнеполитическом плане польские политики настойчиво продвигают мысль о целесообразности увеличения контингента американских военнослужащих в Польше и расширения в целом военного присутствия США. В настоящее время в Польше насчитывается 4,5 тысячи американских военных. Предполагается, что их число будет скоро увеличено ещё на 1000 военных.
Намеченное наращивание численности американских военных на польской территории связывают с предстоящим визитом президента США Дональда Трампа в Польшу. Намечается, что вопрос расширения американского военного присутствия в Польше будет согласован во время визита Трампа.
Обращает на себя внимание то, что Чапутович, рассуждая о якобы оборонительном предназначении американских военных в Польше, почему-то называет их международными вооруженными силами. По своему служебному положению польский министр твердо знает, когда уместно использование термина "международный" применительно к военным и, тем не менее, он отступает от установленных норм. Понятно, что этот глубокий и изысканный реверанс не пройдёт мимо американского внимания, тем более в преддверии визита Трампа. Для нынешнего польского руководства характерно сочетание подобострастия перед США и высокомерия по отношению к своим соседям.
Так, возникает вопрос, почему Чапутович разразился именно на этих днях рассуждениями об американской военной роли в Европе? Наверное, у него найдется какое-то объяснение, если ему адресовать этот вопрос, но обстоятельства свидетельствуют, что высказывания прозвучали накануне встречи российского президента Владимира Путина с его французским коллегой Макроном, которая состоялась 19 августа . Выглядит как предостережение французскому президенту не смягчать риторику в ходе переговоров с Путиным, а тем более идти на какие-то шаги по нормализации отношений с Россией. Чего здесь больше? Польских амбиций или американских обеспокоенностей? Судя по всему, и того и другого в избытке!
Вернемся к теме американских, в интерпретации Чапутовича, «защитников» Польши. Их нахождение на польской территории и систематические маневры рассматриваются польскими политиками как гарантия безопасности Польши. Красивый тезис, но откровенно эгоистичный!
А если «коварные» русские проигнорируют польские амбиции на жертвенность и вторгнутся непосредственно в США? Тогда американцам придется в одиночку защищать обитель мировой демократии? Несправедливо! Оптимальным решением такой непростой ситуации могло бы стать размещение на территории США на постоянной основе польских военных. Помимо всего прочего, они особо искушены в «российском коварстве». Тем более, по версии Чапутовича, американские военные - главные защитники Польши. Следовательно, польские военные играют вспомогательную роль, а значит их отсутствие в Польше будет незаметным.
Их можно было бы разместить на наиболее уязвимых точках возможного российского вторжения в США, и американцы были бы спокойны за свою безопасность. Польских военных на американской территории резонно усилить военными стран Прибалтики, которые не менее поляков считают себя специалистами по «российской угрозе».
К систематически проводимым маневрам по переброске американских войск в Европу можно предусмотреть встречные переброски польских в США, чтобы не оголять американскую территорию и не сеять беспокойство среди американского населения в связи с отсутствием элитных американских военных.
Несомненно, что обустройство такого баланса между американскими и польскими военными заметно усилило бы и у поляков и у американцев чувство безопасности.