Избранный президент США Джозеф Байден будет добиваться заключения с Ираном на основе Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) более долгосрочной сделки по иранской ядерной программе, а также решения ракетной проблемы Тегерана. Об этом заявил во вторник кандидат на пост госсекретаря США Энтони Блинкен, выступая в комитете по иностранным делам сената конгресса на слушаниях по рассмотрению своей кандидатуры.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин полагает, что "восстановление действия сделки по Ирану без предварительных условия пока сразу не получится. Иранская сторона заявляет, что сначала США возвращаются в СВПД, а потом Иран вернется. С 2019 года Иран нарушал некоторые требования СВПД в ответ на выход Трампа из этой сделки. И у сторон разный подход. США говорят, что сначала Иран должен сам вернуться в эту сделку и ликвидировать те направления в своей ядерной программе, которые нарушают некоторые положения сделки, и тогда США вернутся. А Иран считает наоборот. Кроме того, еще один важный вопрос: Иран считает, что США должны сразу же снять все санкции, наложенные администрацией Трампа. Но я думаю, что Вашингтон этого сразу не будет делать. Поэтому ситуация такова, что есть много вещей, которые требуют диалога и согласований. Новая администрация США желает вернуться в ядерную сделку, и Иран, несмотря на многие политические заявления, тоже крайне заинтересован в сделке, точнее, в снятии всех санкций прежде всего со стороны США. Но несмотря на то, что обе стороны заинтересованы в реанимации этого договора, это говорит о том лишь, что надежды есть. Но одномоментно - я не думаю, что это получится".
Эксперт считает, что "сейчас практически все ветви власти в Иране, кроме исполнительной - президента Роухани, находятся в руках даже не консерваторов, а радикалов, в том числе и меджлис. И, конечно, здесь определенный тормоз есть. Но в Иране все решает духовный лидер Ирана аятолла Хоменеи, и его слово во всех вопросах решающее. А он в свое время принял решение доверить президенту Роухани руководить исполнительной властью в стране. И если бы не Хоменеи, Роухани не стал бы лидером страны. Роухани хорошо знает ядерную сделку, его знают на Западе, и на него была сделана ставка. Поэтому сам духовный лидер Хоменеи не будет против при определенных условиях и уступок со стороны США дать добро на диалог вокруг нового варианта СВПД. Потому что некоторые пункты СВПД уже устарели и некоторые моменты его нужно переделывать. И поэтому Хоменеи понимает, что диалог нужен. И я думаю, что не сразу, но он произойдет".