Саммит ЕС: подковерная возня длиной в четыре дня и четыре ночи / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Саммит ЕС: подковерная возня длиной в четыре дня и четыре ночи

27 стран Евросоюза согласились создать Фонд восстановления для смягчения экономического ущерба от пандемии Covid-19

Саммит ЕС: подковерная возня длиной в четыре дня и четыре ночи

Вместо запланированных двух дней саммит ЕС, на котором обсуждалось создание Фонда восстановления для смягчения экономического ущерба от пандемии Covid-19, длился в буквальном смысле четыре дня и четыре ночи и закончился в шестом часу утра по-детски радостным твиттом председателя Европейского совета Шарля Мишеля: «Deal!». Мол, соглашение достигнуто! Общий объем семилетнего бюджета ЕС на 2021-2027 годы составляет 1,8 трлн евро. Из них 1074 млрд пойдут на выполнение бюджетного плана Евросоюза. 750 млрд евро предназначены для Фонда восстановления.  

Нынешний саммит ЕС был похож на перетягивание каната по ковром. Богатые доноры никак не хотели уступать нуждающимся в помощи. При этом и те, и другие пыхтели под ковром в попытке не показывать широкой международной общественности остроту скандала. Долгие и острые споры свидетельствуют как минимум о двух вещах. Первое: среди 27-ми партнеров по ЕС нет согласия о том, кто должен кормить и кто должен кормиться. И такого согласия, видимо, никогда не будет. Второе: партнеры по ЕС решили вообще не расходиться, не достигнув хоть какого-то реального соглашения, как на конклаве кардиналов при выборе очередного понтифика. Если бы саммит завершился не принятием решения о создании Фонда восстановления, а очередными аморфными заявлениями евробюрократов о «солидарности в условиях пандемии», то можно было смело и окончательно говорить о том, что ЕС развалился, что ЕС - это фикция, где одни богаты и потому правы, и где есть нуждающиеся, которые никаких прав не имеют. Такой «роскоши» ни лидеры стран ЕС, ни, тем более, высокооплачиваемая евробюрократия себе позволить не могли.

Еще до саммита политики на юге Европы, который особенно пострадал от пандемии и нуждался во внешней помощи, говорили о конце ЕС как надгосударственного объединения, основанного на солидарности и взаимовыручке. Особенно громкие голоса раздавались из Италии по поводу того, что некоторые страны ЕС, являющиеся главными донорами Евросоюза, необоснованно подозревают нуждающихся в том, что те якобы используют ситуацию с пандемией, чтобы решить свои финансово-экономические проблемы за счет других и разрушить традиционную финансовую дисциплину в рамках ЕС. Именно эту позицию на нынешнем саммите жестко отстаивали Нидерланды и примкнувшие к ним Швеция, Дания, Австрия и Финляндия. 

В результате их настойчивости баланс кредитов и не подлежащих возврату субсидий в Фонде восстановления общим объемом в 750 млрд евро был изменен в пользу кредитов по сравнению с первоначальным предложением. Еврокомиссия рассчитывала, что 500 млрд евро будут выделены в виде субсидий и 250 млрд - в виде займов. Изначально сумма в 500 млрд евро в качестве бесплатных субсидий была предложена канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном. «Бережливые страны», как уже окрестили Нидерланды и иже с ними, наотрез отказывались о такого объема субсидий и уломали всех. Было принято решение, что на субсидии будет выделено 390 млрд евро (52% от общего объема) и 360 млрд в виде кредитов (48%). То есть, бесплатных денег в Фонде стало меньше на 110 млрд евро по сравнению с первоначальным планом. И больше стало тех денег (кредитов), за которые страны-получатели помощи будут платить.

750 млрд евро, из которых будет состоять Фонд восстановления, не лежат в некой кубышке Евросоюза. Эти деньги ЕС будет привлекать на международных финансовых рынках. То есть, так или иначе, эти средства не будут бесплатными для ЕС в целом и за них придется расплачиваться опять же донорам. Вероятно, исходя из этого обстоятельства, всё те же Нидерланды в лице своего премьера Марка Рютте, после того, как распределение субсидий было принято, пытались получить право вето на выделение помощи с целью прекращения потока ресурсов в те страны, которые не проводят реформы, ради которых получают финансирование. Подразумевались прежде всего Испания и Италия. «Бережливые страны» пытались заставить их провести структурные реформы в обмен на помощь. Но это не прошло. Подобное предложение вызвало почти единодушный отказ со стороны остальных, которые заговорили о том, что это парализует весь процесс предоставления помощи. 

В конце концов все 27 стран согласились на некий «аварийный тормоз» в предоставлении помощи, который будет применяться коллегиально. Схема этого «тормоза» такова: национальные планы инвестиций и реформ будут оцениваться Еврокомиссией и утверждаться Европейским Советом (высшим политическим органом ЕС в составе глав государств и правительств стран-членов Евросоюза) квалифицированным большинством голосов. Если эти два «фильтра» будут пройдены, стране будут выделены средства. Затем, по прошествии времени, Еврокомиссия обратится к своим экономическому и финансовому комитетам с просьбой провести оценку выполнения этих программ и, соответственно, правильность освоения выделенных средств, с тем чтобы можно было продолжать выделение денег. Как предполагается, Еврокомиссия всегда будет стремиться к достижению консенсуса, но если «в исключительных случаях» одна или несколько стран сочтут, что есть «отклонения» в использовании денег, они могут попросить передать этот вопрос на рассмотрение Европейского Совета.

Эксперты утверждают, что надо еще посмотреть, как этот «тормоз» будет работать. Нетрудно догадаться, что им будут пользоваться прежде всего Нидерланды и другие «бережливые страны». И потому механизм выделения средств и контроля за их использованием уже сейчас можно назвать очередной миной замедленного действия под «солидарность» ЕС. Никто же всерьез не рассчитывает, что менталитет, например, итальянцев, испанцев и греков, а также характер их экономики изменятся за одну ночь. А потому у требующих финансовой дисциплины доноров постоянно будут возникать претензии к тому, как страны-получатели помощи будут ее использовать.

Весьма заметными были споры о привязке выделения средств бюджета ЕС к вопросам верховенства права. Под раздачу чуть было не попали Польша и Венгрия, которых евробюрократия сильно критикует, если не вдаваться в подробности, за несоответствие их правовых норм нормам ЕС. До сих пор не ясно, что за соломоново решение было принято на нынешнем саммите. Неясны границы критериев. Председателя Европейского совета Шарль Мишель заявил, что теперь такая привязка существует. А премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и его венгерский коллега Виктор Орбан заявляют обратное, а именно то, что во время переговоров удалось избежать привязки выделения средств бюджета ЕС к вопросам верховенства права. «Мы боролись и победили. Венгрия и Польша не просто обеспечили себе значительные средства, мы также защитили нашу национальную гордость. Мы успешно отказались от всех попыток привязать доступ к фондам ЕС к критериям "верховенства права"», - сказал Орбан.

Так что еще и по этому вопросу в рамках ЕС предстоят непростые дискуссии. Решение о создании Фонда восстановления, выдаваемое евробюрократией за успех, видится пока как ширма, которая призвана скрыть на время глубинные политические и экономические разногласия в Евросоюзе. Создание Фонда - результат ожесточенных споров, которые надолго останутся в памяти и еще ждут своего продолжения. И не известно, к чему они приведут, учитывая, что речь идет о гигантских деньжищах.

 

 

  

 

 

 

         

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евроведение»:

29.09.2020
Великобритания и Канада ввели санкции в отношении Лукашенко и его окружения
29.09.2020
Зеленский: курс Украины в ЕС еще более актуален, чем ранее
29.09.2020
Reuters: премьер Венгрии потребовал отставки замглавы Еврокомиссии
28.09.2020
Евросоюз расширил санкционный список по Крымскому мосту
24.09.2020
Зеленский: "Северный поток - 2" может создать угрозу единству Европы
24.09.2020
Казахстан подписал международный протокол об отмене смертной казни
24.09.2020
Британия скатывается в пропасть хаоса
24.09.2020
В Евросоюзе заявили, что инаугурация Лукашенко не имеет достаточной легитимности
23.09.2020
Литва и Словакия не признали Лукашенко легитимным президентом
22.09.2020
Греция и Турция договорились возобновить зондирующие контакты по морским зонам
22.09.2020
ЕС рассматривает возможность назвать именем Навального санкционный механизм по правам человека
21.09.2020
Главам МИД ЕС не удалось согласовать список персональных санкций по Белоруссии
21.09.2020
Тихановская предложила Европарламенту список белорусских официальных лиц для введения санкций
21.09.2020
Польша, Литва и Румыния предложили ЕС дать Белоруссии безвизовый режим
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.