
По состоянию на вечер 8 ноября в США еще до конца не ясно, кто все же победит на президентских выборах, но время не ждет, и для Вашингтона, Пхеньяна и Сеула наступает момент истины: пора определяться со своими первыми заявлениями. От них во многом будет зависеть то, как в дальнейшем будет развиваться ситуации на Корейском полуострове и вокруг него.
Неуклюжие вбросы Джозефа Байдена о том, что его администрация, дескать, будет бескомпромиссно добиваться денуклеаризации Северной Кореи, наверняка не может не вызвать у руководителей КНДР ничего, кроме легкой улыбки. Ведь такое давно уже проходили.
Однако в северокорейском руководстве пока молчат, не отвечают Байдену, подчеркивая тем самым, во-первых, что верны своим обязательствам перед Трампом, во-вторых, что готовы к контактам при любом раскладе, в-третьих, что надеются все же на позитивное развитие событий.
Но совершенно очевидно и то, что Пхеньян не уступит своих, уже завоеванных позиций: ему, как минимум, нужен равноправный и уважительный диалог, а как максимум – железобетонные договоренности по проблеме денуклеаризации, безопасности КНДР и ее руководства и гарантии прочного (на столетие) широкого взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Все это Байден, разумеется, дать не сможет, иначе он разочарует либеральные круги США. И поэтому, комментируя корейскую тему, он подчеркивает, что Север должен отказаться от ядерного оружия и решить проблему с правами человека.
Вместе с тем исключать того, что он пойдет на какой-то диалог с Пхеньяном, тоже не стоит. Это выглядело бы неприглядно и по сути своей было бы неразумным.
Ну а пока в Пхеньяне будут терпеливо ждать первых шагов американской администрации и не обнаруживать разочарования неуспехом своего нового «друга», если, конечно, такой неуспех будет иметь место.
Что же касается реакции Сеула на предварительные итоги выборов в США, то здесь можно отметить ряд интересных моментов.
Мун Чжэ Ин через восемь часов после того, как Байден заявил о своей фактической победе, конечно же написал поздравительное сообщение, но не официальное, а лишь в Твиттере. Отсутствие официального поздравления связано, конечно, с тем, в Сеуле страхуются: ведь Трамп все же не согласен с результатами выборов.
В этом твиттеровском сообщении банально говорится о том, что Голубой дом надеется на совместные с Джозефом Байденом и Камалой Харрис усилия в деле развития американо-южнокорейских отношений. «Наш союз силён, а единство РК и США остаётся очень нерушимым. Я надеюсь на совместную с Джозефом Байденом и Камалой Харрис работу в совместных интересах», пишет в Твиттере Мун Чжэ Ин.
Южнокорейского лидера успокоило заявление Байдена накануне выборов о том, что он ценит особый характер отношений с Республикой Корея, называет Сеул настоящим другом, а американо-южнокорейский союз – нерушимым союзом.
В этой связи остается вполне очевидным тот факт, что, разумеется, независимо от результатов выборов, Сеул продолжит тесное сотрудничество с американской администрацией в политической сфере, в частности по урегулированию северокорейской проблемы (причем не только ядерной), равно как и по вопросу о нормализации межкорейских отношений.
В Сеуле Джозефа Байдена считают опытным дипломатом и в этой связи надеются на позитивные для себя подвижки в решении вопроса о доле Южной Кореи в совместных расходах на оборону, даже несмотря на существующие ныне разногласия.
Но на фоне всех этих банальных заявлений с обеих сторон Мун Чжэ Ин, похоже, решил воспользоваться удобным случаем и пойти на некий риск. 6 ноября в ходе выступления на 15-м международном форуме мира, проходившем на острове Чечжу, он открыто заявил о целесообразности решения вопросов мира и безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии (СВА) в рамках некой многосторонней системы.
«Для мира и процветания всей Северо-Восточной Азии мир на Корейском полуострове является непременным условием», и «именно в рамках многосторонней системы мира находится ключ к непременному достижению мира на Корейском полуострове и в СВА», - подчеркнул Мун Чжэ Ин.
Именно это уже давно предлагают российская и китайская стороны в их совместной дорожной карте корейского урегулирования на одном из его этапов.
Конечно же, в любом случае в глазах Сеула Соединенные Штаты останутся хозяевами положения, и именно Вашингтон и впредь будет стремиться решать, кому быть участниками процесса корейского урегулирования. Но для Сеула было важно сделать такое смелое заявление: даже если оно не будет реализовано – это хороший реверанс в сторону Москвы и Пекина.
И еще важно то, что южнокорейский лидер по-прежнему настойчиво проталкивает идею успешного межкорейского диалога. «Вместе пережив эпидемии и стихийные катаклизмы, Юг и Север Кореи неоднократно подтвердили, что они являют собой единое сообщество», - сказал на форуме Мун Чжэ Ин.
И хотя это не совсем так, но звучит приятно. И в некоторой степени даже полезно – для дела мира. Во всяком случае в Вашингтоне, похоже, уже не смогут просто так, демонстративно перешагнуть эти усилия южнокорейского президента.