Арктика как зеркало мировой торговли / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Арктика как зеркало мировой торговли

Север становится одной из заметных тем мировой политики

15.05.2017 17:12 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Арктика как зеркало мировой торговли

Обычно на министерских встречах Арктического Совета, куда входит Россия и ряд северных государств, о мировой торговле говорили немного. Всё про экологию, про климат, про жизнь народов Севера. А вот теперь на последнем совещании министров иностранных дел в американском городе Фербенкс, что на Аляске, обсудили и экономическое развитие северных широт.

Причина такой ориентировки Арктического Совета в том, что с самого создания в 1996 году он был «заточен» под обсуждение главной проблемы – как сохранить северную природу и быт местных жителей с учетом того, что «на севера» стало подниматься с южных районов зарево «цивилизации» со своим отрицательным потенциалом трансформации среды обитания до состояния её непригодности для жизни? Все же уже насмотрелись и на испорченный воздух городов-заводов, и на горы мусора, которые не в силах абсорбировать ни почва, ни вода, и на огромные участки земли, отравленные деятельностью человека. Задача была поставлена конкретно – сохранить Север.

Не случайно в марте 2017 года на заседании IV Международного арктического форума в Архангельске Владимир Путин говорил именно об этом: «Сейчас, в наши дни, значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы…» Вы слышите – «регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты».

И тем не менее, глобализация ведет к тому, что неосвоенные места Земли все-таки рано или поздно подвергаются человеческому вмешательству – шарик становится тесен… Поэтому в той же части своего выступления президент России сказал об этом: Арктика – «территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным экономическим потенциалом». И сама Россия готовит масштабные программы по освоению северных районов страны.

Рассматривая итоги прошедшего в Фербенксе совещания на уровне министров иностранных дел стран Арктического Совета, можно говорить о том, что экономика не только «постучала в двери», но уже заняла здесь свое рабочее место. Приходит она сюда не только в виде новых площадок для освоения местных нефтегазовых богатств (а этого добра здесь не менее, чем в Сибири, а то и поболее). Приходит она сюда в форме транспортной инфраструктуры, создающейся для прокладывания маршрута Северного морского пути.

В прежние десятилетия этот торговой путь с Запада на Восток Евразии был доступен только несколько месяцев – ледяной панцирь покрывал пространства Северного Ледовитого океана большую часть года. Поэтому вариант доставки товаров и грузов на постоянной основе, скажем, из Китая в Европу через севера не рассматривался. Однако, сейчас наблюдается, возможно – временный, феномен таяния арктических льдов в небывалом темпе. В 2010 году испанская «El Periodico» писала, что ежедневно площадь арктических льдов сокращается приблизительно на 88.000 квадратных километров, что сопоставимо с территорией Португалии (sic!). Акватории раскрываются, и мореходство по Северному морскому пути может быть открыто в круглогодичном режиме.

В связи с этой перспективой встают сразу два вопроса: безопасность и конкуренция. Что касается конкуренции, то дело здесь вот в чем. Путь из Китая или Японии или Южной Кореи в Европу по северному маршруту в крупнейший порт Старого Света Амстердам короче, чем через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Значит, при открытии Северного морского пути первой жертвой, теряющей доходы от транзита, становится Сингапур со своим крупнейшим портом в Малаккском проливе на пути из Азии в Европу. Не случайно именно Сингапур – одна из южных стран, ставшая наблюдателем в Арктическом Совете. Им нужна информация из первых рук. Вот Вам и конкуренция в чистом виде. И не факт, что это конкуренция не приведет к столкновению интересов.

А дальше вопрос уже касается безопасности. Как региональной безопасности северных широт, так и безопасности международных торговых маршрутов по Северному Ледовитому океану. Поскольку Севморпуть – это почти исключительно российские территориальные воды, все обратили внимание, как на недавнем Параде Победы в Москве были продемонстрированы северные вооружения. Это – чтобы никто и не думал препятствовать деятельности России в этом регионе планеты.

С другой стороны, Сергей Лавров на встрече в Фербенксе говорил о том, что «мы в Арктике не видим вопросов, решение которых потребовало бы силовых действий». Хотелось бы, чтобы и «партнеры» не видели подобных «вопросов» также. А иначе, как интерпретировать десантирование на арктическую территорию Норвегии американских Джи-Ай и начало там военных учений НАТО?

Проявился в Фербенксе и ещё один интересный момент. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил: «В настоящее время мы в США пересматриваем несколько важных вопросов, включая то, каким будет подход Дональда Трампа к вопросу об изменении климата». США нужно дополнительное время, чтобы определиться с позицией по изменению климата: «Мы не будем торопиться с решением, а будем работать с тем, чтобы принять правильное для США решение».

Что бы это значило? С одной стороны видно, как Трамп тяготится лишними госрасходами, которые не касаются Пентагона, – он хочет оптимизации бюджета. Объявил и о том, что готов выйти из международных климатических программ, хотя именно американцы в 1990-е годы заставили весь «раскошелиться» и подвигли на переговоры о совместной работе по сохранению климата на Планете. Да ещё в 2015 году 194 страны подписали Парижское соглашение по климату. Теперь американцы готовы все это перечеркнуть?

Но! С другой стороны, если на эти программы тратятся огромные деньги, значит, их кто-то же должен получать! И вот в начале мая проклюнулись бенефицианты, которые до поры сидели тихо и не высовывались. А тут резко «вышли на поверхность по форс-мажору». Инвесторы, управляющие активами на общую сумму в 15 триллионов долларов, отправили в мае этого года обращение к лидерам стран G7 с просьбой «сохранить приверженность сообщества Парижскому соглашению о предотвращении изменения климата». По мнению этих неназванных джентльменов, для «сохранения их финансовых вложений» нужно добиваться «смягчения последствий климатических изменений». Что под этим подразумевается? Желание приумножить эти гигантские суммы в 15 триллионов долларов (объем ВВП США не намного больше), которые уже выведены из программ развития собственных стран и осели в карманах конкретных выгодополучателей. Интересный поворот… И Трамп пока ударил по тормозам.

Вот видите, сколько «открытий чудных» принесла эта встреча Арктического Совета в Фербенксе. И, если прежде «про севера» писали мало, отныне, похоже, Север становится одной из заметных тем мировой политики. Глобализация, сэр…

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Горячая Арктика»:

05.12.2017
Финансирование «Лидера» может осуществляться за счет ГЧП
21.11.2017
Специальная сетевая площадка появится при общественной палате России
21.11.2017
Перспективы изучения арктического шельфа обсудят в Мурманске
20.11.2017
К 2039 году объем грузоперевозок по СМП увеличится до 80 млн тонн
13.11.2017
В Нью-Йорке состоится очередное обсуждение российской заявки на арктический шельф
13.11.2017
Запрет на работу Exxon Mobil в Арктике наносит вред экономике США – Путин
07.11.2017
Мнение: антироссийские санкции лишь увеличили уровень нефтедобычи
02.11.2017
На выездной сессии ПМЭФ обсудят проблемы российской Арктики
30.10.2017
Совбез подготовил новые меры для безопасности судоходства в Арктике
25.10.2017
Эксперты: таяние льдов в Арктике несет непредсказуемые риски для России
24.10.2017
Товарооборот через СМП вырос на 20% в этом году
20.10.2017
Энергия солнца и ветра конкурентоспособна в Арктике – мнение
19.10.2017
Грузопоток по СМП к 2030 году должны обеспечивать 11 ледоколов
17.10.2017
В Сочи представили проект бурового судна, способного передвигаться без ледокола
Загрузка...