Российско-китайское военное сотрудничество: итоги и перспективы / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Российско-китайское военное сотрудничество: итоги и перспективы

На повестке дня – новое соглашение в военной сфере

Российско-китайское военное сотрудничество: итоги и перспективы

В эти дни в Китае проходят масштабные торжества по случаю 70-й годовщины образования государства.  1 октября 1949 г. в Пекине председатель Центрального Народного Правительственного Совета Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики.  На следующий день Советский Союз, оказавший китайским коммунистам немалую военную и политическую помощь в борьбе за власть в стране, первым признал КНР и установил с ней дипломатические отношения. 

Отношения между нашими государствами развивались непросто. В 50-е годы они носили ярко выраженный союзнический характер, в 60-70-е переживали период конфронтации, в 80-е стабилизировались, а с появлением новой России приобрели поступательно позитивное развитие. В настоящее время российско-китайские отношения являются примером стратегического партнерства и сотрудничества и оказывают огромное влияние на геополитическую обстановку в мире.

И по-прежнему особое место в российско-китайских отношениях занимает военное сотрудничество, начало которому было положено еще в годы гражданской войны в Китае, когда с помощью Советского Союза Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одержала победу над войсками Гоминьдана.

В 50-е годы это сотрудничество было продолжено. СССР передал НОАК большое количество вооружений и лицензий на их производство, в том числе на безвозмездной основе. Более 1,5 тысячи китайских военнослужащих прошли обучение в военных училищах и академиях, более 5 тыс. советских военных  советников и специалистов работали в войсках на территории Китая, помогая создавать костяк современных боеспособных вооруженных сил страны. Всего с момента образования КНР по 1969 г. Китаю было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму более 4 млрд долл.  В 60-70-е годы на фоне острейшей политический конфронтации двух государств военное сотрудничество между Советским Союзом и Китаем было свернуто.

В 80-е годы в обоих государствах произошли события,  во многом определившие их сближение в будущем. В Китае таким событием явился XII съезд КПК (сентябрь 1982 г.), на котором произошла официальная коррекция внешнеполитического курса страны. Кроме того, в доктринальных взглядах военно-политического руководства КНР произошли изменения – ранее делавшийся акцент на приоритетное развитие и укрепление сухопутных войск был смещен на опережающее развитие ВВС и ВМС.  А в Советском Союзе началась ”перестройка”,  в корне изменившая внешнеполитическую парадигму страны.

В 90-е годы российско-китайское военно-техническое сотрудничество (ВТС) возобновилось и достигло впечатляющих масштабов. Этому способствовали объективные обстоятельства.  Экономически окрепший Китай начал радикальную модернизацию своих вооруженных сил, которая была прервана тотальными санкциями,  введенными  против Пекина США и странами Запада в связи   с событиями на площади Тяньаньмэнь.  В этих условиях Россия явилась для Китая главным и практически единственным источником передовых вооружений и технологий.

В свою очередь китайские заказы в значительной степени помогли сохранить российскую оборонную промышленность, находившуюся в то время в критическом положении. Руководство российского ВПК понимало, что проданные Китаю образцы вооружения и техники могут быть скопированы, однако Москва пошла на подписание экспортных контрактов, стремясь сохранить оборонную промышленность, а вырученные средства направить на разработку и производство систем вооружения нового поколения. Жизнь подтвердила правильность этого решения.

Настоящим прорывом тогда стал подписанный в 1990 г. контракт на поставку в КНР новейших на то время самолетов Су-27СК. В итоге с учетом переданной в 1996 г. лицензии Китай получил 273 современных  истребителя,  а предприятия, выполнившие этот заказ (КНААПО в Комсомольске на Амуре и корпорация “Иркут”), пережили тяжелые времена и стали основой российского авиапрома. На протяжении 90-х и начала 2000-х годов доля Китая составляла от 40 до 60% российского экспорта вооружения.

С середины 2000-х в военно-техническом сотрудничестве России и Китая произошел спад. Китай в основном решил задачу модернизации своих вооруженных сил, укрепил потенциал собственного ВПК, обучил войска и подготовил руководящие кадры. Интерес Пекина в большей степени стал ограничиваться  самыми современными образцами вооружения и боевой техники, а также новейшими технологиями в оборонной области. В свою очередь Россия начала масштабное перевооружение собственных вооруженных сил, максимально задействовав мощности своего ВПК.  Такая ситуация сохранялась  до 2014 г.

С середины 2000-х начался качественно новый этап в развитии российско-китайских отношений, которые приобрели характер стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в новых геополитических условиях перехода к многополярному миру. Катализатором ускорения сближения Москвы и Пекина послужили события на Украине, в результате которых страны Запада ввели против России масштабные санкции, а также торгово-экономическая война, начатая  США против Китая,  который они стали рассматривать в качестве основного конкурента на мировой арене.               
Новый этап  начался и в военно-техническом сотрудничестве. Москва и Пекин проанализировали предыдущий опыт ВТС и во многом изменили подход к этой сложной сфере.  Китай понял, что переоценил собственные возможности по ликвидации отставания по целому ряду направлений производства современных вооружений.  В первую очередь это относится к авиационному двигателестроению,  гиперзвуковому ракетному оружию,  комплексам ПВО, РЭБ, РЛС, а также к подводному кораблестроению. Россия объективно оценила риски, связанные с частичной утратой интеллектуальной собственности, а также трезво взвесила неизбежность конкуренции с Китаем на рынке вооружений.

В результате КНР стала первым иностранным покупателем зенитных систем С- 400 ”Триумф”. Контракт на поставку двух полковых комплектов был подписан в 2015г. Сумма контракта составила более 3млрд. долл. Первые три дивизиона были поставлены в 2018 г. Завершение поставок планируется к концу текущего года.  В том же 2015 г. был подписан контракт на поставку в Китай  24  сверхманевренных истребителей поколения 4++ Су-35 на сумму 2,5 млрд долл. К настоящему моменту все самолеты поставлены заказчику.   

При этом важно отметить, что помимо торговли современным вооружением Россия и Китай приступили к совместным разработкам ряда проектов в оборонной области с перспективой совместного производства, что предполагает обмен технологиями и свидетельствует о высоком уровне доверия и долгосрочном характере двусторонних отношений.

Другой характерной особенностью нового этапа развития российско-китайского ВТС стало заметно возросшее количество проводимых совместных учений. Показательно, что их проведение стало носить не ситуативный, а регулярно плановый характер. Совместные учения флотов расширили свою географию.  Помимо тихоокеанской акватории впервые были проведены учения на европейских театрах военных действий – в Средиземном и Балтийском морях.  Учения сухопутных войск и ВВС стали более масштабными и комплексными, с отработкой сложных задач и вводных. Примером таких учений может служить СКШУ “Центр-2019”, успешно проведенное в сентябре текущего года.  Абсолютно новым элементом военного сотрудничества России и Китая явилось совместное воздушное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей стратегическими бомбардировщиками в составе группы из 4-х самолетов (по два от каждой страны), проведенное  23 июля с.г.

Безусловно,  российско-китайское ВТС на современном этапе имеет значительную политическую составляющую и с тревогой отслеживается странами Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом Россия и Китай неоднократно подчеркивали, что они не страдают блоковым мышлением и у них нет планов по созданию военного альянса.

В то же время существенные изменения в характере, масштабах ВТС, появление принципиально новых направлений его развития делают актуальным их юридическое оформление. В связи с этим в  ближайшее время Россия и Китай могут подписать договор о военном сотрудничестве.  Премьер министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении соответствующих переговоров между оборонными ведомствами двух стран. Проведение переговоров было инициировано  министерством обороны России и согласовано с российским МИД.  Подписание договора вне всяких сомнений придаст новый стимул развитию военного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Восточный вектор»:

16.11.2019
Япония отвергает требование повысить расходы на содержание американских военных
11.11.2019
Лавров: армия Сирии должна максимально быстро занимать всю территорию страны
01.11.2019
Захарова: США контрабандно вывозят из Сирии нефть на сумму более $30 млн в месяц
28.10.2019
Newsweek назвал вероятного преемника ликвидированного главаря ИГ
26.10.2019
Минобороны РФ обвинило США в контрабанде нефти из Сирии
23.10.2019
США отменили санкции в отношении Турции
18.10.2019
Эрдоган: зона безопасности в Сирии протянется на 440 км вдоль границы
17.10.2019
Трамп призвал Эрдогана "не быть дураком"
14.10.2019
Политолог: сближение КНР и Индии на пользу всей Евразии
07.10.2019
Запад, Восток, Россия…
02.10.2019
Япония выразила протест КНДР после запуска ракет
27.09.2019
На российской авиабазе Хмеймим за два года сбили более 100 дронов террористов
19.09.2019
Трамп не исключает, что ситуация вокруг Ирана не будет урегулирована мирным путем
18.09.2019
Трамп распорядился значительно ужесточить санкции против Ирана
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.