Киев юридически закрепляет отход от минских договоренностей / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Киев юридически закрепляет отход от минских договоренностей

Политика, которую Киев проводил с весны 2015 г – это политика фактического отказа от обязательств по Минску

11.10.2017 17:00 Александр Пономаренко, политолог

Киев юридически закрепляет отход от минских договоренностей

AP/TASS

Верховная Рада 6 октября приняла два поданных президентом Порошенко закона о Донбассе. В первом чтении одобрен акт «Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией в Донецкой и Луганской областях Украины», который обычно называется законом о реинтеграции Донбасса. А в целом одобрено продление еще на год действия закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Впрочем, во второй закон еще раньше были включены предохранители, которые не дают его положениям вступить в силу. Так что практически действовать будет только первый, который объявляет Россию агрессором, неподконтрольные ей территории Донбасса оккупированными. При этом ссылки на Минские соглашения Рада решила изъять.

Несомненно, этот закон закрепляет в правовом плане отход Украины от этих договоренностей. Но не нужно трактовать это событие как очередное поражение Порошенко в противостоянии с радикалами. Отношение этих сил к Минским договоренностям является в принципе одинаковым. И те и другие считают, что соглашения были подписаны чтобы убрать пистолет, приставленный к виску Киева, и поэтому не нужно выполнять их в той части, где речь идет об обязательствах Украины. И вся политика, которую Киев проводил с весны 2015 г – это политика фактического освобождения от обязательств по этим документам.

При этом украинской власти нужны маркеры позитивной для нее динамики развития затяжного конфликта на востоке страны, который подается пропагандой как война с Россией. В условиях, когда линия фронта остается стабильной, такими маркерами являются и блокада Донбасса, и запрет георгиевской ленточки, и ограничения на российские книги. Можно говорить о негативном для экономики эффекте отдельных мер, прежде всего блокады. Но негатив-то был не катастрофический, экономика не обрушилась, а лишь уменьшила и так небольшие темпы роста. Один из важнейших таких маркеров -- невыполнение Минских соглашений, ибо оно также не влечет никаких для Киева негативных последствий.

Так, конституционные поправки, которые вызывал в 2015 такие баталии в сессионном зале так и на улицах, тихо умерли, не дойдя до второго чтения. Их невозможно принять, так как переходными положениями они предполагают проведения местных выборов по всей Украине в уже нереальный срок -- 29 октября нынешнего года. Следовательно, всю процедуру конституционной реформы децентрализации надо вновь запускать с нуля. Но зачем это делать, если на смерть реформы вовсе не обратили внимания?

Такая позиция Киева относительно Минских договоренностей во многом опирается на трактовку этого документа в Европе и США. Там их понимают как договоренности, которые в основном должна выполнять Москва. Фраза «санкции сохранятся, пока Россия не выполнит Минских соглашений» стала за три года штампом в устах западных лидеров. Допускаю, что в кулуарных беседах эти лидеры делают замечания и киевским коллегам. Но неизвестно, чтобы эти замечания переходили в публичную плоскость.

А разногласия между украинской властью с одной стороны и промайданной оппозицией («Батькивщиной», «Самопомощью» приверженцами Саакашвили и др.) с другой во многом проистекают из различия во взглядах на условия сохранения санкций и поддержки Киева Западом. Первые считают, что для этого Украина должна проявлять определенную гибкость, то есть не отменять формальное действие закона об особом статусе, сохраняя все предохранители, которые не дают положениям этого акта вступить в силу. Вторые считают, что санкции скорей всего останутся при любых действиях Киева. А если их отменят, Запад все равно будет поддерживать Украину в достаточной мере, чтобы конфликт как минимум оставался в нынешнем формате. На это наслаивается и политическая борьба -- конкуренты Порошенко хотят выставить себя большими патриотами, чем он сам.

В такой ситуации целью власти было обозначить отход Украины от Минских соглашений и умалить значение для Киева этих документов, но в то же время не отвергнуть их до конца. Два закона представляли собой фактический пакет. То есть формальное продление на год особого статуса, обменивалось на неограниченное во времени признание российской оккупации Донбасса и демонстрацию ничтожности Минских соглашений.

Да, тот абзац закона о реинтеграции Донбасса, где были ссылки на «положения о безопасности» этих договоренностей, а заодно единственные слова о политическом урегулировании были изъяты по настоянию второй партии коалиции, «Народного фронта». Но президентская сторона никак этому не сопротивлялись. Кроме того, надо обратить внимание на то, что в первой редакции этого закона просочившейся в печать в июле, Минские соглашения упоминались и в преамбуле. Но в поданном в Раду проекте этого упоминания уже нет. Этот факт показывает всю незначительность и сугубо тактический характер разногласий в подходе к проблеме Донбасса между Порошенко и радикалами во власти каковыми считают НФ, партию секретаря СНБО Турчинова и главы МВД Авакова.

Закон о реинтеграции имеет еще один нюанс, на который пока почти не обращают внимания. Законодательное закрепление российской агрессии – это не только пропагандистский жест. Ведь действия государства в случае агрессии закреплены в украинской Конституции и законе «Об обороне»: президент принимает решения о вводе военного положения, мобилизации, использовании вооруженных сил и направляет их в Раду, а также направляет в парламент представление о состоянии войны…

Нынешним законом о реинтеграции одобряется решение президента об использовании войск, а указы Порошенко о частичной мобилизации 2014-2015 так и не отменялись. Поэтому вполне реалистичным выглядит такой сценарий: группа заинтересованных депутатов обратится в Конституционный суд, чтобы тот определил, должен ли президент в связи с законодательно установленной агрессией объявлять военное положение. Из законодательства объективно вытекает положительный ответ на такой вопрос. А во время военного положения Конституция Украины запрещает какие-либо выборы.

Да, Порошенко слишком зависим от Запада, чтобы предполагать неизбежность именно такого сценария в 2019 году. Но правовые условия для него закон создает. И в любом случае продление особого статуса Донбасса лишь на год означает, что в будущем октябре, то есть в канун президентской предвыборной кампании этот вопрос станет вновь. И судя по тенденциям в Верховной Раде проще сейчас было бы сейчас продлить этот закон сразу на 2 года, чем в октябре 2018 продлить на полгода. И выбор Порошенко годичного срока продления показывает, что он не хочет связывать себя этим актом к началу избирательной гонки.

Повторюсь, что речь идет о законе, который фактически не действует. Но никаких реальных решений относительно особого статуса Донбасса не примет ни эта власть, ни та власть, которая может ее сменить в 2019 при сохранении нынешних тенденций. Иной сценарий возможен лишь в случае обстоятельств, при которых правящая элита увидит, что невыполнение Минских соглашений обернется для страны быстрыми катастрофическими последствиями.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

17.10.2017
Тимошенко идет в президенты
17.10.2017
ЛНР: срыв "Минска" заморозит конфликт и сделает реинтеграцию Донбасса недостижимой
14.10.2017
Пушилин: ДНР согласна на диалог с ОБСЕ, если организация поддержит прямые контакты
13.10.2017
ООН: гуманитарный план для Украины на 2017 год серьезно недофинансирован
12.10.2017
Хуг обсудил с киевской стороной намеченное на 18 октября разведение сил у Станицы Луганской
10.10.2017
Закон, продлевающий особый статус Донбасса, вступил в силу на Украине
10.10.2017
Помощник генсека ООН планирует посетить провозглашенные республики Донбасса
08.10.2017
Эксперт: в Украине интернет за полгода подорожает на 50%
06.10.2017
Верховная Рада приняла в первом чтении президентский законопроект о реинтеграции Донбасса
06.10.2017
СК РФ возбудил еще 4 уголовных дела по фактам артобстрелов населения Донбасса
05.10.2017
Песков: встреча Суркова и Волкера не нацелена на результат, это "сверка часов"
05.10.2017
СБУ выдворила в Россию сотрудника НТВ Вячеслава Немишева
04.10.2017
Введение нового пенсионного закона на Украине усугубит социальные проблемы - эксперт
04.10.2017
США поддержали идею продления особого статуса Донбасса
Загрузка...