
Одной из главных задач Международной конференции по Ливии в Берлине ставилось согласование мер, направленных на прекращение вооруженного конфликта в Ливии на основе уже принятых Советом Безопасности ООН решений. Принятый участниками конференции документ обобщает международные резолюции, обращая внимание на необходимость строгого выполнения их пунктов.
В частности, подчеркивается недопустимость вмешательства в ливийский конфликт третьих сторон, твердое соблюдение запрета на поставки в Ливию оружия и военного имущества, координацию совместных усилий по налаживанию политического диалога между лидерами враждующих ливийских группировок. Участники конференции единодушно подтвердили, что альтернативы минным переговорам не существует.
Представители 14 глав государств, правительств и международных организаций призвали лидеров ливийских конфликтующих сторон к прекращению войны и началу ведения переговоров, предложили сформировать под эгидой ООН группы международных военных наблюдателей для контроля над состоянием прекращения огня, разоружением и для оказания содействия в строительстве и деятельности силовых структур ливийского государства.
Вместе с тем все данные предложения уместны лишь при условии заключения соглашения о прекращении вооруженных столкновений между враждующими сторонами.
Однако прибывшие в Берлин лидеры – командующий Ливийской национальной армии (ЛНА) маршал Халифа Хафтар и председатель Правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Саррадж - отказались от личной встречи и прямых переговоров. По оценке российской делегации, без начала их диалога все попытки прекращения войны в стране обречены на провал.
Халифа Хафтар непреклонно настаивает на разоружении и роспуске лояльных ПНС вооруженных отрядов мусульманских радикалов, отказе Фаиза Сарраджа от власти и передаче ее руководству ЛНА и парламенту. Вполне естественно, соперник отказывается от требований маршала, оправдывает оказываемую ему иностранную военную и другую помощь и настаивает на развертывании в Ливии международного воинского контингента по поддержанию мира под эгидой ООН.
Практически все участники встречи в Берлине скептически отнеслись к предложению лидера ПНС: международный контингент по Уставу ООН может выполнять задачи только после договоренностей о прекращении огня. Лидер ЛНА и его ливийские политические сторонники прямо заявляют о намерении начала политического урегулирования только после полного разгрома отрядов мусульманских экстремистов. Лояльный Ливийской армии парламент, практически все шейхи многочисленных племен страны рассматривают идею развертывания в стране контингента войск ООН в качестве прямой военной агрессии против государства.
Руководство России, выступая в поддержку всех разумных инициатив по прекращению войны и восстановления мира в Ливии, не поддерживает настоятельной просьбы председателя ПНС Фаиза Сарраджа и считает, что в попытках по удержанию власти он готов воспользоваться любой иностранной помощью даже в ущерб интересам суверенитета и государственной целостности Ливии.
На полях форума в Берлине состоялась встреча президентов Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и России Владимира Путина, на которой обсуждались вопросы состояния и перспектив развития обстановки в сирийской «зоне деэскалации Идлиб» и в Ливии. Турецкий лидер якобы настоятельно просил своего коллегу повлиять на маршала Хафтара с целью прекращения наступления на Триполи и его согласия на начало переговоров с Сарраджем. Судя по всему, диалог успеха не имел.
Тем временем Турция уже перебросила в Ливию до 3000 тысяч сирийских боевиков для усиления группировки сил ПНС в Триполи и разместила в районе города ливийского Мисурата дополнительно до 500-600 военных инструкторов и специалистов для профессиональной подготовки мусульманских боевиков. В Триполи для личной защиты Правительства национального согласия переброшено подразделения специального назначения ВС Турции.
Иностранное вмешательство во внутриполитический конфликт встречает резкую негативную реакцию не только в самой Ливии, но и в мире. И, хотя вопрос об активизации международных усилий на севере Африки намечено рассмотреть в феврале 2020 года на специальном заседании СБ ООН в Нью-Йорке, вряд ли следует ожидать принятия решения о развертывании в Ливии контингента сил по поддержанию мира.
В Ливии боевые действия были возобновлены через несколько часов после официального завершения конференции в Берлине 19 января. По состоянию на 25 января 2020 года войска маршала Халифы Хвфтара продолжают медленно, но упорно продвигаться к центру ливийской столицы.