
Выступая перед журналистами в Анкаре, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил о «достижении баланса сил» между поддерживаемыми турками отрядами Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа и войсками Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием маршала Халифы Хафтара.
Основные боевые действия ведутся в районах городов Торгуна за овладение ВВБ Аль-Ватыя и Бани Валид, а также в южных кварталах Триполи.
В ходе начавшегося 5 мая наступления на Торгуна и Бани Валид (примерно 90 и 140 км юго-восточнее Триполи соответственно) отрядам ПНА удалось перерезать основные пути снабжения обороняющихся подразделений Ливийской армии. Город Бани Валид, в котором остаются около 150 тысяч мирных граждан, практически блокирован наступающими боевиками. В Торгуна продолжают находиться до 200 тысяч.
В наступлении участвуют бандформирования ливийцев, ориентированных на мусульманские террористические группировки «Аль-Каида» и ИГИЛ (обе запрещены в России), а также отряды наемников из Чада и Сирии. Артиллерийскую и авиационную поддержку с активным применением БПЛА осуществляют турецкие военные.
По признанию официальных представителей ЛНА - генерала Ахмеда Аль-Мисмари и Всемирной Организации Здравоохранения, в городах большие разрушения. В результате прицельного артиллерийского огня выведены из строя практически все госпитали, водонасосные станции и объекты электроснабжения. Ощущается острая нехватка питьевой воды, продуктов питания и медикаментов.
Численность жертв среди гражданского населения достигает 10 тысяч. Отмечается быстрое распространение заболеваемости коронавирусом.
Независимые наблюдатели свидетельствуют о скопление на автомагистрали в сторону Бани Валид большого количества бронетанковой техники и боевиков.
В южных кварталах Триполи стороны также ведут ожесточенные позиционные боевые действия. Подразделения маршала Хафтара 12 и 13 мая осуществили массированный обстрел из реактивных систем залпового огня по международному аэропорту Триполи, южным окрестностям столицы и ряду военных объектов в городе Мисурата, в результате чего вывели из строя несколько турецких БПЛА и предотвратили готовившееся наступление противника.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая перед активом правящей Партии справедливости и развития, выступил с угрозами в адрес «Ливийской национальной армии» в ответ на разрыв реактивного снаряда поблизости от здания посольства Турции в Триполи. «В случае повторного нападения на турецкие представительства в Триполи и угрозы интересам Турции в этой стране мы применим военную силу против войск Халифы Хафтара», - заявил Эрдоган.
В свою очередь, Мевлют Чавушоглу «обиделся» на министров иностранных дел Франции, Греции, Кипра, Египта и ОАЭ за направленную в ООН ноту протеста, в которой Турция обвиняется «в прямом участии в вооруженном конфликте в Ливии и оказании военной помощи одной из сторон». Он вновь подчеркнул, что Анкара действует в Ливии на основании межправительственных соглашений, защищает интересы «братского и дружественного народа во имя его свободы и независимости».
Примечательно, что на состоявшемся заседании в формате видеоконференции представителей руководства членов Лиги Арабских Государств с участием представительницы ООН в Ливии, кроме прозвучавшего призыва к ливийским враждующим сторонам о необходимости прекращения вооруженных столкновений, не было принято решения о мерах по запрету вмешательства третьих стран в конфликт.
Создается впечатление, что кровопролитие в Ливии ведется ради самого кровопролития: вряд ли в ближайшей перспективе конфликт может быть остановлен. Более того, учитывая решимость Анкары защитить свои интересы, нельзя исключать того, что Турция может прямо вмешаться в войну на стороне Правительства национального согласия Фаиза Сараджа. Арабское «сообщество» вряд ли пойдет на радикальные меры по обузданию намерений турецкого президента.