Россия исчерпала лимит на компромиссы с руководством Белоруссии / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Россия исчерпала лимит на компромиссы с руководством Белоруссии

Премьер-министры России и Белоруссии более семи часов обсуждали проблемы интеграции между РФ и РБ

Россия исчерпала лимит на компромиссы с руководством Белоруссии

8 декабря исполняется 20 лет со дня подписания главами Российской Федерации и Республики Беларусь Договора об учреждении Союзного государства. В этот день Владимир Путин и Александр Лукашенко планируют как бы переучредить Союз, но уже на новой, более основательной платформе.

Названная платформа представляет собой 31 «дорожную карту», посвященную реализации ряда мер, направленных на сближение экономик двух государств, унификацию законодательства, реализацию совместных проектов развития в самых разных сферах, согласованное проведение внешней и оборонной политики, оптимизацию взаимодействия РФ и РБ в энергетической, транспортно-логистической, таможенной и иных сферах, активизацию товарооборота между названными странами и т.п.

В минувший вторник после семичасового обсуждения всего круга вопросов 21 «дорожная карта» была согласована полностью и еще несколько «карт» - частично. Однако же главный вопрос, ради которого Сергей Румас по поручению президента РБ прибыл в подмосковные Горки (и без решения которого ему было велено не возвращаться в Минск), остался спорным. Речь идет о поставках в Беларусь российской нефти.

Напомню, что Россия долгое время поставляла в соседнюю республику - на два белорусских НПЗ - значительные объемы (в среднем около 20 млн тонн в год) сырой нефти по цене на 25% ниже мировых и, таким образом, фактически дарила Беларуси каждый год  не менее 1,5 млрд долларов. В свою очередь, перерабатывая эту нефть и экспортируя полученные нефтепродукты, РБ зарабатывала до 5 млрд долларов ежегодно. А это составляет от 12 % до 15 % всех поступлений в бюджет республики.

В 2015 году, реагируя на экономические санкции Запада против РФ, руководство России вынуждено было оптимизировать некоторые финансовые и сырьевые потоки и, соответственно, попыталось снизить объемы своего долларового дара соседней республике, что заставило Александра Лукашенко вздрогнуть. Не склонный к выстраиванию рыночных отношений с Россией президент Беларуси именно тогда ударил по России целым рядом фрондирующих заявлений и акций: арестом трех белорусских журналистов, работающих по контрактам на российское Агентство «Регнум», заявлениями в поддержку режима Порошенко в Киеве, поставками нефтепродуктов во враждебную России Украину, транспортировкой нефтепродуктов в Европу через порты Литвы и Латвии (а не через российскую Усть-Лугу, как надеялась Россия), а самое главное - разного рода попытками шантажа и демагогией заставить правительство РФ по-прежнему наполнять белорусский государственный бюджет нефтяными субсидиями. Впрочем, такой способ продвижения национальных интересов хорош, как известно, лишь до поры до времени - пока источник преференций не считает деньги и не считается с мнением народного большинства.

Сегодня Россия начинает считать деньги и не может не считаться с мнением большинства населения, которое не только требует от власти более рачительного хозяйствования, но и все более недовольно проводимой государством социальной политикой. Привыкший же выдавливать из РФ всевозможные презенты глава Беларуси к развороту руководства России к более прагматичной политике оказался не готов. Он просто не представляет себе, чем заместить оскудевающий источник дармовой прибыли, не видит иных драйверов развития белорусской экономики.

Замечу, что Россия вот уже более двух десятилетий держит на самой нижней отметке стоимость газа для РБ. В 2019 году это 127 долларов США за тонну газа, что заметно ниже средней цены по СНГ в 163 доллара и ровно в два раза ниже той цены, по какой российский газ поступает в европейские страны - 254 доллара. При этом риторика главы Беларуси, увы, такова, будто бы Россия «ОТБИРАЕТ у РБ её доход», что якобы «Беларусь ежегодно ТЕРЯЕТ от действий чиновников РФ 9 млрд долларов» и «Нам каждый год подсовывают новые условия» и т.п., хотя, повторю, речь, по сути, идет о том, что Россия попросту более рационально стала относиться к своим дарам соседним странам.

Опыт Украины, когда Россия выдала правительству Виктора Януковича непосредственно перед Майданом многомиллиардный кредит, а теперь не может получить обратно даже проценты по кредиту, оказался поучительным. Понятно, что если бы руководство Беларуси было в достаточной степени лояльно (не как вассал, но как дружеское государство и важнейший стратегический союзник) по отношению к РФ и не занималось бы дешевыми разводками, возможно, Россия так или иначе закрыла бы глаза на какой-то объем дотаций в белорусскую нефтеперерабатку, а через низкую цену на газ - и в другие отрасли экономики РБ. Но дело обстоит иначе: требуя от российских чиновников самых разных преференций - не только предельных объемов получаемой нефти, но также минимальной цены на газ, рыночной цены за транзит Россией газа через территорию РБ (по принадлежащим в основном той же РФ) трубопроводам, Александр Лукашенко постоянно подчеркивает, что Беларусь не собирается «зависеть» от России в области внешней и внутренней политики и любой ценой сохранит свой суверенитет, намекая на независимость именно от России. Тут возникает вопрос: а что, в рамках Союзного государства у РБ должны быть «равные» с Россией (а по сути исключительные) права, а у России - одни обязанности?

Сегодня дело дошло до того, что Александр Лукашенко требует (не договаривается, а именно требует) от России компенсировать «выпадающие доходы»: либо заплатить (вот так взять - и заплатить) Беларуси 400 млн долларов (а почему не миллиард?), либо, как вариант, увеличить объемы поставляемого в РБ газа - видимо, для его реэкспорта в третьи страны, а заодно бесплатно поставить в РБ вооружения и т.п. - видимо, по принципу «с «прогибающейся» овцы каждый клок шерсти в строку».

Дмитрий Медведев в итоговом резюме к переговорам со своим коллегой из Беларуси высказал надежду, что в ближайшую неделю все разногласия между двумя странами будут улажены, и произнес фразу о том, что сторонам нужен компромисс. Александр Лукашенко почему-то уверен, что этот «компромисс» может и должен быть достигнут исключительно за счет российской стороны - и в очередной раз допускает стратегическую ошибку.  

Россия исчерпала лимит на компромиссы не только с Украиной, но и с рядом других стран СНГ, включая Беларусь. В противном случае правительству не удастся обеспечить задачу повышения уровня доходов населения страны, которую поставил перед кабинетом министров РФ в среду в ходе своего выступления на Инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Путин.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евразийский союз»:

22.05.2020
Эксперт: для ЕАЭС наступил момент истины
19.05.2020
Путин считает, что уровень интеграции в ЕАЭС пока не позволяет ввести единый тариф на транзит газа
07.05.2020
Эксперт о перспективах участия Узбекистана в ЕАЭС
06.05.2020
Эксперт о причинах отставки Дариги Назарбаевой
14.04.2020
Лукашенко: в условиях пандемии цена на природный газ должна быть более гибкой
20.12.2019
Путин принимает лидеров стран ЕАЭС на саммите в Санкт-Петербурге
05.12.2019
Первый шаг Казахстана к признанию законности воссоединения Крыма с Россией
21.11.2019
Эксперт: Россия хочет удержать Додона у власти
12.11.2019
Что показал XVI-й Форум Межрегионального сотрудничества России и Казахстана?
28.10.2019
Эксперт: ЗСТ между ЕАЭС и Сербией имеет скорее политическое значение
11.10.2019
Эксперт: деятельность СНГ по-прежнему актуальна
08.10.2019
Противоречивое единство стран Евразийского экономического союза
03.10.2019
Эксперт: для ЕАЭС членство Узбекистана принципиально важно
03.10.2019
Эксперт: Евразийский экономический союз демонстрирует свою востребованность (ВИДЕО)
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.