Суверенный Узбекистан: эпоха президента Мирзиёева / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Суверенный Узбекистан: эпоха президента Мирзиёева

За неполный год новому президенту Узбекистана удалось сделать немало

31.08.2017 12:44 Татьяна Синицына, главный редактор портала ИнфоШОС

Суверенный Узбекистан: эпоха президента Мирзиёева

Михаил Метцель/ТАСС

Первого сентября, в 26-й раз, будет отмечаться День независимости Республики Узбекистан. Получив волею исторической судьбы шанс на создание суверенного государства, узбекский народ с невероятным энтузиазмом взялся строить его. Результат превзошел все ожидания, сегодня он очевиден всему миру: в геополитическую систему достойно вписалось молодое суверенное Узбекское государство, динамичное, трудолюбивое, творческое. "Молодое" - в новообретенном календарном смысле и образе - что для Истории 26 лет! Однако в базовом основании молодого суверена лежат мощные пласты разных цивилизаций, отшумевших в пространстве тысячелетий.

Но вернемся к праздничной дате, о которой идет речь. Традиция такова, что все значимые вехи призваны суммировать достигнутое, и давайте посмотрим, что произошло в жизни страны за последнее время, точнее - за неполный год, рассматривая период, когда к власти пришел президент Шавкат Мирзиёев.

Нельзя не вспомнить о том стрессе, который пережило общество в связи с уходом из жизни в сентябре прошлого года Ислама Каримова, Первого президента независимого Узбекистана, заложившего основы суверенности. Но, как говорят французы, "король умер, да здравствует король!". Очень быстро узбекское общество накрыла другая волна эмоций, связанная с выборами нового руководителя государства.

Поскольку я присутствовала на выборах (в качестве российского наблюдателя-журналиста), то видела своими глазами рождение нового президента, Шавката Мирзиёева. Тогда заключительное сообщение главы Избирательной комиссии буквально утонуло в овациях зала. Поражал высочайший рейтинг Мирзиёева, зашкаливший за 90%. Всенародная симпатия, обобщенная интуиция, выраженная в этой цифре, говорили о высоком гражданском доверии.

Ясно, что новый глава государства увидел актуальные проблемы страны в личном свете и расставлял новые приоритеты, определяя свой курс движения. С одной стороны он демонстрировал преемственность, с другой - совершенно новый, очень энергичный, неожиданный курс. Это был свежий ветер благих перемен.

Уже первые зарубежные поездки нового руководителя Узбекистана впечатляли результативностью, его масштабная, энергичная деятельность внутри страны говорила о появлении политика, востребованного Временем.

Здесь интересно привести строку из отчета "Узбекистан: Год спустя", опубликованном 28 августа международной неправительственной организацией Freedom Housе, которая "в бинокль" следит за каждым государством, давая свои оценки происходящим в них процессам. Конечно, мнения не всегда объективны, однако некоторые важные моменты этот "бинокль" все же улавливает. "Мирзиёев сделал некоторые шаги, чтобы сделать страну с 30-миллионным населением более открытой после смерти автократического лидера Ислама Каримова".

Freedom Housе абсолютизирует идеалы свободы, поэтому "открыть" страну - первое дело. Да, Мирзиёев открыл двери страны шире. Правда, неоднократно бывая в Узбекистане (на саммитах и конференциях ШОС, в личных поездках), я и тогда не заметила, что страна была "под паранджой"...

Новое независимое государство сумело обрести новый статус и представить себя на мировом подиуме так быстро, что это походило на некий фокус. Под руководством Первого Президента Ислама Каримова удалось достичь не вызывающих сомнения успехов: укрепить национальную государственность, обеспечить устойчивые темпы роста экономики, кратно повысить уровень и качество жизни населения, преобразить облик городов и сел, повысить авторитет страны на международной арене. И замечу, что в команде Первого президента премьер-министром был Шавкат Мирзиёев.

Жизнь, как мы знаем, никогда не останавливается, она устремлена в будущее, и в этом процессе наступают периоды переосмысления, обновления достигнутого. Сейчас, в эпоху второго президента, Узбекистан проходит именно такой период.

Вступив в должность 14 декабря 2016 года, Шавкат Мирзиёев сразу заявил о преемственности внешнеполитического курса страны, об открытости Ташкента к активному международному сотрудничеству на основе принципов взаимного доверия и учета обоюдных и интересов. Политический, личностный натиск Мирзиёева, осуществляющего обозначенный курс, был настолько энергичен, что результаты не заставили ждать. По итогам международных визитов и встреч с лидерами зарубежных стран Узбекистан достиг прорывных договоренностей в политико-дипломатической и торгово-экономической сферах. Заключено 320 соглашений и контрактов на сумму в более $44 млрд.

В качестве ключевого приоритета внешнеполитической деятельности Узбекистана Президент Мирзиёев определил регион Центральной Азии, с которым связаны в первую очередь жизненно важные интересы республики. Он продемонстрировал искреннее стремление Узбекистана к установлению добрососедских, дружеских и взаимовыгодных отношений со своими ближайшим соседями. От уровня взаимопонимания с соседями, от эффективности регионального сотрудничества во многом зависит обеспечение устойчивого экономического развития, а также безопасность Узбекистана. «Руководствуясь принципами искренности, дружелюбия и братства, мы должны выстраивать отношения с соседними странами на основе дружбы, дружбы и только дружбы», - подчеркивал Мирзиёев.

Уже в первые дни своего президентства Мирзиёев предпринял очень конкретные шаги, направленные на установление доверительных контактов со всеми лидерами центральноазиатских государств. За последние 10 месяцев состоялось 11 встреч и 15 телефонных переговоров узбекского президента с руководителями региональных государств, два государственных и два рабочих визита в государства Центральной Азии.

Государственный визит Президента Узбекистана в Туркменистан открыл новую страницу сотрудничества. В ходе ашхабадского визита подписан солидный пакет документов по всем направлениям взаимодействия. Заключен договор о стратегическом партнерстве. Открыты железнодорожный и автомобильный мосты через Амударью. Реализован важный участок транспортно-коммуникационного маршрута «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман». Достигнута договоренность об использовании портов Туркменистана на Каспийском море для выхода на рынки стран Европы и Кавказа.

Впечатляющим по результатам был и государственный визит Президента Узбекистана в Казахстан. Приняты совместная декларация о дальнейшем стратегическом партнерстве и углублении добрососедства, «дорожные карты» по всем направлениям совместной деятельности. Впервые в истории Узбекистана и Казахстана проведен бизнес-форум с участием более 400 компаний, подписано 75 торговых контрактов и инвестиционных соглашений на сумму, близкую к $1 млрд.

Встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана наглядно продемонстрировала готовность обеих стран к развитию политического диалога и расширению экономических отношений. Шавкат Мирзиёев и Алмазбек Атамбаев выразили решимость обогатить узбекско-кыргызское сотрудничество качественно новым содержанием, придерживаясь курса на укрепление добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

Продуктивной и плодотворной была встреча Мирзиёева с таджикским президентом Эмомали Рахмоном - она состоялась на полях саммита арабо-мусульманских стран в Эр-Рияде. Главы двух государств обсудили вопросы развития политического диалога и расширения социально-экономических связей, обменялись мнениями по вопросам оптимизации сотрудничества.

Активный региональный курс Узбекистана на сближение со всеми без исключения странами Центральной Азии, на интенсификацию политического диалога на высшем уровне позволил достичь значимых практических результатов.

Новый импульс получили такие направления сотрудничества, как торгово-экономическое, транспортно-коммуникационное и культурно-гуманитарное. Существенно продвинулось решение вопросов делимитации и демаркации границ, рационального использования водных ресурсов, что закладывает прочный фундамент для регионального взаимодействия и превращения Центральной Азии в регион сотрудничества и развития.

В Ташкенте четко осознают, что повышение экономического потенциала Центральной Азии, конкурентоспособности региона на мировой арене невозможно без эффективных проектов региональной кооперации. Сегодня уже сделаны конкретные шаги на этом пути: в Костанае запущен узбекско-казахстанский совместный выпуск автомобилей «Равон», активизировалась деятельность совместных межправительственных комиссий Узбекистана с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Налажен регулярный обмен делегациями деловых кругов, а также проведение совместных бизнес-форумов и ярмарок. Эти мероприятия ясно дали понять, что предприниматели стран региона заинтересованы в налаживании прямых бизнес-связей друг с другом.

Все это позволило за первое полугодие с.г. на 13% увеличить товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии. Объем взаимной торговли Узбекистана с Кыргызстаном за этот же период вырос на 69%, с Таджикистаном – на 22%, с Казахстаном – на 11%.

Благодаря совместной работе всех стран региона Центральная Азия становится перекрестком транспортных коридоров, соединяющих Восток с Западом, Севером и Югом. С начала 2017 года налажено скоростное железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Казахстаном, впервые за 25 лет возобновлено авиасообщение между Ташкентом и Душанбе, запущены авиарейсы между Ташкентом и Иссык-кульской областью Кыргызстана, открыт проезд через участок автодороги «М-39» между Узбекистаном и Казахстаном.

«Центральная Азия – единый организм, который на протяжении веков имел общее культурное пространство. Историческая общность, языковое сходство, наличие общих традиций и обычаев дает колоссальные возможности чтобы быть вместе и сообща строить наше общее будущее», - Мирзиёев не устает повторять в разных ситуациях эту очевидную вещь.

Новый уровень политического доверия в регионе дал мощный импульс развитию институтов «народной дипломатии», культурно-гуманитарных связей, расширению контактов между простыми гражданами.

Весомым вкладом в укрепление исторически сложившихся дружественных и добрососедских отношений между узбекским и кыргызским народами стало строительство при участии Узбекистана новой школы в городе Ош, оказание материально-технической помощи Ошскому государственному академическому театру имени Бабура, а также обмен визитами дружбы между Андижанской областью и городом Ош.

Теплой, доброжелательной атмосферой запомнились визиты дружбы делегаций Казахстана в Ташкент и Самарканд. Яркими и содержательными стали встречи представителей приграничных областей Узбекистана и Туркменистана. Организованное впервые за последние 20-лет масштабное празднование Дней культуры Узбекистана в Таджикистане стало демонстрацией поистине братских отношений между двумя народами.

В основе региональной политики Узбекистана лежит принцип «не уходить от острых вопросов, а искать разумные компромиссы». В последнее время Узбекистан серьезно продвинулся в продвижении вопроса делимитации и демаркации границ с сопредельными странами. За прошедшие 10 месяцев состоялось более 20 встреч рабочих групп по этому вопросу. Кроме того, Узбекистан поддержал инициативу ООН о подписании государствами Центральной Азии Конвенции по Амударье и Сырдарье. Эти международные соглашения учитывают позиции всех стран региона.

Достигнутые за последнее время внешней политикой Узбекистана практические результаты позволяют с уверенностью заявить, что центральноазиатский курс Ташкента стал своевременным и действенным ответом на назревший запрос на региональное сближение, восстановление доверия и взаимопонимания.

Конечно, это только начало пути и впереди - много совместной работы, ради общего процветания и устойчивого развития. Важно не останавливаться, сообща двигаться дальше. Как заявил Шавкакт Мирзиёев, «Узбекистан неизменно остается привержен открытой, доброжелательной и прагматической политики в отношении своих ближайших соседей – Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана».

Нельзя не вспомнить и о государственном визите Президента Узбекистана в Москву. Встреча в Кремле с Владимиром Путиным, переговоры с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Обсуждались вопросы освоения газовых месторождений, другие экономические проекты. Тогда был подписан масштабный пакет документов, беспрецедентный по объему. Отдельно обсуждалась такая актуальная, болезненная для мира тема, как противостояние терроризму.

 «Не только надеюсь, но и уверен, что Ваш сегодняшний визит, наша совместная работа будет еще одним очень существенным шагом впеед в укреплении двусторонних связей", - сказал тогда Владимир Путин и подчеркнул, что за короткий промежуток времени пребывания у власти в Узбекистане Шавката Мирзияева торговые отношения между двумя государствами значительно расширились".

Узбекистан - стратегический партнер России, это очень близкая страна, с которой нас связывает огромное количество коммуникационных нитей - исторических, гуманитарных, человеческих, сотруднических. Предавать эти ценности невозможно, их забвение было бы преступлением перед Прошлым, Настоящим и Будущим.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Шанхайское сотрудничество»:

22.11.2017
Проект «Большая Евразия»: актуальность возрастает
21.11.2017
ПРЕСС-РЕЛИЗ: в Москве пройдет VI Международный Деловой форум ШОС
15.11.2017
Орешкин: главы экономик ШОС провели совещание по цифровой экономике и электронной торговле
07.11.2017
Глава исполнительной власти Афганистана примет участие в Совете ШОС
23.10.2017
Узбекистан может стать официальным членом Молодежного совета ШОС
18.10.2017
Сенсаций от нынешнего съезда КПК ждать не следует - эксперт
16.10.2017
Миссия ШОС: избирательная кампания в Киргизии проводилась в соответствии с законом
09.10.2017
В ШОС изучают инициативу России о создании форума глав регионов
09.10.2017
Заседание Совета глав правительств ШОС запланировано в России на 30 ноября - 1 декабря
28.09.2017
МИД РФ: экономическое сотрудничество в ШОС необходимо поднять до уровня политических связей
25.09.2017
СПбПУ провел первую "Неделю русского языка" на базе представительства в Шанхае
21.09.2017
Главы МИД стран ШОС на полях Генассамблеи ООН обсудили вопросы развития сотрудничества
18.09.2017
Члены Совета РАТС ШОС договорились об усилении сотрудничества с региональными структурами
29.08.2017
Индия и Китай: напряженность спадает
Загрузка...