Биобезопасность для России: зря ли волнуется Смоленская площадь? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Биобезопасность для России: зря ли волнуется Смоленская площадь?

США окружают Россию сетью лабораторий, работающих со смертельными бактериями и вирусами

27.04.2018 15:12 Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований

Биобезопасность для России: зря ли волнуется Смоленская площадь?

В последнее время со стороны США и основных стран НАТО проводятся более чем активные информационно-психологические операции, призванные доказать миру, что Россия грубейшим образом нарушает положения договоров, связанных с ограничениями и контролем над оружием массового поражения – ядерным, химическим и биологическим. Такие действия порождают новые вызовы безопасности Российской Федерации. Особенно актуальна в этом отношении биоугроза, о которой, в отличие от ядерной и химической, в информационном плане пока помалкивают. Но помалкивают именно потому, что страны Запада, и в первую очередь США ,создали вокруг России (да и по всему миру) целую сеть научно-исследовательских объектов по изучению проблем, имеющих отношение к биологическому оружию.

По мнению большинства специалистов, такие лаборатории имеют двойное назначение - разрабатывают как наступательное биологическое оружие, так и средства борьбы с ним. Здесь эксплуатируется то обстоятельство, что провести грань между подобными исследованиями весьма сложно. У нас весьма обоснованно официальное отношение к деятельности подобных объектов исходит из самого худшего варианта. А как иначе?

Следует иметь, впрочем, в виду, что политическое руководство США достаточно гибко эксплуатирует тему борьбы с международной биологической опасностью. Например, либерально-глобалистический подход администрации Обамы предусматривал, что «здравоохранение» может быть эффективным инструментом «мягкой силы» при проведении внешней политики. Примером такой политики может служить объявленная Обамой в мае 2009 года «Глобальная инициатива в области здравоохранения" стоимостью 63 млрд долл.

В основу американского подхода к глобальной безопасности здоровья ставится задача улучшения международного контроля за заболеваемостью на основе Международных медико-санитарных правил 2005 г., принятых Всемирной организацией здравоохранения. В «Стратегии  национальной безопасности» 2010 г. также подчеркивается важность глобального здоровья и развития международного сотрудничества в борьбе с пандемическими и инфекционными заболеваниями. 23 ноября 2009 г. Обама утвердил «Национальную стратегию противодействия биологическим угрозам», подготовленную Советом национальной безопасности США.

Целью Стратегии является уменьшение биологических угроз путем: (1) улучшения доступа к результатам биологических исследований, ведущихся в разных странах мира и направленных на борьбу с инфекционными заболеваниями; (2) ужесточения правил, препятствующих неправомерному использованию результатов биологических исследований; (3) создания скоординированной системы выявления и задержания злонамеренных лиц.

То внимание, которое администрация Обамы  уделяет необходимости развития международного сотрудничества в области биобезопасности, несколько отличается от подхода администрации Буша. (Заметим в скобках, что при Трампе, вероятнее всего, произойдет возвращение к политике Буша в этой области). При Буше был отвергнут проект Протокола по верификации Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) и приостановлена работа Пятой обзорной конференции с требованием прекратить переговоры по Протоколу. Хотя в свое время администрация Обамы еще раз подтвердила решение не возвращаться к Протоколу, она подтвердила важность и значение КБТО. При этом Стратегия Обамы ставила во главе угла риски биологических угроз для всего мирового сообщества, тогда как администрация Буша в первую очередь рассматривала их как угрозу Соединенным Штатам и их союзникам.

В Стратегии используется расширенное определение термина «биобезопасность», которое охватывает полный спектр биологических рисков для людей, растений и животных, начиная от инфекционных заболеваний, вызванных существующими природными патогенами, получения и утечек опасных агентов в биолабораториях до вспышек заболеваний, намеренно вызванных террористами или государствами.

Одним из важных направлений в «Стратегии противодействия биологическим угрозам» объявляется развитие международного сотрудничества. Две из семи заявленных целей Стратегии - развитие глобальной системы обеспечения безопасности здоровья населения и трансформация международного диалога о биологических угрозах - посвящены исключительно международным аспектам обеспечения биобезопасности. По существу остальные цели и поддерживающие их инициативы так или иначе содержат международный компонент ‑ от установления режимов и правил, направленных против злоумышленного использования результатов научных исследований до повышения возможностей стран-партнеров расследовать биологические инциденты. В общей сложности, почти половина из 77 конкретных предложений по достижению целевых установок Стратегии предусматривает определенные действия в международном плане.

Стратегия в полной мере учитывает изменения в распределении влияния сил в международном сообществе, включая возрастающую роль негосударственных акторов, таких как неправительственные организации, различные общественные группы и частные компании, желающие работать с государственными органами для достижения общих целей.

В настоящее время государственное финансирование программ в области биобезопасности, осуществлявшихся США за рубежом, в основном осуществляется Пентагоном – почти 75% суммарного финансирования. Наиболее фондоемкой является Программа совместного сотрудничества в биологии МО США (Cooperative Biological Engagement, CBE).

Программа CBE официально направлена на противодействие приобретению биологических материалов и специальных знаний государствами или негосударственными акторами, которые могут быть использованы для разработки биологического оружия. В рамках программы обеспечивается уничтожение или надежная защита т.н. «выборочных» агентов в местах их хранения, которые оснащаются современными системами безопасности и контроля.

Программа CBE осуществляется по четырем направлениям: 1) объединение и обеспечение защищенности коллекций патогенов, признанных особенно опасными с точки зрения возможности их использования в качестве биологического оружия; 2) повышение мер безопасности в биолабораториях и обучение персонала с целью предотвращения случайных выбросов опасных патогенов; 3) повышение возможностей стран-партнеров в обнаружении, диагностике и оповещении путем обучения персонала, совершенствования технических систем и улучшения работы сети полевых лабораторий по слежению за заболеваемостью; 4) содействие совместным проектам, направленным на повышение возможностей выявления и распознавания наиболее опасных патогенов.

Странами-партнерами программы CBE являются Афганистан, Армения, Азербайджан, Бурунди, Камбоджа, Джибути, Грузия, Индия, Ирак, Казахстан, Кения, Лаос, Малайзия, Пакистан, Россия, Руанда, Танзания, Уганда, Украина, Узбекистан, Вьетнам и ряд других региональных участников.

Программа включает широкий круг мероприятий, в том числе централизованное размещение особо опасных патогенов, обеспечение безопасного обращения и ограничение доступа к ним; повышение возможностей стран-партнеров по обнаружению, диагностике и принятию ответных мер при вспышках заболеваний; развитие сети лабораторий мониторинга и диагностики на национальном, областном и местном уровнях, которая должна быть связана с Объединенной электронной системой мониторинга заболеваний (Electronic Integrated Disease Surveillance System), обеспечивающей передачу данных национальным руководящим органам и в Главный депозитарий данных (General Data Depository), который находится в США.

В странах, кроме России, программа предусматривает строительство Центральных референс-лабораторий (Central Reference Laboratories, CRL) с современным диагностическим оборудованием и системами связи, создание мобильных подразделений для принятия ответных мер при вспышке заболеваний, а также строительство региональных станций эпидемиологического мониторинга.

В России проводилась только модернизация систем безопасности и защиты в некоторых организациях, работающих с опасными патогенами. В частности, в РФ были проведены работы по модернизации систем биозащиты объектов в Голицыно, Покрове, Владимире, Оболенске и Казани.

В Грузии в марте 2011 года в поселке Алексеевка недалеко от Тбилиси введена в строй Центральная референс-лаборатория стоимостью 100 млн. долларов, включающая лабораторные помещения с максимальным уровнем биобезопасности BSL–3, ежегодные расходы на эксплуатацию которой оцениваются в 5 млн долларов. Грузинские коллекции особо опасных патогенов были объединены и помещены в безопасное и охраняемое хранилище.

По официальной версии, американские и грузинские специалисты проводят в этой лаборатории исследования возбудителя холеры, а также разрабатывают новые методы их выявления. Указанный объект является административным и научным центром формируемой системы эпидемиологического мониторинга с наблюдательными станциями в Батуми, Кутаиси, Ахалцихе, Рустави, Гори, Зугдиди, Поти и Пасанаури. Оперативное управление формируемой системой осуществляется специалистами НИИ СВ им. У.Рида и НИИ медицинских наук ВС США.

В Узбекистане в Центральной лаборатории и на двух станциях эпидемиологического мониторинга установлено модернизированное оборудование, включая системы контроля доступа к патогенам.

В Казахстане велось строительство Центральной референс-лаборатории в Алматы на базе бывшего Противочумного НИИ, ввод в строй которой ожидался в 2015 г. Её работу будет дополнять новая станция раннего оповещения о вспышках заболеваний в Центральной Азии, размещенная в поселке Отар (предположительно на базе Джамбульского Научно-исследовательского сельскохозяйственного института, ДНИСХИ). Открытие последней было запланировано на апрель 2014 г., на её возведение США выделяли 5,6 млн долларов. Стоимость всего строящегося комплекса составит 108 млн долларов. По сообщениям российской прессы, ввод ЦРЛ в Алматы в эксплуатацию был намечен на конец 2016 г., однако подтверждений этому пока нет. Станция была показана журналистам, поскольку тиражировались слухи о производстве на объекте наступательного биооружия. После того как ее передадут казахстанской стороне, сюда планировалось перевести уникальный зоологический музей и коллекцию блох, занимающую по количеству собранного материала и научной значимости четвертое место в мире.

На Украине в 2010 году на базе Украинского противочумного НИИ им.Мечникова в Одессе открылась лаборатория стоимостью 170 млн дол., которую американский сенатор Лугар назвал «главным учреждением по исследованию опасных патогенов, используемых террористами». Кроме построенных американцами ветеринарных лабораторий в Днепропетровске (ныне Днепр), Львове и Луганске, в поселке Шелкостанция близ г. Мерефа планируется строительство Центральной ветеринарной референс-лаборатории. Согласно опубликованным сведениям, проект реализуется на базе «Соглашения о сотрудничестве в области предотвращения распространения технологий, патогенов и знаний, которые могут быть использованы в ходе разработки биологического оружия», подписанного Минздравом Украины и Минобороны США 29 августа 2005 года, в рамках которого в стране уже было переоборудовано или построено девять биолабораторий.

В Азербайджане ведется строительство и обновление четырех станций эпидемиологического мониторинга и обучение персонала.

В Киргизии проектирование и строительство аналогичных объектов финансируют Канада и Европейский союз.

По договоренности, в течение 5 лет после ввода лабораторий в строй расходы на эксплуатацию будут оплачиваться из бюджета МО США. Ожидается, что после истечения этого срока они войдут в систему центров по профилактике и контролю за заболеваниями Министерства здравоохранения США, т.е. приобретут гражданский статус, или (по аналогии с имеющимися пятью лабораториями в Египте, Таиланде, Индонезии, Кении и Перу) приобретут статус зарубежных лабораторий МО США.

Для каждой страны, охваченной программой, составляется индивидуальный план работы, разграничивается ответственность за материальное обеспечение его выполнения, завуалировано навязываются кабальные в политическом и научном отношении проекты. Выделение средств на них увязывается американцами с выполнением всех предъявляемых требований, масштаб которых, как правило, несопоставим с объемом предоставляемой помощи. При этом конечным получателем всех научных результатов, материалов, практически полезных разработок и данных санитарно-эпидемиологического надзора является Пентагон.

Практика использования американцами подобных объектов показывает, что они выведены из-под национального контроля. Объекты укомплектовываются иностранным персоналом, в том числе обладающим дипломатическим иммунитетом, а представители местного гражданского здравоохранения прямого доступа к этим объектам не имеют.

К настоящему времени Азербайджан, Грузия и Казахстан уже передали Институту патологии ВС США национальные коллекции патогенных микроорганизмов: Тбилиси передал американцам все коллекции штаммов сибирской язвы, бруцеллеза, чумы и туляремии, Баку - уникальные штаммы чумы, сибирской язвы, холеры и других опасных заболеваний, Астана ‑ коллекцию штаммов чумы и сибирской язвы.

При этом идет переориентация санитарно-эпидемиологического надзора в этих странах на американские стандарты. Другими словами, наши ближайшие соседи отдают на откуп американцам право оценивать уровень биологических угроз на своей территории и принимать решения о применении соответствующих мер противодействия.

19 июля 2013 года МИД России выразил серьезную озабоченность по поводу биологической деятельности МО США вблизи российских границ. «Россия обеспокоена военной биологической деятельностью Минобороны США у российских границ», - говорится в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ в связи с публикацией Госдепартаментом  доклада «О соблюдении международных соглашений в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения за 2012 год».

Сегодня, в связи с публикацией последней версии доклада, российский МИД ожидаемо выпустил новую серию официальных документов на эту тему. Так, 8 февраля этого года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила: «Есть определенная озабоченность относительно деятельности США в военно-биологической сфере». Как указывает ТАСС, дипломат пояснила, что в последние годы существует «весьма серьезная проблема, связанная с наращиванием медико-биологической активности военного ведомства США непосредственно у российских границ». «Во многих государствах бывшего СССР стали появляться микробиологические лаборатории, они построены и оснащены на средства Министерства обороны США», - указала Захарова. «Серьезно озабочены тем, что Вашингтон, предлагая на первый взгляд благотворительную помощь в санитарно-эпидемиологической области, одновременно наращивает ничем и никем не контролируемый потенциал скрытного внезапного вмешательства в развитие ситуации в области биобезопасности», - заявила она.

25 апреля 2018 г. уже МИД России официально заявил об озабоченности размещением американских медико-биологических лабораторий у российских границ. «Все большую озабоченность у нас вызывает деятельность Пентагона по размещению своих медико-биологических лабораторий в разных районах мира, в том числе в непосредственной близости от российских границ. Наиболее показателен в этом плане так называемый «Исследовательский центр общественного здравоохранения им. Лугара» в пригороде Тбилиси — лаборатория высокого уровня биологической изоляции»,— говорится в комментарии на сайте МИД.

По оценкам российских экспертов, создание МО США закрытых лабораторий угрожает биологической безопасности России и позволяет Соединенным Штатам решать сразу несколько военных задач. Во-первых, это открывает возможность проводить военные биологические исследования (в том числе полевую апробацию болезнетворных штаммов) за пределами своей территории, не опасаясь протестов американской общественности. Во-вторых, позволяет обходить международную Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Напомним, что американцы последовательно уклоняются от создания верификационного механизма в рамках КБТО и устанавливают собственные механизмы тотального контроля за микробиологическими исследованиями в мире. В-третьих, на территории таких объектов могут создаваться болезнетворные микроорганизмы, нацеленные на поражение конкретного генотипа, животного мира или населения определенной территории. В-четвертых, американцы могут проводить на местности запрещенные испытания биологических агентов, отслеживая их вирулентность, пути доставки и другие свойства применительно к области потенциального применения.

Российские эксперты не исключают, что вспышки атипичных заболеваний на юге России в 2013 г. (высокозаразный менингит среди детей в Ростовской области, африканская чума свиней и ящур на Кубани и Северном Кавказе) могли быть биологическими маркерами, целенаправленно вброшенными сюда с территории Грузии, откуда была занесена африканская чума свиней.

Относительно данной ситуации специалистами выдвигаются две наиболее вероятные версии: техногенная авария, повлекшая утечку генно-модифицированного штамма, и намеренные действия Грузии (например, сброс в реку Ингури туш погибших от вируса свиней), имевшие целью нанесение экологического ущерба Южной Осетии, Абхазии и России.

Таким образом, опасения Москвы относительно собственной биобезопасности в контексте наращивания США возможностей создания и контроля за применением наступательного биооружия вокруг границ РФ далеко не беспочвенны, а вопросы, которые ставят наши дипломаты перед американцами, имеют смысл и основу и крайне важны для нашей национальной безопасности.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «США: после империи»:

14.12.2018
СМИ: Зять Трампа может стать главой аппарата сотрудников Белого дома
13.12.2018
Бутина согласилась на сделку со следствием, отказавшись от судебного процесса
13.12.2018
Встреча Путина и Трампа невозможна, пока Россия удерживает украинские корабли, заявил Болтон
13.12.2018
США способствуют сближению России и Китая
13.12.2018
Трамп отменил вечер для журналистов в Белом доме из-за конфликтов со СМИ
12.12.2018
Бывший юрист Трампа приговорен к 3 годам тюрьмы
12.12.2018
Политолог: у КНР всегда есть жесткий ответ, но он предпочитает договариваться
12.12.2018
Эксперт: с ДРСМД или без него, Россия будет сохранять стратегический паритет (ВИДЕО)
12.12.2018
Эксперт: США намерены развязать с КНР технологическую войну
12.12.2018
В США Россию и Китай заподозрили в создании "Восточной Антанты"
12.12.2018
Трамп не переживает о возможности своего импичмента
11.12.2018
Бутина согласилась признать свою вину
11.12.2018
Путин приветствует диалог с США по правам человека, но "вряд ли удастся кого-то убедить"
11.12.2018
Стену на южной границе США достроят военные, если Конгресс не согласует бюджет, заявил Трамп
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.