
Юрий Веселов, военный обозреватель
Руководство Израиля проявляет серьезную обеспокоенность возможностью изменения политики США в отношении Ирана, ослабления или даже снятия с него жестких экономических санкций. Известно, что в ходе предвыборной кампании Джо Байден неоднократно высказывался против принятого администрацией президента Дональда Трампа решения о выходе из «Совместного всеобъемлющего плана действий» (СВПД), достигнутого 15 июля 2015 года в Лозанне (США, Россия, Китай, Британия, Франция и Германия) по иранской ядерной программе.
В соответствии с подписанным соглашением Иран допустил на все свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ и передал под международный контроль большую часть обогащенного урана, обязавшись прекратить его производство. В свою очередь, страны Запада приступили к пошаговому снятию санкций с Ирана.
8мая 2018 года Дональд Трамп объявил об одностороннем выходе США из соглашения по иранской ядерной программе, обвинив Тегеран в секретных разработках атомного оружия. Данное решение приветствовали только Израиль и Саудовская Аравия. Другие страны-подписанты СВПД выразили надежду, что выход США из договора не повлияет на позицию иранцев. Но американская администрация начала вводить жесткие экономические санкции против европейских и других государств, возобновивших сотрудничество с иранскими компаниями.
В ответ Иран в соответствии с параграфом 26 СВПД объявил о возобновлении производства обогащенного урана и тяжелой воды.
По официальному заявлению пресс-службы израильского кабинета министров, данный вопрос обсуждался 24 января по телефону между секретаря национальной безопасности Израиля Меиром Бен-Шаббатом и США Джейком Салливаном.
Несколькими днями ранее израильский телеканал «12» сообщил о подготовке визита в Вашингтон директора внешней разведки «Моссад» Йоси Коэна в начале февраля текущего года. В США планируется его встреча с президентом Джо Байденом и переговоры с руководителем ЦРУ Уильямом Бернсом. Оба американских деятеля занимали ранее несколько отличную от израильтян позицию по иранской ядерной программе.
По сообщению израильского информационного канала «Эй 24 Ньюз», Йоси Коэн предоставит американцам последние сведения о ядерных разработках Ирана и «потребует фундаментальных поправок по СВПД», которые предусматривают в любой новой версии ядерной сделки жесткие обязательства Ирана по отказу от производства атомного оружия. Прежде всего, это касается прекращения производства современных центрифуг и обогащенного урана.
Кроме того, Израиль будет настаивать на включение в новую редакцию соглашения требований, предусматривающих полное свертывание военной помощи лояльным Ирану шиитским вооруженным группировкам в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене; откажется от вооруженных интервенций на Ближнем Востоке и нападений на израильские представительства по всему миру.
В свою очередь, администрация Джо Байдена пока не обнародовала свои замыслы в отношении СВПД. Однако в предвыборных речах будущий президент США упоминал о возможности увязывания решения ядерной программы Ирана с ограничением исследований в области ракетных технологий.
В настоящее время трудно предполагать, какие конкретные требования будут выдвинуты Тегерану Вашингтоном. Но даже те, о которых сообщают информационные агентства, вряд ли будут встречены с пониманием в Иране. Некоторые из них заведомо неприемлемы для иранцев, так носят односторонний характер и угрожают утере его влияния в жизненно важных для него регионах.
Иранцы вряд ли согласятся с изложенными выше требованиями еще и потому, что относятся с большим скептицизмом и недоверием к договоренностям с США, за которым стоят Израиль и Саудовская Аравия. Руководители данных государств крайне враждебно настроены в отношении Ирана, и они твердо убеждены в том, что эта страна представляет реальную угрозу их безопасности.