
27 января 2021 года истекает срок исполнения договоренностей о выводе всех иностранных боевиков и наемников из Ливии, что было предусмотрено договоренностями о прекращении огня между формирования Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа и Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара. Однако процесс эвакуации так и не начался.
Представители политического руководства в лице руководителей законодательной власти от востока и запада страны пока безуспешно пытаются согласовать вопрос сформирования единого состава парламента, тем самым препятствуя разрядке сохраняющейся военной напряженности и способствуя усилению иностранного вмешательства во внутриполитические процессы страны.
При этом Турция выступает активным противником как политического, так и военного урегулирования, стремясь протащить в состав нового парламента Ливии как можно большего числа своих сторонников из числа активистов завуалированной местной радикальной группировки «братьев-мусульман».
Одновременно турки продолжают интенсивную подготовку в своих учебных центрах отрядов специального назначения, сформированных из ливийских экстремистов, лояльных правительству Фаиза Сарраджа. Эту деятельность временно исполняющая обязанности представителя Генерального секретаря ООН в Ливии американка Сьюзан Уильямс охарактеризовала как «внутреннее дело ливийского правительства, подписавшего на законных основаниях соответствующее соглашение с Турцией». Ей вторят влиятельные турецкие политики.
По сообщению Рами Абдеррахмана, руководителя лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии, в активный период конфликта турки направили в Ливию из Сирии около 18 тысяч арабских боевиков, из которых примерно 10750 после окончания контракта и выплаты денежного содержания были возвращены обратно. За это время было убито 496 сирийских боевиков. На замену сирийцам турки завербовали около 10 тысяч новых наемников, большую часть которых составляют подданные Туниса.
Командование ВС Турции продолжает усиление военного потенциала лояльных ПНС сил. По сведениям Рами Абдеррахмана, а также итальянским и шведским центрами слежения за полетами военной авиации, на ливийскую авиабазу Аль-Ватыя тяжелыми транспортными самолетами из Турции доставляется оружие и военное имущество для боевиков и оборудования турецких объектов инфраструктуры с интенсивностью 10 и более бортов в неделю. Для транспортировки грузов используются самолеты «Эйрбас А400М Атлас».
По данным руководства морской операции «Айрин», проводимой Европейским Союзом под эгидой ООН, в морской порт Триполи продолжают прибывать транспортные суда с турецкими военными грузами, несмотря на запретительные международные решения и достигнутые между ливийскими сторонами соглашения о прекращении огня.
Таким образом, Правительство национального согласия во главе с Фаизом Сарраджем при активной поддержке Турции пока не предпринимало каких-либо действенных мер по созданию основ для дальнейшего продвижения к миру в стране. Единственным осуществленным шагом стало прекращение огня, которое было достигнуто после чувствительных авиационных ударов, нанесенных по пытавшимся наступать отрядам боевиков.
Следует также признать, что передышку в боевых действиях военно-политическое Турции в первую очередь использует для наращивания сил и средств подконтрольных ей отрядов боевиков и иностранных наемников, с большой степенью уверенности возобновить наступление на войска маршала Халифы Хафтара.