Открытая и однозначная поддержка Азербайджана Анкарой — это принципиально новый внешний фактор, который влияет на характер нынешнего обострения конфликта в Нагорном Карабахе. Так оценивает ситуацию глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин.
Востоковед, кандидат исторических наук Станислав Тарасов отмечает в этой связи, что "Азербайджан и Турция сотрудничали давно. У них и до этого существовали оборонные соглашения, предусматривающие то или иное участие Турции в случае возникновения каких-то внешних угроз для Азербайджана, но никогда этот альянс не демонстрировался так публично, когда Алиев взял курс на выстраивание взаимоотношений с Турцией. Алиев сейчас стал реализовывать лозунг: одна нация - два государства. А Эрдоган давно ведет широкую политику будь то Ливия, Сирия, Ирак, и сейчас он стимулировал Азербайджан к конфликту с Арменией в самый критический момент, когда еще можно было путем переговоров остановить конфликт. Эрдоган подталкивал Баку к решительным действиям, гарантируя поддержку при любом развитии событий. И конфликт сейчас развивается трагически, и в него могут быть вовлечены ближайшие региональные страны, и возможна дестабилизация во всем Закавказье, а опосредованно могут быть вовлечены и великие державы. К тому же Алиев настаивает на присутствии НАТО в регионе, а Турция - это член НАТО. И сейчас Турция играет свою игру. Выходя на прямую в противостоянии с Россией в Закавказье, Анкара пытается отыграть какую-то свою позицию в Сирии и в частности в районе Идлиба потому, что, например, в Ливии после того, как Сарадж заявил о возможности уйти в отставку, позиции Турции ослабли. Поэтому Турция ведет сложную игру, и Эрдоган хочет разменять свою позицию в Закавказье на уступки и усиление своих позиций в Сирии".
По словам эксперта, "Россия действует равноудаленно и во взаимодействии со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Известно заявление трех Президентов России, Франции и США о необходимости прекратить боевые действия. И сейчас по данным разведки этих трех стран появились признаки того, что в регионе Нагорного Карабаха действуют наемники из Турции. Если этот факт будет подтвержден, то страны-сопредседатели перейдут от заявления к практической реализации конкретных планов. И я не исключаю, что может появиться международная коалиция типа борьбы против ИГИЛ (запрещена в РФ) и будет принято решение через СБ ООН о направлении в регион миротворческого корпуса. Тогда ситуация приобретет совершенно другой характер".
Станислав Тарасов констатировал также, что "Россия оказалась в сложной ситуации и ей придется делать сложный выбор потому, что ресурс политики равного дистанцирования на фоне развивающегося конфликта видимо исчерпан, и если Азербайджан начнет боевые действия на территории Армении, то Россия вынуждена будет предпринимать конкретные усилия по линии ОДКБ по прекращению этой агрессии. Такой сценарий для России абсолютно нежелателен. Но и принять такой вариант, который устраивал бы обе конфликтующие стороны не получается, и тогда и та, и другая сторона будет считать Россию агрессором или игроком, который ущемляет национальные интересы. Поэтому для России самый лучший вариант - это международная коалиция, и тогда проблема НКР будет решаться не только Россией, но всеми странами сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Что же касается отношения России к активности Турции в регионе, то враждовать с Турцией невыгодно. Лучше продолжать развивать то сотрудничество, которое было в последнее время во всех областях. Другое дело, что Турция почувствовала вакуум силы потому, что американцы стали уходить с Ближнего востока и пытается заполнить это пространство. И к этому одно время Россия относилась спокойно, но то, что Турция сейчас стала активно участвовать на стороне Азербайджана на кавказском направлении и требует, чтобы ее признали реальной силой в регионе - это Россию не устраивает. И Турция залезла в зону исторических интересов России. Поэтому главная задача России выдавить Турцию оттуда, но так, чтобы не идти на серьезные осложнения".