Киев качественно изменил позицию по Минским соглашениям / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Киев качественно изменил позицию по Минским соглашениям

Расчет – на безнаказанность

Киев качественно изменил позицию по Минским соглашениям

Прошедшая неделя показали, что встреча политических директоров «нормандской четверки», прошедшая в Берлине 3 июля, не принесла импульс к урегулированию, а, напротив, стала провальной.

Реальным критерием ее относительной успешности стало бы согласование дополнительных мер по поддержанию перемирия. После переговоров замглавы администрации президента России Дмитрий Козак прямо говорил, что такой документ для подписания на ближайшем заседании Контактной группы (8 июля) в основном согласован, а детали осталось доработать в телефонном режиме. Офис украинского президента в сообщении о встрече не был так конкретен, однако тоже намекал на такой сценарий. Но в итоге ничего не согласовали. И понятно - почему.

Для того чтобы пытаться сразу пресечь нарушения перемирия необходимо установить канал связи между ВСУ, с одной стороны, и народной милицией ДНР и ЛНР - с другой. Следовательно, вводился бы прямой диалог Киева с ДНР и ЛНР, от которого он до сих пор яростно оказывался.

И тормозить согласование контроля за перемирием на уровне участников  встречи в Берлине Украине однозначно выгодней, чем договориться на таком уровне, но не подписать в Контактной группе или подписать в Контактной группе, а потом отказаться от выполнения. Ведь в обоих последних случаях  будет понятно, что именно Украина не выполняет согласованную договоренность «нормандской четверки».

Однако такое поведение Киева логично, ибо его риторика относительно Минских соглашений перешла на качественно новый уровень именно сейчас. Кстати надо отметить, что бывшие достаточно регулярными заявления украинских представителей, противоречащие этим договоренностям, не звучали 2 с половиной недели до берлинской встречи,  и это могло показаться обнадеживающим признаком.  Но после нее замаглавы украинской делегации в Контактной группе вице-премьера Алексея Резникова как прорвало: он сделал несколько заявлений о том, что Минские соглашения устарели и должны быть заменены. При этом Резникова вряд ли стоит считать самостоятельной фигурой. Своим карьерным взлетом он обязан главе Офиса президента Андрею Ермаку и, очевидно, является его рупором.

Реакцией России стали слова Дмитрия Козака 10 июля: «Если в ближайшее время это заявление будет подтверждено или не будет опровергнуто теперь уже премьер-министром или президентом Украины, то это действительно означает выход Украины из Минских соглашений, а следовательно, и из "минского" и "нормандского" формата переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе. Это еще и значит, что президент Украины должен будет дезавуировать свою подпись полугодовой давности под итоговым коммюнике Парижского саммита 9 декабря 2019 года».

Однако не до конца понятно, какое именно заявление Резникова имел в виду Козак, ибо их было не одно. Похоже, что речь о его выступлении в эфире канала «Украина 24» вечером 9 июля, где украинский представитель заявил, что Минские соглашения «сегодня не соответствуют реалиям, в которых была Украина, когда заключались те соглашения как политико-правовые договоренности». Именно это заявление достаточно широко комментировалось российскими экспертами. На то, что именно оно имеется в виду, намекают и слова Козака: «Трудно понять, что произошло в последнюю неделю или в последние два дня с момента, когда представители Украины в "нормандском" формате 3 июля и в Контактной группе 8 июля неизменно декларировали свою приверженность Минским соглашениям, правда, пытаясь по-своему, очень оригинально их интерпретировать».

Однако самые знаковые высказывания Резникова появились еще 8 июля в  день заседания Контактной группы  и, возможно, до его окончания –  просто на сайте «Атлантического совета» не дано время публикации.  Именно они дают основания говорить о качественных изменениях позиции Киева.

Во времена Порошенко по сути единственной публичной претензией Киева к Минским соглашениям было то, что до выборов в Донбассе Украина не получает контроль над границей. Однако тезис «сначала граница – потом выборы» существовал у тогдашней власти без призыва переписать соглашения и фактически опирался на первый из этих документов, Минский протокол от 5 сентября 2014, где в пункте 4 шла речь о передаче границы под контроль ОБСЕ.

У Зеленского с августа прошлого года к этому тезису добавилось предложение не закреплять особый статус Донбасса в Конституции. Оно декларировалось не постоянно, но с самого начала существовало всерьез, а не на публику –  это видно по предъявленной конгрессу прошлой осенью смс-переписке Курта Волкера. 

Также еще в минувшем году появился тезис о необходимости изменить Минские соглашения. В чем - не конкретизировалось, но судя по тому, что  постоянно озвучивалось, логично было предполагать, что  речь шла  о тех же двух тезисах.

Между тем Резников в статье под характерным названием  «Сдерживая Кремль: почему Запад должен пересмотреть свою политику в отношении ревизионистской России»  пишет: «Есть ряд очевидных красных линий, которые необходимо очертить, чтобы двигаться вперед. Например, Киев дал понять, что нет смысла обсуждать «особый статус» для оккупированной Россией Восточной Украины, и считает, что этот вопрос был введен в мирный процесс под принуждением. Вопреки российским заявлениям, отказ Украины от реализации этого статуса вызван не опасениями радикальной ответной реакции, а уважением к воле украинского народа».

Таким образом, уже идея Минских соглашений - особый статус Донбасса - отвергается в принципе, ибо, как видно по другим фрагментам статьи, это «способ ограничить суверенитет Украины», а «неспособность изменить минский процесс приведет к возможной эскалации конфликта. При таком сценарии проблемы, которые Украина в настоящее время удерживает на восточной границе Европы, умножатся на порядок и быстро сместятся примерно на 1300 километров на запад, достигнув границ Польши, Словакии, Венгрии и Румынии».

Нельзя сказать, что эта статья Резникова осталась не замеченной, однако полностью она не переводилась. Но в публикациях опущены те моменты, которые  я процитировал выше. А намерения Резникова вписать коррекцию Минских соглашений в широкий геополитический (фронт) борьбы с российским реваншем поданы с большими купюрами, даже само заглавие статьи не упомянуто.

Но понятно, что западная аудитория к статьям на сайте «Атлантического совета» куда внимательней, чем к украинским изданиям и ток-шоу. Ее появление именно в настоящий момент, вероятно, сделано с расчетом на то, что в преддверии финала президентской кампании в США идею изменения Минских соглашений возьмут на вооружение, причем, возможно, формализовав в виде пунктов предвыборных платформ или обеих главных партий,  или хотя бы одной из них.

А о том, что такие надежды не безосновательны, говорит тот факт, что при Обаме относительно неподконтрольного Донбасса официально (на уровне Белого дома и Госдепа) не употреблялся термин «оккупированные территории», но после того, как он в начале 2018 был законодательно закреплен на Украине, его неизменно стали употреблять американские официальные лица.

То же касается и Европы. Да, с одной стороны, там постоянно говорят о Минских соглашениях как об основе урегулирования конфликта. Но стоит вспомнить, что, например, в августе 2014-го Ангела Меркель говорила о необходимости языкового самоопределения Донбасса, а в ноябре того же года, завершая свой мандат, первый в истории ЕС председатель европейского совета Херман ван Ромпёй даже допускал федерализацию как оптимальное решение украинского конфликта.  Однако подобные слова уже давно не звучат. Напротив, во всех высказываниях европейских представителей о конфликте старательно обходится  тема  особого статуса  (последний пример - опубликованное 6 июля большое интервью  посла Франции в Киеве Этьена де Понсена «РБК-Украина»).

Бесспорно, все это должно вдохновлять Киев на то, чтобы и дальше тестировать свои возможности. Разумеется, официально он не заявит, что выходит из Минских соглашений. Но реально его нынешняя позиция звучит так: «Да, из соглашений мы формально не выходим, но выполнять их не станем, поскольку не согласны с самой их идеей». А в основе такой позиции твердая уверенность команды Зеленского в том, что от подобного фактического выхода из Минских соглашений  ничего плохого для Киева не последует.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Минские соглашения»:

20.10.2020
Эксперт: Украина пытается сохранить труп Минских соглашений (ВИДЕО)
07.10.2020
Зеленский: логика непрофессионала
12.08.2020
Что стоит за новой риторикой Киева в отношении Донбасса?
29.07.2020
Политолог о мотивах отставки Леонида Кучмы
28.07.2020
Исполнять обязанности полпреда Украины в контактной группе будет вице-премьер Резников
27.07.2020
Политолог о противниках минских соглашений на Украине
26.07.2020
Эксперт о прекращении огня на востоке Украины
14.07.2020
На Украине заявили, что верны "Минску", но против закрепления статуса Донбасса в конституции
06.07.2020
Эксперт: переговоры в «нормандском формате» - в тупике
04.07.2020
Зеленский: Россия ничего не может требовать от Украины
19.06.2020
Меркель заявила, что ход реализации минских соглашений не позволяет отменить санкции против РФ
18.06.2020
Лавров: заявления Киева о необязательности Минских соглашений - от лукавого
09.03.2020
В ВОЗ заявили, что угроза пандемии COVID-19 стала очень реальной
10.02.2020
Пить алкоголь при заболевании коронавирусом нельзя, заявил нарколог
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.