Состоится ли саммит в «нормандском формате»? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Состоится ли саммит в «нормандском формате»?

Зеленский пока не демонстрирует стремление к компромиссам

Состоится ли саммит в «нормандском формате»?

13 ноября СММ ОБСЕ констатировало завершение разведения украинских войск и ополченцев  ДНР на участке в Петровском. Таким образом, на уровне Минских переговоров выполнены оба условия для саммита в «нормандском формате» -- согласование «формулы Штайнмайера» и возобновление разведения сторон  на двух участках, где  оно  первоначально состоялось  еще при Порошенко в конце (Золотое и Петровское). Осталось третье условие –  подготовить результативность саммита, то есть  предварительно подготовить пути решения основных вопросов, по которым должны договориться лидеры.

В первые месяцы деятельности нового президента Украины третье условие казалось не слишком сложным, тем более что по итогам встреч советников лидеров «нормандского формата» их участники регулярно говорили об ощутимом прогрессе. Однако сейчас ясно, что прогресс этот куда скромнее, чем изначально планировался. Так, еще 12 июля  эти советники саммита глав «нормандского формата» согласовали документ «Шаги, которые должны быть сделаны сторонами», который следовало реализовать в Контактной группе. Сейчас видно, что из всех намеченных тогда шагов удалось лишь развести войска на упомянутых участках, согласовать «формулу Штайнмайера» и начать ремонт моста в Станице Луганской.

А список не сделанных шагов куда длиннее. Он, в частности, включает:  «согласование дополнительных участков разведения, имплементацию всех необходимых мер по поддержанию режима прекращения огня, разработку и внедрение концепции пошаговой деэскалации, проведение на протяжении  месяца обмена значительного числа удерживаемых в связи с конфликтом, согласование механизма  поиска пропавших без вести, разработку плана восстановления  социально экономических связей и улучшения гуманитарной ситуации».

Эти пункты не входили в число прямых условий саммита, однако их невыполнение не может вдохновлять. Тем временем обнажилась еще одна проблема. Когда войска в Петровском удалось развести,  осталось лишь полтора месяца до конца года, а значит, до окончания срока  действия нынешнего закона об особом статусе Донбасса, судьбу  которого Киев сейчас только затуманил.

Так, как заявляли на заседании Контактной группы 11 ноября представители Москвы, Донецка и Луганска, нынешний закон их, в принципе, устраивает и  в него надо лишь внести поправки, связанные с «формулой Штайнмайера». Зеленский  же еще в начале  октября заявлял, что нужен новый закон, который будет написан «вместе с обществом». Но ни в практическую плоскость его предложение до сих пор не вылилось, ни  о продлении действующего закона в руководстве страны прямо не говорят.

Главное же, что беспокоит, – это не раз звучавшие из уст Зеленского и министра иностранных дел Пристайко слова о том, что Киев не будет закреплять статус Донбасса в Конституции, то есть не намерен выполнять ключевой пункт Минских соглашений. На этом фоне  пиарящие президента телеграм-каналы уже пару месяцев разгоняют информацию о том, что саммит "нормандского формата" нужен Киеву исключительно для того, чтобы  «провести мягкий апгрейд Минских соглашений» или вообще утвердить некий "план Зеленского", который заменит эти  соглашения,  увязать проблему Донбасса  с вопросом о Крыме и т.д. А 12 ноября и глава фракции «Слуги народа»" в Раде Давид Арахамия заявил, что встреча в "нормандском формате" необходима, чтобы уйти от «кабальных Минских договоренностей».

Арахамия, конечно, не относится к людям, которые причастны к переговорам по Донбассу. Однако во всей вышеприведенной официальной и неофициальной критике Минских соглашений нельзя видеть только неуклюжую попытку успокоить радикалов и не разогревать страсти, пока никаких решений не принято.

Так, неделю назад  была обнародована переписка в мессенджере бывшего  представителя Госдепа США по Украине Курта Волкера, которую он 2 октября предоставил конгрессу в рамках расследования дела по импичменту президента  Трампа. В ней обращает внимание его обмен сообщениями с временным поверенным в делах США в Киеве Уильямом Тейлором от 6 сентября.

Волкер пишет: «То, о чем не хотел говорить в широком кругу: Зе-команда не планирует связанные с Минском конституционные поправки. Они хотят законодательной децентрализации. И я тоже».  На что Тейлор отвечает: «И я согласен с ним – никаких конституционных поправок об особом статусе. Децентрализация!»

Следовательно, отказ от ключевого момента Минских соглашений – идея, которая сперва вызрела в команде Зеленского и была согласована с американцами, а затем уже стала активно озвучиваться публично. А ведь Волкер с Тейлором переписывались накануне обмена заключенными между Украиной и Россией и вскоре после встречи советников глав "нормандского формата" в Берлине, которую все считали успешной. Так, после нее Пристайко подчеркивал, что никаких подготовительных встреч для саммита «нормандского формата» более не нужно. То есть идея отказаться от конституционных поправок возникла в Киеве не из-за внутренних сложностей, которые обнажились в начале октября, а на пике позитивной динамики  переговоров.

Да, в последние  недели Киев  не делает раздражающих Москву  заявлений  о ревизии Минска, да и телеграм-каналы перестали так активно муссировать эту тему.  Но и чего-либо обнадеживающего по этому вопросу не говорится.

А 8 ноября Зеленский издал указ «О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства», которым поставил правительству задачи во всех сферах. В частности, кабмину «до конца 2020 года» поручено «принять меры относительно:

- «активизации диалога с государствами-партнерами для обеспечения поддержки позиции Украины в вопросе восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках "минского", "нормандского" и других переговорных форматов;

- сохранению международного консенсуса о необходимости усиления политико-дипломатического давления на РФ с целью освобождения временно оккупированных территорий Украины, а также освобождения незаконно удерживаемых в РФ граждан Украины» и т.д..

Из этого текста объективно следует, что, по мнению Зеленского, все проблемы, которые есть у Киева сейчас, останутся и через год, а значит, ничего  на переговорах решить он даже не надеется. Конечно, можно обратить внимание, что на ближайшие месяцы он не предписывает правительству никаких действий в этом плане, и потому считать приведенные фразы сугубо ритуальными. Однако, как видим по отношению Киева к конституционным поправкам, не нужно стараться видеть в заявлениях Зеленского прежде всего игру на публику.

Если отбросить «формулу Штайнмайера» и разведение войск,  то в последнее время оптимистичные сигналы по Донбассу давал  лишь  известный шоумен (и в недавнем прошлом коллега президента по «95-му кварталу») Сергей Сивохо, ставший недавно советником секретаря СНБО. Так, в конце октября он выдвинул идею создания общенародного движения в поддержку мира. Она пока не получила развития, однако надо отметить большую активность  Сивохо и по облегчению пересечения жителями Донбасса линии соприкосновения и  то, что в его выступлениях начисто отсутствуют традиционные киевские штампы вроде «оккупированных территорий» и «российской агрессии». Да, должность его формально  невелика, однако, судя по тому, как смог поставить себя Сивохо среди парламентариев (на заседании парламентского  комитета  по Донбассу он сидит во главе  стола),  его деятельность пользуется явной поддержкой  президента.

Конечно, нельзя пройти мимо появившегося в четверг в «Нью-Йорк Таймс» высказывания Игоря Коломойского о том, что «восстановление связей с Россией стало необходимым для экономического выживания Украины» и что «он лихорадочно работает над тем, как закончить войну», но не разглашает детали, потому что американцы "все испортят и помешают».

Однако влияние олигарха на украинскую власть не надо преувеличивать. Как раз на днях он потерпел ощутимое поражение: представитель президента в кабмине Андрей Герус, договорившийся об импорте для предприятий Коломойского дешевой российской электроэнергии, был заменен представителем грантоедской тусовки.

В целом складывается впечатление, что Зеленский хочет саммита, но лишь чтобы показать свою значимость и активность, но не готов к каким-либо уступкам. Эта неготовность может объясняться не только его личным отношением к проблеме Донбасса, но и опасением, что такие уступки станут катализатором разногласий внутри его фракции, а значит, грозит утратой контроля над парламентом. А то, что в России стали сомневаться в его договороспособности, видимо, беспокоит президента Украины куда меньше.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

10.12.2019
Меркель назвала Путина победителем на саммите в Париже
10.12.2019
Песков опроверг слова Авакова о "сдавших нервах" у Суркова в Париже
10.12.2019
Путин опасается "второй Сребреницы", если Киев получит контроль над границей в Донбассе
10.12.2019
Нормандский формат: оценка Германии
10.12.2019
Эксперт: "Нормандия" не помогла, у Москвы и Киева слишком разные подходы (Видео)
10.12.2019
Саммит с отложенным итогом
10.12.2019
Песков: проблема с договором о транзите газа через Украину не урегулирована
10.12.2019
Зеленский: протесты в Киеве стали козырем Путина на саммите в Париже
10.12.2019
Сайт "Миротворец" закрывает публичный доступ к своей базе "врагов" Украины
10.12.2019
Следующий саммит в "нормандском формате" пройдет в Берлине
10.12.2019
В Крыму прокомментировали новую резолюцию ООН по полуострову
10.12.2019
Эксперт: нормандская четвёрка это - не только про Украину (Видео)
10.12.2019
Эксперт: состоялась перезагрузка российско-украинских отношений
10.12.2019
Путин: Россия хочет равных прав для русскоязычного населения Украины
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.