Что стоит за новой риторикой Киева в отношении Донбасса? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Что стоит за новой риторикой Киева в отношении Донбасса?

Похоже, Киев вынашивает новые инициативы по умиротворению востока страны

Что стоит за новой риторикой Киева в отношении Донбасса?

Из Киева и Донбасса в последние дни приходят очень непривычные для шестилетнего конфликта, но весьма неплохие известия.

Так, вступившее в силу с 27 июля перемирие выглядит качественно иным по сравнению со всеми до сих пор имевшими место. Сейчас с 1 по 7 августа СММ ОБСЕ зафиксировала 31 нарушение прекращение огня, в том числе 20 взрывов. Год назад, когда также действовало перемирие, которое считалось одним из самых успешных, СММ в те же числа зафиксировала 286 взрывов, не сообщив сколько всего заметила других нарушений. Вполне возможно, потому что каждый день таких нарушений набиралось трёхзначное число. Достаточно сказать, что в первые 7 дней августа прошлого года видеокамеры миссии заметили 237 боеприпасов, выпущенных сторонами, а сейчас – ни одного.

И это при том, что нынешняя договоренность о перемирии в основном копирует ту, что имела место год назад. Единственное серьезное отличие – это пункт, который предусматривает «создание и задействование координационного механизма по реагированию на нарушения режима прекращения огня».  Однако такой механизм не создан, а лишь расплывчато задекларирован. В договоренности не сказано, что он из себя должен представлять. По логике, в нем должны участвовать представители как Украины, так и ДНР/ ЛНР.  На практике же его нет именно поэтому: Киев не желает идти на формализацию прямого диалога с республиками. И все же по информации, которая приходит из Донецка и Луганска, можно допустить, что на практике такой диалог возникает, хотя и нерегулярно.

А вот новые представители Киева в Контактной группе впервые заговорили о прямом диалоге и по более широкому кругу вопросов. Так, глава украинской делегации - первый президент страны Леонид Кравчук  -31 июля в эфире телеканала «Украина 24» заявил: «Там (то есть в неподконтрольном Киеву Донбассе – А. П.) есть люди, которые не завязаны на сугубо политических вопросах. Возможно, есть ученые, еще кто-то. Можно создать с той и с той стороны, и начать говорить на этом уровне. Чтобы это не выглядело сразу как государственный уровень. И когда они напишут какую-то дорожную карту, и эту карту согласуют, тогда можно будет ставить вопрос на более высоком уровне для окончательного решения».

О том, что такие слова не случайно вырвались из его уст, говорит и то, что Кравчук 4 августа повторил подобный тезис уже на телеканале «112 Украина»: «Тут нужно развести вопросы — с кем говорить и о чем. Речь не о том, чтобы предводители "ДНР" и "ЛНР" сразу (выделение мое – А.П.) говорили с президентом Зеленским или с премьер-министром, или главой парламента. Мы говорим, что в Донецке и Луганске живут украинцы. …Там есть гражданское общество, его представители. Организации, научные учреждения. Можно, в конце концов, создать какую-то группу. Взять в нее представителей тех, кто выехал из региона и живет в других регионах». Тогда же он вообще заявил, что украинским представителям необходимо ехать на неподконтрольные территории, однако «тогда, когда прекратится стрельба».

Эту же тему развивает и еще одно новое лицо Киева в Контактной группе, первый премьер независимой Украины (1990-1992) Витольд Фокин. 3 августа в интервью Дмитрию Гордону он сказал, что готов «с группой специалистов и политиков» поехать в неподконтрольный Донбасс и «поговорить с людьми, понять их позицию, попробовать найти возможность пойти им навстречу, но, безусловно, без ущерба для интересов и суверенитета Украины». При этом он уточнил, что эта его позиция согласована с Леонидом Кравчуком.

Фокин давно не выглядел заметной фигурой, в отличие от Кравчука, который регулярно и постоянно присутствует на ток-шоу, однако большие интервью тому же Гордону экс-премьер давал регулярно, а говорил он в них вещи немыслимые для мейнстримовских украинских политиков, за исключением отдельных представителей ОПЗЖ вроде Виктора Медведчука. Например, в январе 2019-го Фокин сказал, что власти «удалось спровоцировать вооруженное сопротивление попытками "проучить" пятимиллионный индустриальный Донбасс только за желание его жителей говорить на родном языке. Номер не прошел».

То есть новые переговорщики артикулируют идею прямых переговоров с представителями ДНР и ЛНР. Да, речь формально идет о диалоге с гражданским обществом, но Кравчук дважды дает понять, что такие переговоры лишь предварительный этап, а финализацией станет оформление договоренностей с руководством ДНР и ЛНР. Из этого следует, что речь должна идти о разговорах, по сути, с уполномоченными фактических властей Донецка и Луганска.

Фактически это готовность идти даже несколько дальше, чем было в случае с Консультативным советом, который в марте стороны договорились создать, но Киев от этой идеи тут же отступил. Но ни тогда, ни тем более раньше не озвучивалась возможность поездок украинских представителей в Донецк и Луганск.

То, что говорят Кравчук и Фокин о прямых переговорах, подрывает законодательно закрепленный тезис об оккупации Донбасса Россией и доселе существовавшую официальную позицию о том, что все вопросы по конфликту Киев должен решать с Москвой. При этом они не произносили стандартных высказываний о российской агрессии (Кравчук, впрочем, дает интервью исключительно много, и, возможно, какие-то слова на эту тему у него были, но в любом случае это не бросалось в глаза). Само же признание существования в неподконтрольном Донбассе гражданского общества противоречит пропагандистской картинке о тотальном терроре «оккупантов».

Правда, все новые акценты существуют на фоне повторения давно известных тезисов. Например, тот же Кравчук может перевирать Минские соглашения, утверждая, что о закреплении в Конституции Украины особого статуса там ничего не записано.  Экс-президент также расписывается в непонимании того, что этот статус должен из себя представлять, хотя его ключевые элементы записаны в Минском комплексе мер и закреплены в принятом еще в 2014 году украинском законе «Об особом порядке местного самоуправления».

Ну а формальный замглавы украинской делегации в Контактной группе, но, фактически,  главное лицо в ней вице-премьер Алексей Резников 4 августа опубликовал новую колонку в Atlantic Council, посвященную созданию особого инвестиционного режима в Донбассе, который, по его мнению, и будет особым статусом, ибо «российское толкование» особого статуса он призывает отвергнуть. То есть вице-премьер не желает никакого особого статуса, как режима с особыми полномочиями властей региона и особыми гуманитарными правами его жителей, как того требуют Минские соглашения.

В общем, противоречивой риторике украинских представителей можно дать два объяснения.

Первое. Реальная цель Киева - поменять права русского языка и полномочия местной власти Донбасса на свободную экономическую зону. В пользу такой версии и то, что Кравчук ничего не говорит о русском языке и крайне путано о статусе. В рамках такой стратегии невиданная ранее идея прямых переговоров с ДНР и ЛНР должна выдвигаться как часть плана по убеждению Донецка и Луганска в том, что описанный обмен будет им выгоден. Правда, не представляю, чтобы в Донбассе на это согласились. Но может, задача более скромная - благодаря вбросу такой идеи на фоне действительно прочного перемирия добиться саммита «нормандской четверки» до местных выборов, запланированных на конец октября, и самим фактом этого саммита прибавить голоса, поданные за «Слуг народа».  

Второе. Киев, прикрывшись элементами традиционной риторики и пользуясь невиданным доселе перемирием, корректирует свою позицию и готов к реальным компромиссам.  Однако даже если такой план имеет место, нельзя сказать, что он пребудет последовательным и выдержит испытания протестами радикалов и вероятным недовольством Запада. Ведь совсем недавно произошли и отказ от Консультативного совета, и увольнение Сергея Сивохо с поста советника секретаря СНБО, и привлечение к переговорам порохоботов из числа переселенцев из Донбасса. А после этого верить в готовность Зеленского изменить сформированную Порошенко политику гораздо труднее, чем год и даже полгода назад.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Минские соглашения»:

29.07.2020
Политолог о мотивах отставки Леонида Кучмы
28.07.2020
Исполнять обязанности полпреда Украины в контактной группе будет вице-премьер Резников
27.07.2020
Политолог о противниках минских соглашений на Украине
26.07.2020
Эксперт о прекращении огня на востоке Украины
15.07.2020
Киев качественно изменил позицию по Минским соглашениям
14.07.2020
На Украине заявили, что верны "Минску", но против закрепления статуса Донбасса в конституции
06.07.2020
Эксперт: переговоры в «нормандском формате» - в тупике
04.07.2020
Зеленский: Россия ничего не может требовать от Украины
19.06.2020
Меркель заявила, что ход реализации минских соглашений не позволяет отменить санкции против РФ
18.06.2020
Лавров: заявления Киева о необязательности Минских соглашений - от лукавого
09.03.2020
В ВОЗ заявили, что угроза пандемии COVID-19 стала очень реальной
10.02.2020
Пить алкоголь при заболевании коронавирусом нельзя, заявил нарколог
10.02.2020
Власти Японии пока не планируют продлевать карантин на круизном судне в Иокогаме
16.10.2019
Эксперт: настрой на компромисс - все, что нужно для успеха встречи в "нормандском формате" (Видео)
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.