Зеленский теряет власть, но, видимо, знает, как ее сохранить / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Зеленский теряет власть, но, видимо, знает, как ее сохранить

Вернется ли Украина к формату президентской республики?

Зеленский теряет власть, но, видимо, знает, как ее сохранить

После прошедших в нынешнее воскресенье вторых туров выборов мэров крупных городов Украины, можно подвести окончательные итоги местных выборов в этой стране. Поражение, пусть с небольшим отрывом, кандидата от «Слуги народа» в Ужгороде стало символичным. С ним партия президента Владимира Зеленского так и не смогла получить кресло градоначальника ни в одном из областных центров. Да, в отдельных областях и крупных городах «Слуга народа» набрал относительное большинство, но ни в одном регионе партия не получила и четверти голосов.

В внимательном сравнении с парламентскими выборами 2019  оказывается, что партия президента во всех регионах получила в несколько  раз меньший процент голосов, тогда как  ее основные конкуренты Европейская солидарность» (ЕС) Петра  «Порошенко, «Оппозиционная платформа -- За Жизнь»  и  «Батькивщина» Юлии Тимошенко улучшили результат в большинстве регионов, а ЕС даже во всех.

О катастрофе для «Слуг народа» все же говорить нельзя. Имея более ровный результат по стране, чем свои конкуренты, они по числу депутатов находятся на бесспорном первом месте. И нельзя предположить, что сами по себе местные выборы станут толчком для краха этого проекта на национальном уровне. Перспектива досрочных выборов в стране не просматривается.  Однако актуализируется вопрос о том, как в перспективе «Слугам» и прежде всего Зеленскому сохранить власть. И в этой связи надо  обратить внимание  на фрагмент интервью представителя украинского президента в Конституционном суде, депутата Рады Федора Вениславского украинской службе радио «Свобода»  от 12 ноября, а именно на следующие его слова:  «Президент все-таки должен быть главой исполнительной власти… Сейчас у нас получается определенный дуализм, потому что есть премьер, который имеет достаточно широкие полномочия, но есть и президент, который также имеет эти полномочия в сфере исполнительной власти в сфере нацбезопасности, обороны и внешних отношений. И вот этот дуализм не всегда обеспечивает эффективное функционирование государства. Я все-таки считаю, что должна быть сильная власть, должен быть сильный президент. Ментально, исторически люди все-таки испытывают потребность в лидере. Я думаю, что буду это рекомендовать» [в группе по вопросам конституционной реформе по президенте, где Вениславский является замом председателя -А.П.].

Да, можно допускать что такие слова являются сугубо частным мнением. Но скорей всего у Зеленского уже начинают готовить сани летом, думая о предстоящих в 2024 очередных выборах. Именно на перспективу этих выборов идея Вениславского представляется очень полезной для президента Украины, если он, конечно. не растеряет полностью свой рейтинг.

Но сейчас президентский рейтинг Зеленского остается очень неплохим, опережая рейтинг его партии. Главное же в том, что он имеет несравненно лучший антирейтинг, чем его наиболее вероятные противники во втором туре – Петр Порошенко(ЕС) и Юрий Бойко (ОПЗЖ). При этом в сравнении с ними он выглядит центристской фигурой, и поэтому перспектива второго тура с кем-либо из этой пары для него однозначно выигрышна.

Правда, большинство избирателей Зеленского сейчас проголосовало бы за него без такого энтузиазма, как весной 2019 просто как за меньшее зло. А главная проблема в том, что на этот раз выигрыш на президентских выборах при нынешней политической системе и нынешних партийных рейтингах скорей всего не приведет к сохранению власти.

Принято говорить, что Украина – это парламентская республика. Но данное определение и верно, и неверно. Если исходить только из текста конституции, то, конечно, парламентская, но с несколько усиленными президентскими полномочиями. Если же исходить из политической практики, из уже сложившегося конституционно-правового обычая, то Украина может функционировать и как фактически президентская и как фактически парламентская республика. Первый вариант имеет место, когда у президента есть в парламенте большинство из представителей его партии, второй - когда такого большинства нет.

 Аналогичная ситуация и во Франции. Благодаря сближению сроков президентских и парламентских выборов (вторые следуют через месяц после первых), с 2002 г. в стране неизменно разыгрывался следующий сценарий: на волне успеха  нового президента его партия получала дополнительный бонус общественной поддержки и создавала большинство, так даже было с наспех сколоченной партией «Вперед, республика!» Эммануэля Макрона.

На Украине на внеочередных выборах в 2019 со «Слугой народа» Зеленского повторился тот же сценарий. И теперь сроки очередных выборов президента и парламента также сближены – между ними два месяца. Тем не менее в случае новой победы Зеленского вероятность повторения французского сценария невелика.

Так во Франции успех президентских политсил на парламентских выборах во многом связан с мажоритарной избирательной системой, которая в силу своей специфики играет в пользу сильнейшей партии. На Украине в 2019 (как и в 1998, 2002, 2012 и 2015) по мажоритарке избиралась половина парламента. И в украинских условиях специфика этой системы была в том, что в округах избирались большей частью люди богатые, но безыдейные, ориентированные на сотрудничество с любой властью. Поэтому утвердилось мнение, что такая система развивает политическую коррупцию. Правда, в 2019 как раз эта специфика сработала слабо: «Слуги народа» победили в большинстве округов. Впрочем, большинство других мажоритарников так же ориентировано на власть, как и их предшественники. Однако со смешанной системой на Украине покончено. Новое избирательное законодательство предполагает чисто пропорциональную систему. По ней уже избирались депутаты в 2006 и 2007 и в обоих случаях имел место резко поляризованный парламент с минимальным большинством у правящей коалиции.

А нынешние политические рейтинги показывают, что такая система даст Зеленскому в случае его победы на новых выборах куда худший парламент чем есть. В случае проведения досрочных выборов Рады «Слуга народа» потерял бы монобольшинство, и поэтому ясно что президент на такие выборы не пойдет. Но вряд ли расклады могут принципиально измениться и после президентских выборов, ибо избраться на повторный срок президент может лишь как меньшее зло, без прежнего народного энтузиазма. А поэтому, хотя такая победа даст дополнительный процент «Слуге народа», этот процент не стоит преувеличивать.

Сейчас, согласно социологии, в Раду проходят 4 или 5 партий. Рядом с президентской идут ОПЗЖ и «Европейская солидарность», а за ними с заметным отставанием «Батькивщина» Юлии Тимошенко, Вся эта четверка представлена и в нынешней Раде, а вот место непроходного «Голоса» может занять партия «За будущее», которую ассоциируют с Игорем Коломойским. Сейчас она балансирует на грани 5%-го барьера, но на местных выборах выступила очень неплохо.

Такие рейтинги предопределяют 3 возможные коалиции для «Слуги народа» - с ОПЗЖ, с Евросолидарностью и, возможно, трехпартийная с «Батькивщиной» и  «За будущее» (рейтинги  этих сил не дают возможности для большинства  с какой-либо из них по отдельности, да и даже для трехпартийного большинства в таком формате  мандатов может не хватить).

Но для Зеленского неприемлемы коалиции и с ОПЗЖ, и с Евросолидарностью. А для внешних управителей Украины – как с ОПЗЖ, так и с участием партии Коломойского. Стало быть, даже реалистично благоприятный сценарий следующих выборов для нынешнего президента Украины обернется тем что Запад начнет активно предлагать ему коалицию с партией Порошенко и это предложение имеет все шансы оказаться из разряда тех, от которых невозможно отказаться.

Изменить такую перспективу Зеленский может лишь тремя путями.

Первый - вернуть прежнюю популярность. Это абсолютно нереально, поскольку его популярность на прошлых выборах была основана на его неучастии в политике, а восстановить имидж человека со стороны, побывав президентом,  невозможно.

Второй – изменить избирательное законодательство, вернув мажоритарный компонент. Это теоретически возможно, но Запад этого приветствовать не станет, сам Зеленский в данном случае будет выглядеть смешно, ибо еще в прошлом году внес проект конституционных поправок, закрепляющих пропорциональную систему. И наконец, при таких поправках все равно однопартийное большинство в Раде будет маловероятно и скорей всего придется делится с властью с фракциями, созданными мажоритарниками.

И третий -- превратить Украину в чисто президентскую республику, когда правительство и его отдельные члены, будут очень мало зависеть от мнения парламента.

Реализовать такой сценарий непросто. Но идея сильной руки достаточно популярна на Украине – так согласно октябрьскому опросу Киевского международного института социологии 54% украинцев считают, что для страны сильный лидер важнее, чем демократическая система и лишь 31% имеет противоположное мнение.  При этом в электорате Зеленского доля сторонников сильного лидера еще больше. А идея решения ключевых вопросов на референдуме -- одна из программных установок нынешнего президента, причем та которую вполне возможно воплотить в жизнь.  Президентский законопроект о референдуме уже практически подготовлен в Верховной Раде ко второму чтению, каковое в украинской практике обычно оказывает последним.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Социально-экономический кризис на Украние»:

29.12.2020
Год Зеленского
28.12.2020
Эксперт о перспективах встречи Путина и Зеленского
16.12.2020
Международный уголовный суд займется Украиной
12.12.2020
Донбасс: еще не война, но уже не перемирие
10.12.2020
Кому не нравится термин «внешнее управление Украины»?
02.11.2020
Зеленского готов нарушить Конституцию ради евроатлантического курса
26.10.2020
Эксперт о причинах поражения Зеленского на местных выборах
21.10.2020
Эксперт об украинских базах на Черном море
24.08.2020
Украина: что показал недавний скандал с «Евровидением»
10.08.2020
Местные выборы на Украине: на пороге новых потрясений
03.08.2020
Эксперт: идет процесс военной оккупации Украины
22.07.2020
Генетика украинского национализма
21.07.2020
Эксперт: киевскую власть от краха экономики может спасти только война (ВИДЕО)
17.07.2020
Эксперт: новая версия вторжения России от украинской пропаганды (ВИДЕО)
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.